Вернуться к Статьи

Китайские авто не впечатлили россиян. Продажи автомобилей из Поднебесной оказались ниже ожиданий

«Китайская угроза», которой так долго пугали отечественный автопром, оказалась совсем не такой страшной. Один из крупнейших импортеров китайских авто — «Ирито» — продала за девять месяцев только 6,6 тыс. автомобилей, что составляет менее 1% рынка иномарок. Китайские автомобили оказались не такими уж дешевыми, а китайские автопроизводители выбрали неправильную стратегию, считают эксперты.

На прошлой неделе компания «Ирито» — дистрибьютор китайских брендов Great Wall, BYD и Hafei — опубликовала итоги продаж за первые девять месяцев этого года. С января по сентябрь объем продаж компании составил 6605 автомобилей, включая грузовики. При этом более половины продаж (3627 штук) составили внедорожники и пикапы Great Wall. Обе малолитражки — «самая доступная иномарка» BYD Flyer и машина с дизайном от Pininfarina — разошлись скромными тиражами в 1240 штук (продажи начались в декабре 2005-го и в 2005 году составили 152 штуки) и 812 штук (продажи начались в июне). В 2005 году «Ирито» продала 4647 автомобилей. Таким образом, если, согласно собственному прогнозу компании, «Ирито» продаст по итогам года 10 тыс. автомобилей, рост составит более 100%. По оценке самой «Ирито», ее доля в продажах китайских автомобилей составляет приблизительно 80%.

Между тем относительно российского рынка легковых автомобилей в целом объемы продаж китайских брендов остаются ничтожно малы. По данным Ассоциации европейского бизнеса, объем продаж иномарок составил за девять месяцев этого года 685,8 тыс. автомобилей, показав рост в 58%. А российские производители, по данным АСМ-Холдинга, произвели за восемь месяцев (данные за девять месяцев еще не публиковались) этого года 746,8 тыс. автомобилей (+8,7%). Таким образом, доля китайских автомобилей составляет менее 1% продаж иностранных брендов и около 0,5% всех продаж легковых автомобилей.

Как говорят в «Ирито», небольшие в абсолютном выражении объемы продаж обусловлены тем, что китайские бренды неизвестны в России. «Компаниям мирового уровня вроде Ford проще наращивать продажи, потому что потребитель их знает и у компании есть репутация. А китайские бренды неизвестны, и покупатель относится к ним с опаской. Кроме того, пикапы — это совершенно новый сегмент, говорят в «Ирито».

«6 тыс. автомобилей при объеме рынка в полтора миллиона — это капля в море», — считает бывший гендиректор Восточно-Европейского торгового альянса (ВЕТА, дистрибьютор легковых моделей FAW) Вячеслав Карташов. Однако, по его словам, старт неизвестного бренда не может быть высоким и быстрым. «Китайские автомобили оказались не такими классными и не такими дешевыми, как все ожидали, — сказал он. — Но китайцы очень быстро учатся, и автомобили из Поднебесной тоже найдут свое место на рынке. Но случится это через два-три года».

«Китайская экспансия оказалась мыльным пузырем», — уверен председатель правления Российско-китайского центра торгово-экономического сотрудничества Сергей Санакоев. Как считает г-н Санакоев, китайцы выбирали себе недостаточно сильных местных партнеров, в результате чего остались без развитой региональной сети. Кроме того, некоторые проекты, в частности завод Great Wall в ОЭЗ «Алабуга», забуксовали из-за неправильно оформленных бизнес-планов. При этом ранее сообщалось, что в течение октября должно быть подписано соглашение о совместном строительстве завода Chery и «Автотора».

Между тем еще три проекта так и остались нереализованными. Новосибирский предприниматель Александр Бойко отказался от сборки Tianye Admiral и Chery Amulet, так как не смог получить в МЭРТ режим промсборки. Кроме того, в МЭРТ лежит на согласовании проект «Ирито» по сборке BYD Flyer. А автозавод «Алтай» до сих пор не получил одобрение заявки от МЭРТ. По мнению г-на Бойко, проблема китайских проектов в нежелании МЭРТ допускать на рынок китайские бренды, которые уже сегодня конкурируют с АвтоВАЗом. Однако, по мнению г-на Санакоева, никакого противодействия со стороны МЭРТ нет.