Вернуться к Экранизации

Анюта

Оригинальное название: Анюта
Жанр: экранизация
Формат: фильм-балет, музыкальный, телевизионный, цветной
Режиссеры-постановщики: Александр Белинский, Владимир Васильев
Режиссер: И. Милютенко
Сценарий: Александр Белинский, Антон Чехов
Актеры: Екатерина Максимова, Владимир Васильев, Гали Абайдулов, Джон Марковский, Анатолий Гридин, Марат Даукаев, Кира Кириллова, Дима Карасев, Никита Щеглов, В. Долгалло, Н. Богданов, Г. Колобков, Н. Коробков, Е. Мясищев, И. Соловьев, Д. Церус, Н. Куликов, Ж. Дубровская, Л. Комолова, М. Новоселова, Т. Цветкова, Е. Гринева, Л. Вахонева, Г. Войтова, В. Евдокимова, Л. Икова, Г. Ларичева, В. Хуснулова, Г. Шакирова
Оператор: Генрих Маранджян
Композитор: Валерий Гаврилин
Звукорежиссер: Эдуард Ванунц
Художник-постановщик: Белла Маневич-Каплан
Художник по костюмам: М. Стручкова
Монтаж: Анна Бабушкина
Директор: Игорь Каракоз
Длительность: 1 час 7 минут 43 секунды
Язык: русский
Страна: СССР
Производство: киностудия «Ленфильм»
Год: 1982
Премьера: 1 мая 1982 года


Телевизионный фильм-балет «Анюта» на музыку Валерия Гаврилина был снят в 1982 году по мотивам рассказа Антона Павловича Чехова «Анна на шее». Балет «Анюта» изначально был задуман как телеспектакль. Автор сценария Александр Белинский и балетмейстер-постановщик Владимир Васильев смогли очень точно «пересказать» средствами танца известный рассказ Чехова «Анна на шее». Фильм состоит из сменяющих друг друга танцевальных картинок, в которых показано постепенное перевоплощение доброй, скромной, благовоспитанной учительской дочери в легкомысленную светскую львицу, не отягощенную моральными принципами.

В качестве музыкальной основы Белинский предложил использовать фортепианные и вокальные произведения Валерия Гаврилина, мелодичные и яркие, воссоздающие картины провинциального городка и образы его обитателей. В течение работы была добавлена музыка, расширены хореографические номера и трактовка образов. В либретто балетмейстер ввел новый персонаж, которого нет у Чехова, — Студента, первую любовь Анюты. С ним она вынуждена расстаться, выходя замуж за нелюбимого жениха.

Фильм имел огромный зрительский успех и популярность, получал призы на международных фестивалях и в зарубежных гастролях. Он был закуплен и показан в 114 странах мира. Сценическая версия телевизионного фильма-балета «Анюта» на музыку Валерия Гаврилина впервые была поставлена в неапольском театре «Сан-Карло» (Италия) в 1986 году.

Оркестровка разрозненных музыкальных произведений Валерия Гаврилина по просьбе и под руководством самого композитора была выполнена Станиславом Горковенко, который стал музыкальным руководителем и дирижером и в фильме-балете, и в первой постановке балета на сцене в Италии. Музыка Валерия Гаврилина была записана оркестром Ленинградской государственной филармонии имени Д. Шостаковича, дирижер Станислав Горковенко.

Сюжет

Действие происходит в провинциальном городке. После смерти жены учитель гимназии Петр Леонтьевич остается с тремя детьми: взрослой дочерью Анной и сыновьями-гимназистами Петей и Андрюшей. Тоскуя по жене, Петр Леонтьевич начинает пить. Анна, чтобы спасти семью от нищеты, соглашается выйти замуж за пожилого чиновника Модеста Алексеевича. Ради этого брака она отказывается от своей любви к бедному студенту. Вскоре после свадьбы она понимает, что ее муж скуп и не намерен помогать родственникам жены.

На праздничном балу юная Анюта покоряет своей молодостью, умом и красотой присутствующих мужчин. Они наперебой стараются завоевать ее внимание и симпатию. Богатый барин Артынов, офицеры и даже сам Его Сиятельство князь увлечены Анной Петровной. Они готовы все сделать для того, чтобы угодить ей. От неожиданного успеха у Анюты кружится голова. Она забывает обо всем: о ненавистном муже, о спивающемся отце, о несчастных братьях, о недавно еще любимом студенте.

Модест Алексеевич понимает, какую выгоду можно извлечь из этой ситуации и поощряет «амуры» супруги. Карьера и положение в обществе для него выше других интересов. Очень скоро он получает орден Святой Анны и с нетерпением ожидает новых милостей от покровителей своей жены. В то же время отца Анны Петра Леонтьевича объявляют несостоятельным должником. У него описывают немногое оставшееся имущество, а его самого с детьми выгоняют на улицу в морозную ночь.

В ролях

  • Екатерина Максимова — Анюта, восемнадцатилетняя девушка, дочь Петра Леонтьевича
  • Владимир Васильев — Петр Леонтьевич, учитель чистописания и рисования в гимназии провинциального городка, отец Анюты
  • Гали Абайдулов — Модест Алексеевич, чиновник 52-х лет, муж Анюты
  • Джон Марковский — Артынов, богач, один из ухажеров Анны
  • Анатолий Гридин — Его сиятельство, князь и важный сановник
  • Марат Даукаев — Студент, бедный молодой человек, влюбленный в Анюту
  • Кира Кириллова — Анюта в детстве
  • Дима Карасев — сын Петра Леонтьевича, гимназист
  • Никита Щеглов — сын Петра Леонтьевича, гимназист
  • Валерий Долгалло
  • Н. Богданов
  • Геннадий Колобков
  • Н. Коробков
  • Евгений Мясищев
  • Игорь Соловьев — чиновник
  • Д. Церус
  • Николай Куликов
  • Виолетта Хуснулова
  • Людмила Комолова
  • Елена Гринева
  • Галина Войтова
  • Галина Ларичева

Интересные факты

В либретто, созданном по мотивам чеховского рассказа, балетмейстер ввел новый персонаж — Студента. Эта любовная линия главной героини и Студента была необходима Васильеву: «...я мучился. Анюта не давала мне покоя. Чего-то не хватало в самом ее образе. Нужен был мотив для оправдания ее поступков и сочувствия ей зрителей. Нужно было дать Анюте повод для ее переживаний, внутренних мук и радости. Я задавал себе вопрос, а любила ли кого-нибудь Анна помимо своей семьи: матери, рано ушедшей из жизни, отца, пьющего больше и больше после смерти жены, маленьких братьев Пети и Андрюши? И подумал, что у нее ведь могла быть первая любовь. Так родился образ Студента и их юношеской чистой любви с Анной. Конечно, у Чехова нет и намека на эту любовь. Но мне она была необходима».

* * *

Композитор Валерий Гаврилин поначалу сдержанно отнесся к идее поставить балет на его музыку. Но когда он увидел впервые уже смонтированное адажио «Прощание Анюты с Студентом», мнение его об этой постановке совершенно изменилось: «Хореография Васильева меня поразила: она украсила музыку, исключительно ярко истолковала и обогатила ее. Мне совершенно ясно, что если балетмейстер так умеет слышать и понимать музыку — это чудо и явление на все времена выдающееся».

* * *

В фильме-балете в роли острохарактерной партии Модеста Алексеевича танцевал Гали Абайдулов, на роль Студента был приглашен солист Кировского театра Марат Даукаев, Его Сиятельства — Анатолий Гридин, а Артынова — Джон Марковский.

* * *

В фильме были также заняты артисты Ленинградского Малого оперного театра. А вот исполнителя на роль отца главной героини все никак не могли найти: партия почти нетанцевальная, но актерски очень непростая. Подошло время снимать, и тогда Белинский сказал Васильеву: «Ты прекрасно показываешь его, играй сам». Так легендарный танцовщик стал Петром Леонтьевичем — отцом Анюты.

* * *

Постановка хореографических номеров Владимиром Васильевым осуществлялась как «монтажная хореография». Танец в фильме-балете снимался фрагментами, крупные, средние и общие планы монтировались в движении. На музыку одного номера снимались несколько мест действия, иногда параллельная хореографическая жизнь разных персонажей. Поиски Владимира Васильева в этой области начались с телефильма «Жиголо и Жиголетта».

* * *

Балет «Анюта» — первый в истории случай, когда хореографическое произведение переносится с экрана на сцену, а не наоборот, что происходило неоднократно. Через несколько лет после выхода в свет фильма-балета «Анюта» генеральный директор театра Сан-Карло в Неаполе Франческо Канесса позвонил Владимиру Васильеву и предложил поставить на сцене его театра этот балет. В двухактной сценической версии «Анюты» балетмейстером были добавлены сцены и музыка Гаврилина, расширена хореография. И 21 января 1986 года на сцене театра Сан-Карло родился балет, которому судьба уготовала долгую сценическую жизнь.

* * *

31 мая 1986 года балет «Анюта» был впервые показан на сцене Большого театра. В это время балет Большого гастролировал в Америке, и Васильев практически за месяц перенес готовый спектакль на сцену Большого, поставив его на остававшуюся в Москве часть балетной труппы театра. В центре спектакля была Екатерина Максимова — Анюта, а в роли ее отца, Петра Леонтьевича, — Владимир Васильев. Балет имел оглушительный успех, позднее он был поставлен во многих театрах России.

* * *

Екатерина Максимова и Владимир Васильев триумфально танцевали «Анюту» вплоть до ухода на пенсию.

Награды и номинации

  • В 1982 году получил приз «Интервидения» на международном фестивале телефильмов «Злата Прага».
  • Фильм был удостоен Государственной премии РСФСР.
  • В 1983 году фильм прлоучил золотой приз по разделу музыкальных телефильмов на X Всесоюзном телевизионном фестивале в Алма-Ате.

Музыка в фильме

Замысел балета по мотивам рассказа А.П. Чехова «Анна на шее» родился из Вальса композитора Валерия Гаврилина. Екатерина Максимова вспоминала:

Александр Белинский давно хотел снять телевизионный балет по Чехову, долго «ходил вокруг» «Скверного анекдота», а потом как-то раз услышал вальс Валерия Гаврилина и понял, что это настоящий «чеховский вальс». Вот так, не от литературы, а от музыки родился замысел фильма, хотя в основе его были использованы мотивы рассказов Антона Павловича Чехова, большей частью — «Анна на шее». <...> Для «Анюты» Александр Аркадьевич вместе с Володей подбирал музыку буквально по кусочкам из разных произведений Валерия Гаврилина.

Идея фильма-балета родилась у Белинского, и он предложил поставить его Васильеву. Вот как сам Васильев описывал свое впечатление от музыки Гаврилина:

Белинский вытащил из кармана кассету и дал мне со словами: «Послушай и поймешь. Это гениально!». Первое, что я услышал на этой кассете, был вальс. И сразу, с первых же нот понял, что Белинский был прав: музыка рождала такие щемящие чувства, была так образна, красочна, и так близка портретам героев А.П. Чехова, что я представил себе и провинциальный город, и площадь, и обывателей этого города, и чиновников, и Артынова, и Петра Леонтьевича, и Модеста Алексеевича, и, конечно, Анюту. Слова Чехова и музыка Гаврилина слились воедино и обрели реальность в движении и пластике всех персонажей. И это было «ГЕ-НИ-АЛЬ-НО»!

Вальс, с которого начиналось действие, стал для меня ключом к решению всего спектакля. Потом мы прослушали огромное количество фортепианных и вокальных произведений Гаврилина. Выбрали то, что нам было необходимо, и оставалось совсем немного: воплотить воображаемое на экране.

Валерий Гаврилин так писал об этом балете: «Оказывается, сам того не ведая, я уже давно пишу балетную музыку, да еще помогающую воплотить на сцене чеховские образы». По поводу балетной музыки Александр Белинский в одной из своих статей подтвердил: «Ни одного номера, ни одной разработки своего же сочинения композитор специально для балета не писал.

Тема чиновников возникла из оркестрового сочинения Валерия Гаврилина «Государственная машина». Знаменитая тарантелла, часто исполняемая в концертах, представляет собой оркестровку пьесы «Французская песенка» из «Фортепианного альбома».

О фильме

Автор сценария Александр Белинский говорил о фильме: «Обычно экранизация произведения следует вслед за ее театральным воплощением. Но вот редкий случай: телефильм "Анюта", имевший большой успех у нас и за рубежом, получивший приз "Интервидения" и удостоенный Государственной премии РСФСР, обрел новую жизнь в театре Неаполя, а затем и на сцене Большого театра СССР».

Балерина Екатерина Максимова рассказывала о своей роли в балете «Анюта»: «Трансформация для балетной сцены знаменитых литературных произведений — задача всегда сложная. Тем более, когда речь идет о таком многогранном и тонком авторе, как Антон Павлович Чехов, один из любимейших моих писателей, проза которого словно соткана из полутонов и пронизана светом».

«История, рассказанная Чеховым, узнаваема и трагична именно своей обыденностью, — размышляет балерина. — Девушка становится перед выбором: жить в бедности с любимым, или в достатке с нелюбимым, и выбирает последнее... Вихрь новой жизни захватывает, кружит и уносит ее. И остаются незамеченными ею на улице вконец обнищавший отец и два братишки, когда она проносится на тройке с очередным поклонником... И еще, я думаю, этот по-чеховски мудрый и глубокий рассказ заставляет задуматься о том, что нельзя изменить себе, пойти на компромисс только один раз — обратного пути нет».

«Когда меня спрашивают о моей любимой роли современного репертуара, то я называю Анюту, — рассказывает балерина. — Не каждой актрисе, а уж тем более балерине выпадает счастье воплотить образ героини рассказа великого писателя! И я благодарна судьбе за это счастье!».

* * *

Как родилась «Анюта» (История постановки)

Идеей постановки фильма по чеховскому рассказу «Анна на шее» был одержим режиссер Александр Белинский, страстный поклонник Екатерины Максимовой, создавший для нее лучшие советские телебалеты — «Галатею» и «Старое танго». Он же нашел и композитора Гаврилина. Точнее, музыку его вальса, которой и соблазнил балетмейстера Владимира Васильева на постановку. «Слова Чехова и музыка Гаврилина соединились воедино и обрели реальность в движении и пластике всех персонажей», — вспоминает Васильев. Меж тем композитор, по собственным словам, «считал свою музыку начисто лишенной чего бы то ни было "чеховского"» и создавать что-либо специально для фильма-балета вовсе не собирался. Так что соавторы-сценаристы Белинский и Васильев подобрали музыку сами, соединив самые разные произведения Гаврилина, в том числе фортепианные. Оркестровкой занялся дирижер Станислав Горковенко, которому, впрочем, композитор не отказывал в ценных практических советах: «Рихарда Штрауса посмотри, вступление к "Так говорил Заратустра", попробуй сделать по-своему. Начало сделай глубокое, сделай арфу». Коллаж получился на удивление цельным, хотя и грешил музыкальными повторами, которые, впрочем, можно было считать лейтмотивами.

Фильм-балет «Анюта», поставленный Белинским и Васильевым и снятый оператором Генрихом Маранджяном, вышел в 1982 году и имел огромный успех, зрительский и фестивальный. Конечно, главной его причиной была та, ради кого все и затевалось, Екатерина Максимова — Анюта. Трогательная, очаровательная, пикантная, простодушная. Не расчетливая кокетка — скорее заигравшийся ребенок, слишком поздно получивший подарок в виде беззаботной приятной жизни. Муж-балетмейстер сочинил идеально подходящую ей хореографию, а влюбленный режиссер снял крупные планы так, что 43-летней Максимовой нельзя было дать больше двадцати пяти. Ансамбль собрался превосходный: прекрасные ленинградские танцовщики-актеры из Малого оперного театра во главе с неподражаемым Гали Абайдуловым в роли мужа героини, Модеста Алексеевича, сам Владимир Васильев выступил в трагикомической роли Петра Леонтьевича, ее спивающегося отца. Художник Белла Маневич сумела передать скромное обаяние российского захолустья и одеть танцовщиков с максимальной исторической достоверностью, не помешав при этом им танцевать.

«Анюту» полюбили и в Европе, а уж «Катя с Володей», снимавшиеся у Дзеффирелли в «Травиате», были давними кумирами Старого Света. И находчивый директор неаполитанского театра «Сан-Карло» Франческо Канесса предложил Васильеву переделать фильм в балет. Хореограф добавил музыки, балетных и пантомимных сцен, увертюру и финал, сохранив художника, дирижера и, разумеется, главных исполнителей: в 1986 году на премьере в Неаполе танцевали незаменимые Екатерина Максимова, Владимир Васильев и Гали Абайдулов. В том же году «Анюта» поселилась и в московском Большом. Владимир Васильев поставил ее за месяц — во время отъезда на гастроли основной части труппы. Анюту и ее отца танцевали по-прежнему Максимова и Васильев. Танцевали даже в пустынные 1990-е, после весьма бестактного вывода их за штат театра. Танцевали по трудовому договору: в оскудевшем репертуаре Большого непритязательная «Анюта» оказалась палочкой-выручалочкой. Лишь в середине 1990-х балет ненадолго сошел с афиши Большого: это было время, когда пропащий «Петр Леонтьевич» стал гендиректором Большого, а неподражаемая «Анюта» — его репетитором. Из столичного репертуара «Анюта» исчезла в 2016 году, однако в регионах балет Владимира Васильева был востребован по-прежнему — с 1986 года его поставили в десятке провинциальных театров.

Газета «Коммерсантъ» № 106 от 17.06.2022

Сценическая жизнь балета «Анюта»

Балет «Анюта» — сценическая версия телевизионного фильма-балета «Анюта», снятого в 1982 году. Либретто написали А.А. Белинский и В.В. Васильев по рассказу Чехова «Анна на шее».

Премьера в театре «Сан-Карло» (Неаполь, Италия)

Премьера прошла 21 января 1986 года

  • Художник-постановщик — Белла Маневич
  • Дирижер — Станислав Горковенко
  • Анюта — Екатерина Максимова
  • Петр Леонтьевич — Владимир Васильев
  • Модест Алексеевич — Гали Абайдулов
  • Артынов — Ф. Д'Альберо
  • Студент — А. Д'Алоя
  • Его сиятельство — А. Салернитано

Премьера в Большом театре (Москва)

Премьера прошла 31 мая 1986 года.

  • Художник-постановщик — Белла Маневич
  • Дирижер — Александр Лавренюк
  • Анюта — Екатерина Максимова
  • Петр Леонтьевич — Владимир Васильев
  • Модест Алексеевич — Михаил Цивин
  • Артынов — Михаил Лавровский (Борис Ефимов)
  • Студент — Валерий Анисимов
  • Его сиятельство — Александр Грещенко

Спектакль прошел 67 раз, последнее представление 2 апреля 1994 года.

Возобновление 27 февраля 1996 года.

  • Дирижер — Павел Сорокин
  • Анюта — Галина Степаненко (А.В. Тагирова, Анастасия Яценко, Нина Ананиашвили, Светлана Лунькина, Нина Капцова, Марианна Рыжкина)
  • Петр Леонтьевич — Владимир Моисеев (Андрей Меланьин)
  • Модест Алексеевич — Александр Петухов (Геннадий Янин, Михаил Шарков)
  • Артынов — Марк Перетокин (Илья Рыжаков, Артем Шпилевский)
  • Студент — Тимофей Лавренюк (Илья Рыжаков, Михаил Валукин)
  • Его сиятельство — Андрей Ситников (Алексей Лопаревич)

Возобновление 14 июня 2022 года в новой сценографической редакции В. Вольского.

  • Дирижер — Павел Сорокин
  • Анюта — Анастасия Сташкевич (Кристина Кретова)
  • Петр Леонтьевич — Денис Савин (Михаил Лобухин)
  • Модест Алексеевич — Вячеслав Лопатин (Игорь Цвирко)
  • Артынов — Михаил Лобухин (Денис Родькин)
  • Студент — Артем Овчаренко (Иван Алексеев)
  • Его сиятельство — Андрей Ситников (Александр Фадеечев)
  • Девушка — Мария Мишина

Постановки в других городах России и СССР

Оригинальную постановку 1986 года Владимир Васильев неоднократно переносил в различные театры.

1986 — Рижский театр оперы и балета

23 декабря 1987 — Челябинский театр оперы и балета

  • Художник-постановщик Б. Маневич
  • Дирижер А. Чернушенко
  • Анюта — Ирина Ушакова
  • Петр Леонтьевич — Владимир Жданов
  • Модест Алексеевич — Александр Клековкин

1989 — Казанский театр оперы и балета, возобновление 23 июня 2011 года

1990 — Пермский театр оперы и балета, возобновление 24 октября 2020 года

29 мая 1993 — Омский музыкальный театр

10 февраля 1995 — Ижевский театр оперы и балета

12 февраля 1997 — Челябинский театр оперы и балета — возобновление

  • Дирижер В.А. Мирошниченко
  • Анюта — Татьяна Сулейманова
  • Петр Леонтьевич — Александр Седельников
  • Модест Алексеевич — Сергей Тараторин
  • Артынов — Эдуард Сулейманов
  • Студент — Андрей Субботин

25 января 2008 — Воронежский театр оперы и балета

25 июня 2009 — Красноярский театр оперы и балета

  • Художник-постановщик Виктор Вольский
  • Художник по костюмам Рафаил Вольский
  • Музыкальный руководитель и дирижер А. Чепурной
  • Анюта — Анна Оль
  • Петр Леонтьевич — Владимир Васильев
  • Модест Алексеевич — В. Гукленков
  • Артынов — Д. Зыков
  • Студент — К. Литвиненко
  • Его Сиятельство — И. Климин

22 апреля 2011 — Самарский театр оперы и балета

  • Балетмейстер-постановщик — Владимир Васильев
  • Музыкальный руководитель и дирижер — Виктор Куликов
  • Художник-постановщик — Виктор Вольский
  • Художник по костюмам — Рафаил Вольский
  • Художник по свету — Ильдар Бедердинов

15 мая 2012 — Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь

  • Балетмейстер-постановщик — Владимир Васильев
  • Музыкальный руководитель и дирижер — Виктор Плоскина
  • Художник-постановщик — Виктор Вольский
  • Художник по костюмам — Рафаил Вольский