«Китайская угроза», которой так долго пугали отечественный автопром, оказалась совсем не такой страшной. Один из крупнейших импортеров китайских авто — «Ирито» — продала за девять месяцев только 6,6 тыс. автомобилей, что составляет менее 1% рынка иномарок. Китайские автомобили оказались не такими уж дешевыми, а китайские автопроизводители выбрали неправильную стратегию, считают эксперты.
На прошлой неделе компания «Ирито» — дистрибьютор китайских брендов Great Wall, BYD и Hafei — опубликовала итоги продаж за первые девять месяцев этого года. С января по сентябрь объем продаж компании составил 6605 автомобилей, включая грузовики. При этом более половины продаж (3627 штук) составили внедорожники и пикапы Great Wall. Обе малолитражки — «самая доступная иномарка» BYD Flyer и машина с дизайном от Pininfarina — разошлись скромными тиражами в 1240 штук (продажи начались в декабре 2005-го и в 2005 году составили 152 штуки) и 812 штук (продажи начались в июне). В 2005 году «Ирито» продала 4647 автомобилей. Таким образом, если, согласно собственному прогнозу компании, «Ирито» продаст по итогам года 10 тыс. автомобилей, рост составит более 100%. По оценке самой «Ирито», ее доля в продажах китайских автомобилей составляет приблизительно 80%.
Между тем относительно российского рынка легковых автомобилей в целом объемы продаж китайских брендов остаются ничтожно малы. По данным Ассоциации европейского бизнеса, объем продаж иномарок составил за девять месяцев этого года 685,8 тыс. автомобилей, показав рост в 58%. А российские производители, по данным АСМ-Холдинга, произвели за восемь месяцев (данные за девять месяцев еще не публиковались) этого года 746,8 тыс. автомобилей (+8,7%). Таким образом, доля китайских автомобилей составляет менее 1% продаж иностранных брендов и около 0,5% всех продаж легковых автомобилей.
Как говорят в «Ирито», небольшие в абсолютном выражении объемы продаж обусловлены тем, что китайские бренды неизвестны в России. «Компаниям мирового уровня вроде Ford проще наращивать продажи, потому что потребитель их знает и у компании есть репутация. А китайские бренды неизвестны, и покупатель относится к ним с опаской. Кроме того, пикапы — это совершенно новый сегмент, говорят в «Ирито».
«6 тыс. автомобилей при объеме рынка в полтора миллиона — это капля в море», — считает бывший гендиректор Восточно-Европейского торгового альянса (ВЕТА, дистрибьютор легковых моделей FAW) Вячеслав Карташов. Однако, по его словам, старт неизвестного бренда не может быть высоким и быстрым. «Китайские автомобили оказались не такими классными и не такими дешевыми, как все ожидали, — сказал он. — Но китайцы очень быстро учатся, и автомобили из Поднебесной тоже найдут свое место на рынке. Но случится это через два-три года».
«Китайская экспансия оказалась мыльным пузырем», — уверен председатель правления Российско-китайского центра торгово-экономического сотрудничества Сергей Санакоев. Как считает г-н Санакоев, китайцы выбирали себе недостаточно сильных местных партнеров, в результате чего остались без развитой региональной сети. Кроме того, некоторые проекты, в частности завод Great Wall в ОЭЗ «Алабуга», забуксовали из-за неправильно оформленных бизнес-планов. При этом ранее сообщалось, что в течение октября должно быть подписано соглашение о совместном строительстве завода Chery и «Автотора».
Между тем еще три проекта так и остались нереализованными. Новосибирский предприниматель Александр Бойко отказался от сборки Tianye Admiral и Chery Amulet, так как не смог получить в МЭРТ режим промсборки. Кроме того, в МЭРТ лежит на согласовании проект «Ирито» по сборке BYD Flyer. А автозавод «Алтай» до сих пор не получил одобрение заявки от МЭРТ. По мнению г-на Бойко, проблема китайских проектов в нежелании МЭРТ допускать на рынок китайские бренды, которые уже сегодня конкурируют с АвтоВАЗом. Однако, по мнению г-на Санакоева, никакого противодействия со стороны МЭРТ нет.