Интересные факты

Антон Павлович Чехов родился 17 (29) января 1860 года в Таганроге в семье купца Павла Егоровича и Евгении Яковлевны Чеховых. Он был третьим ребенком в семье. При крещении 27 января в Успенском соборе Таганрога новорожденный был назван Антонием. У Антона Павловича Чехова было четверо братьев (Александр, Николай, Иван, Михаил) и две сестры (Мария и Евгения). Евгения умерла в раннем детстве.

* * *

Дед Антона Павловича Егор Михайлович Чехов был крепостным крестьянином, но он выкупил и себя, и свою семью, так что сам писатель родился уже свободным человеком.

* * *

Антон Павлович Чехов является классиком мировой литературы и одним из самых известных драматургов мира. Именно драматургия Чехова считается «визитной карточкой» русской литературы в мире. Его пьесы на протяжении более ста лет ставятся во многих театрах мира. За 25 лет творчества Антон Павлович Чехов создал более пятисот различных произведений (коротких юмористических рассказов, повестей, пьес), многие из которых стали классикой мировой литературы. Его произведения переведены более чем на сто языков.

* * *

Чехов входит в тройку самых экранизируемых авторов в мире. На 2023 год в мире снято около 600 фильмов по Чехову. Он является лидером по числу зарубежных экранизаций русской классики — его произведения экранизировались за рубежом более 300 раз.

* * *

Известный литературный принцип «Чеховское ружье» был создан именно Антоном Павловичем. Он прост: если на сцене есть ружье, оно должно рано или поздно выстрелить. Проще говоря, в сюжете не должно быть неоконченных или оборванных сюжетных линий.

* * *

О Чехове написано столько воспоминаний, что один только их библиографический перечень составляет целую книгу. Для их издания в полном виде понадобилось бы немало объемистых томов. В сущности, это целая мемуарная библиотека.

* * *

В 1866 (по другим источникам 1867) году отец отдал Антона и его брата Николая в греческую школу при церкви царя Константина в Таганроге. Однако пробыли они в ней всего год (или два) года, так ничему и не научившись. В 1868 году отец отдал Антона в приготовительный класс мужской классической гимназии.

* * *

Все дети Павла Егоровича получили гимназическое образование. Антон учился в классической мужской гимназии Таганрога с 1868 по 1879. Он дважды оставался на второй год — в третьем классе из-за географии и арифметики и в пятом, так как не сдал экзамен по греческому языку. Оценки в аттестате были разными — три пятерки, три четверки и четыре тройки.

* * *

Вспоминая свою жизнь, Чехов говорил, что у него не было детства. Он с юных лет помогал отцу в лавке и пел в церковном хоре, так что у него почти не было свободного времени.

* * *

Во время учебы в гимназии Антон также учился в портняжной мастерской, в которой научился неплохо шить. Он сам шил себе штаны и жакеты, в которых ходил дома и в театр. По воспоминаниям его тетки Марфы Ивановны Лободы, бывшей замужем за дядей Антона И.Я. Морозовым, он приходил к ним в дом в гимназическом мундире, переодевался в штатское, нахлобучивал картуз дворника и со своей компанией шел в театр на галерку.

* * *

Одним из преподавателей в Таганрогской гимназии в 1868—1875 годах был надворный советник Эдмунд-Руфин Иосифович Дзержинский (1838—1882). Он был отцом Феликса Эдмундовича Дзержинского, будущего революционера, основателя и руководителя ВЧК.

* * *

Его первые литературные опыты его состоялись еще в детстве, во время обучения в гимназии. Он издавал студенческие юмористические журналы и писал небольшие рассказы.

* * *

Свое первое крупное произведение, драму «Безотцовщина», Антон Павлович написал в 18-летнем возрасте. Пьеса обнаружена и опубликована через 19 лет после смерти автора. Название пьесы восстановлено по письму Александра Чехова от 14 октября 1878 года. Так как в тексте пьесы было около 170 страниц, чаще всего она ставится с купюрами. В большинстве постановок использовалось название «Платонов».

* * *

Когда Антону Павловичу исполнилось всего 16 лет, его отец разорился и, скрываясь от кредиторов, уехал в Москву, следом за ним уехала и мать с младшими детьми. Антон, учившийся в гимназии, остался один в Таганроге. С этого времени он стал сам зарабатывать на жизнь, давая частные уроки.

* * *

После окончания гимназии в 1879 году Антон Чехов переехал в Москву, поступил на медицинский факультет университета и стал зарабатывать литературным трудом. Он печатал под разными псевдонимами юмористические заметки в разных журналах Москвы и Петербурга. Самым известным псевдонимом Чехова было имя «Антоша Чехонте». Считается, что это прозвище дал ему учитель богословия в таганрогской гимназии. всего Чехов использовал более 50 псевдонимов, причем среди них были и весьма экстравагантные, вроде «Человек без селезенки» или «Врач без пациентов».

* * *

Во время учебы в медицинском университете одним из его преподавателей был знаменитый врач Н.В. Склифосовский.

* * *

После окончания университета Антон Павлович получил диплом врача. Некоторое время он был главврачом в городской больнице Звенигорода. Затем он начал частную медицинскую практику, он принимал пациентов у себя на квартире. А к тем из них, что не могли передвигаться самостоятельно, ездил сам. Однако больших доходов занятие медициной ему не приносило, так зачастую он принимал больных бесплатно. Настоящим призванием для него стала литература. Но и в дальнейшем Чехов никогда не отказывал нуждающимся в медицинской помощи, он вел прием больных крестьян во время летнего отдыха на дачах в Богимове, на Луке, в своем имении Мелихове.

* * *

Среди друзей и знакомых Чехова было много творческих людей. Одним из близких друзей был художник Исаак Левитан, дружил писатель также с писателем Иваном Буниным. Общался Антон Павлович с Львом Николаевичем Толстым, Максимом Горьким, Александром Куприным, Владимиром Короленко.

* * *

После издания его первого сборника «Пестрые рассказы» в 1886 году о Чехове заговорили как о талантливом писателе. За следующий сборник рассказов «В сумерках», вышедший в 1887 году, он получил Пушкинскую премию. Настоящее признание к Чехову пришло после публикации в 1887 году в престижном «толстом» журнале «Северный вестник» повести «Степь».

* * *

Всю жизнь Антон Павлович носил с собой блокнот, в который записывал случайно услышанные им обрывки разговоров, заинтересовавшие его. Позднее он использовал их в своих произведениях.

* * *

Антон Павлович Чехов был одним из 53 учредителей Русского гимнастического общества, основанного в мае 1883 года в Москве. Его председателем стал Оттон Иванович Селецкий. Учредителями также были известный русский писатель и журналист Владимир Алексеевич Гиляровский, известный промышленник и предприниматель Н.Н. Шустов, а также русские предприниматели и меценаты Сергей Тимофеевич Морозов и Савва Тимофеевич Морозов.

* * *

Чехов много путешествовал как по России, так и за ее пределами. Самым длинным его путешествием стала поездка на остров Сахалин. На остров он добирался около трех месяцев, проехав при этом через всю Сибирь. На Сахалине он провел три месяца. На обратном пути он посетил Японию, Гонконг, Сингапур, остров Цейлон.

* * *

На Сахалине он записывал свои наблюдения, общался с людьми, вел статистику по населенным пунктам. Фактически, его данные явились первой переписью населения острова. По результатам этой поездки была написана книга «Остров Сахалин», над которой он работал около пяти лет. После ее публикации власти обратили внимание на проблемы каторжников, и условия жизни на Сахалине были улучшены.

* * *

Специально для поездки на Сахалин было куплено длинное кожаное пальто. Это о нем писал Чехов сестре Марии Павловне в мае 1890 года: «О милое кожаное пальто! Если я не простудился, то обязан только ему одному. Когда вернусь, помажьте его за это салом или касторкой». Это пальто сохранилось до наших дней, хранится в доме-музее писателя в Ялте.

* * *

Из путешествия на Сахалина Антон Павлович привез мангуста и пальмовую кошку, купленных на острове Цейлон, куда он заезжал по дороге домой. Некоторое время зверьки жил в доме Чеховых в Москве. Затем оставшегося одного мангуста взяли с собой на дачу в Богимове, где он потерялся и был найден охотниками. Мангуст доставлял домашним немало хлопот, и его пришлось отдать Московскому зоологическому саду.

* * *

Чехов любил собак, но более других — такс, за особый ум и деликатность. В имении в Мелихове у него жили две таксы, которым он дал «медицинские» имена: Хина Марковна и Бром Исаевич. В 2012 году в музее-заповеднике «Мелихово» чеховским таксам установили памятник.

* * *

В 1891—1892 годах, уже будучи известным писателем, одним из крупнейших литераторов в России, Чехов отказывается от литературной деятельности и доходов от нее ради борьбы с эпидемией холеры, охватившей крестьянские селения.

* * *

В октябре 1896 года напряженная работа подорвала силы Чехова и ускорила туберкулезный процесс, начавшийся еще в студенческие годы. В марте 1897 года попал в клинику Остроумова в Москве. Врачи рекомендовали ему проводить зиму в теплом климате. Через год, осенью 1898 года, Чехов купил в деревне Аутка возле Ялты участок земли, на котором построил дом. В нем он провел последние пять лет жизни.

* * *

Чехов любил розыгрыши. Дроздова, гостившая летом 1897 года в Мелихове, запомнила один из них. Однажды он рассказал ей по секрету об одном из гостей, соседе-помещике, что с ним опасно оставаться наедине. Самому «опасному» соседу Чехов поведал, как любит эта девушка катание на тройках, но уговорить ее трудно, уж очень застенчива. И потом наблюдал, как Дроздова отбивалась от настойчивых предложений прокатиться.

* * *

6 декабря 1899 года указом императора Николая II «попечитель Талежского сельского училища Серпуховского уезда Антон Чехов» был награжден орденом святого Станислава 3-й степени. При этом в обращении к награжденному в императорском указе было сформулировано следующим образом: «Нашему потомственному дворянину...». Таким образом, А.П. Чехов приобрел права потомственного дворянства и право на включение в 1-ю часть дворянской родословной книги Московской губернии, поскольку именно в ней имел недвижимое имение. Сам Чехов никогда не упоминал об этом обстоятельстве. Подлинник указа Николая II был случайно обнаружен только в 1930 году.

* * *

В 1900 году, при первых же выборах в разряд изящной словесности Отделения русского языка и словесности Академии наук, Чехов был избран в число почетных академиков по разряду изящной словесности. В 1902 году Чехов вместе с В.Г. Короленко отказался от звания академика после распоряжения императора Николая II аннулировать избрание Максима Горького в почетные академики.

* * *

Всю взрослую жизнь Чехов придерживался одного и того же стиля — костюм и галстук-бабочка. Он всегда тщательно следил за собой, и за всю жизнь Чехова никто не видел в неопрятном виде.

* * *

Станиславский считал Чехова «великолепным физиономистом». Как-то раз осенью 1901 года они беседовали в грим-уборной. Вошел человек, известный веселым нравом, жизнерадостный. Чехов внимательно смотрел на него, а потом расспрашивал, кто он. И вдруг сказал, что это возможный самоубийца. Станиславский посмеялся, но, узнав впоследствии, что человек этот отравился, вспомнил слова Чехова.

* * *

Много лет Чехов посвятил благотворительности. Он бесплатно лечил людей, содействовал постройке школ и больниц, отправлял книги для библиотек Таганрога и Сахалина. В последние годы жизни в Ялте тяжело больной Чехов активно помогал чахоточным больным, приезжавшим в Крым с тем же диагнозом, при его помощи был открыт туберкулезный санаторий в Ялте.

* * * * * *

В 1901 году Чехов женился на актрисе Московского художественного театра Ольге Книппер. Несмотря на женитьбу, в жизни его мало что изменилось. Он жил в Ялте, а Ольга Леонардовна — в Москве, они редко встречались. Продлился брак три года, до смерти писателя. Несмотря на то, что Антон Павлович мечтал о ребенке от любимой жены, детей в браке не было.

* * *

11 сентября 1898 года Всеволод Мейерхольд сделал дневниковую запись о присутствии Чехова на репетиции «Чайки». Он отметил реакцию автора на сообщение одного из актеров о том, что в спектакле за сценой будут квакать лягушки, трещать стрекозы, лаять собаки, а на сцену выйдут дворня и женщина с плачущим ребенком. Такое сценическое решение казалось театру жизненным и натуральным, на что Чехов возразил: «Сцена — искусство. У Крамского есть одна жанровая картина, на которой великолепно изображены лица. Что, если на одном из лиц вырезать нос и вставить живой? Нос "реальный", а картина-то испорчена».

* * *

В 1892 году был опубликован рассказ Антона Павловича Чехова «Попрыгунья». Отклики на этот рассказ были весьма своеобразны. В литературных кругах Москвы не обратили внимания ни на смысл, ни на художественные достоинства этого произведения. Зато не было конца пересудам по поводу прототипов «Попрыгуньи». 29 апреля 1892 года Чехов написал в Петербург: «Можете себе представить, одна знакомая моя, 42-летняя дама, узнала себя в двадцатилетней героине моей "Попрыгуньи"… и меня вся Москва обвиняет в пасквиле. Главная улика — внешнее сходство: дама пишет красками, муж у нее доктор, и живет она с художником». Дамой этой была Софья Петровна Кувшинникова. Но узнала себя не только она. В рассказе узнал себя и Исаак Ильич Левитан. По воспоминаниям Михаила Павловича Чехова, дело чуть не дошло до вызова Чехова на дуэль. Вызова не последовало, но давние приятельские отношения с Чеховым Левитан прервал. Разрыв этот продлился несколько лет.

* * *

По воспоминаниям Станиславского, Антон Павлович Чехов в названии своей пьесы «Вишнёвый сад» делал акцент на букве ё, при том, что в то время по правилам русского языка в слове «вишневый» надо было делать ударение на первом слоге. «"Послушайте, я же нашел чудесное название для пьесы. Чудесное!" — объявил он, смотря на меня в упор. "Какое?" — заволновался я. "Ви́шневый сад", — и он закатился радостным смехом. <...> Как-то во время спектакля он зашел ко мне в уборную... "Послушайте, не Ви́шневый, а Вишнёвый сад", — объявил он и закатился смехом. В первую минуту я даже не понял, о чем идет речь, но Антон Павлович продолжал смаковать название пьесы, напирая на нежный звук ё в слове "Вишнёвый". <...> На этот раз я понял тонкость: "Ви́шневый сад" — это деловой, коммерческий сад, приносящий доход. Такой сад нужен и теперь. Но "Вишнёвый сад" дохода не приносит, он хранит в себе и в своей цветущей белизне поэзию былой барской жизни. Такой сад растёт и цветёт для прихоти, для глаз избалованных эстетов. Жаль уничтожать его, а надо, так как процесс экономического развития страны требует этого».

* * *

У Каштанки из одноименного рассказа Чехова было несколько прототипов. Дрессировщик Владимир Дуров в книге «Мои звери» (1927) писал: «Вы читали рассказ А. Чехова "Каштанка"?.. Эта история случилась со мной. Это я нашел Каштанку; я ее дрессировал и выступал с ней, я же и рассказал про нее Антону Павловичу Чехову». Историю о Каштанке писатель мог услышать и от издателя Н.А. Лейкина, и от своего товарища по гимназии Е.Т. Ефимьева. Любопытно, что у гуся, кота и свиньи тоже были прототипы. В «Осколках московской жизни» Антон Павлович писал о любимице публики — дрессированной свинье Дурова. А еще — о дрессированном гусе в цирке Саломонского. А кот Федор Тимофеич жил в доме Чеховых.

* * *

Памятники Чехову есть не только в России, но и в других странах, например, в Германии и на Шри-Ланке и на Украине. Первый в мире памятник Чехову был открыт в немецком городе Баденвайлере 12 июля 1908 года. В годы Первой мировой войны бронзовый бюст был переплавлен, металл был использован для военных целей.

* * *

Всего в мире (в России и за рубежом) имеется 14 чеховских музеев. Именем Чехова назван город в Подмосковье, три села, 1290 проспектов, улиц, площадей, переулков и проездов в населенных пунктах России и множество улиц в других странах. Имя Чехова носят один из кратеров на Меркурии и астероид под номером 2369 в главном астероидном поясе.

* * *

Одно из старейших литературных изданий Нью-Йорка носит имя Антона Павловича Чехова.

* * *

Самая маленькая книга в мире — это книжечка, содержащая рассказ А.П. Чехова «Хамелеон». Она была создана в 1996 году мастером из Омска Анатолием Кононенко. В книжечке размером 0,9 мм х 0,9 мм на 15 страницах книги он поместил 11 первых строк из рассказа «Хамелеон», два рисунка и портрет Чехова.

* * *

Советское телевидение началось с Чехова. 15 ноября 1934 года состоялась первая звуковая передача малострочного практического телевидения. Это был эстрадный концерт, который продолжался 25 минут. Первым выступил народный артист СССР, актер Московского художественного театра Иван Михайлович Москвин. Он прочитал рассказ Чехова «Злоумышленник». Кроме Москвина, зрители увидели выступление певицы и балетной пары.

* * *

В середине 1960-х годов в Большом драматическом театре Кулыгина в пьесе «Три сестры» играл актер Владислав Стржельчик. Чай, который актеры должны были пить на сцене, он заменял на коньяк, со всеми вытекающими комичными последствиями для коллег по сцене. Легендарной в театре стала фраза: «Очень-очень крепкий чай», сказанная одной из героинь после первого глотка. 



На правах рекламы

сдать воду на химический анализ