Вернуться к Экранизации

Чайка

Оригинальное название: Чайка
Жанр: экранизация, драма
Формат: полнометражный, цветной
Режиссер-постановщик: Маргарита Терехова
Режиссеры: Сергей Стеблов, Сергей Герасимов
Сценарий: Маргарита Терехова, Антон Чехов
Актеры: Маргарита Терехова, Александр Терехов, Юрий Соломин, Анна Терехова, Андрей Подошьян, Маргарита Сердцева, Любовь Павличенко, Андрей Соколов, Андрей Сергеев, Алексей Солоницын, Арсен Петросян, Анна Дикуль, Олег Пустовалов, Александр Тягны-Рядно
Оператор: Григорий Яблочников
Композитор: Владимир Осинский
Звукорежиссер: Евгений Чайко
Художник-постановщик: Валерий Архипов
Художники по костюмам: Светлана Ставцева, Николай Эпов, Марина Ананьева
Монтаж: Валерий Жереги, Николай Викторов, Вячеслав Орехов
Продюсеры: Михаил Косырев-Нестеров, Павел Попов, Андрей Рыданов
Длительность: 1 час 57 минут
Язык: русский
Страна: Россия
Производство: «Киностудия М-Фильм»
Год: 2005
Премьера: 20 марта 2006 года


Художественный фильм «Чайка» был снят в 2005 году. Эта экранизация одноименной пьесы Антона Павловича Чехова — режиссерский дебют народной артистки России Маргариты Тереховой. Фильм снят при поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии. Презентация фильма в Самаре состоялась 5 марта 2006 года с участием Маргариты Тереховой в рамках I Международного патриотического фестиваля «Борис Коценко представляет».

Сюжет

Действие фильма разворачивается в российской усадьбе на берегу озера в конце XIX века. Приезд в дом известного писателя Тригорина трагически меняет судьбы его обитателей...

В ролях

  • Маргарита Терехова — Ирина Николаевна Аркадина

  • Юрий Соломин — Петр Николаевич Сорин

  • Анна Терехова — Нина Михайловна Заречная

  • Андрей Соколов — Борис Алексеевич Тригорин

  • Андрей Сергеев — Евгений Сергеевич Дорн

  • Андрей Подошьян — Илья Афанасьевич Шамраев

  • Маргарита Сердцева — Полина Андреевна, жена Шамраева

  • Александр Терехов — Константин Гаврилович Треплев

  • Алексей Александров — дворник

  • Любовь Павличенко — Маша, дочь Шамраева

  • Алексей Солоницын — Семен Семенович Медведенко, учитель

  • Арсен Петросян — Яков, работник

  • Александр Тягны-Рядно — повар

  • Анна Дикуль — цирковая танцовщица на проволоке

Интересные факты

Маргарита Терехова сняла в своем фильме не только себя в роли Аркадиной, но и своих детей — Анну Терехову в роли Нины Заречной и Александра Тураева в роли Константина Треплева.

О фильме

— «Чайка» — это мой дебют, — сказала Маргарита Терехова. — Правда, до этого я режиссировала в театре, ставила самую непоставимую пьесу Лорки. Он сам о ней говорил: «Может, она и непоставимая, но это, что я думаю о театре».

— В «Чайке» главные роли исполнили ваши дети.

— Считаю, что династии в любых профессиях — это очень здорово. А у меня вообще особый случай. Отец Анечки — болгарский актер Савва Хашимов, который до сих пор называется лучшим актером в своей стране. Анна носила фамилию Хашимова вплоть до десятого класса. Она училась в английской школе, это был ужас: «Хашимова, к доске!». Отец Александра — актер в жизни невероятный. Бывают такие люди — актеры по жизни, которые умеют острить, завораживать такими пассажами, что не понимаешь, плакать или смеяться. Он рассказывал что-то необыкновенно таинственное... его предки — философы и ученые из Срединной Азии периода ее расцвета. Так что мои дети рождены для продолжения, а может, и улучшения династии.

— Вы довольны работой в «Чайке» Анны и Александра?

— Очень. Я, конечно, старалась им не мешать, не дергать их лишний раз. Помню, как-то раз моя мама пришла на спектакль, где я играла (мы были студией Завадского) — я на сцене так нервничала, что только о маме и думала. Поэтому хорошо представляла, что чувствуют мои дети.

С сыном по роли и по жизни. Кадр из фильма.

Лет за пять до фильма мы побывали в Мелихове, в чеховских местах. Там мы начали снимать вторую часть фильма. Знаете, почему? Потому что в начале съемок актеры неизбежно волнуются. Потом успокаиваются. А кинопленку назад уже не отмотаешь. А во второй части глубокая осень, и главная трагедия случается. И все должны быть совсем не такие раскрепощенные.

А события лета, предшествовавшие трагедии, мы снимали год спустя в Переславле-Залесском, на Плещееве озере, которое действительно колдовское. Мы узнали, что там действительно двойное дно, хотя никто в это не верит. В эту воронку с 1947 года никто не спускался, там, говорят, сохранились рыбы еще с доисторических времен. Колдовское, одним словом. И оно правда нам помогало. Если посмотрите «Чайку», то вы со мной согласитесь.

Тригорина играет Андрей Соколов — на мой взгляд, это тип Тригорина. Он внутри. Самое главное — то, что внутри, чтобы было ощущение жизни, а не картины.

А роль Аркадиной я ненавидела всю свою жизнь — ну потому, что слишком похожи. На нее все артистки похожи. Потому что эта вечная фальшь, неискренность. Но у нее это все несознательно, она ведь ничего плохого и не сделала, кроме одной вещи. Ну не заносись ты, не трогай своего ребенка, тем более что он уже вырос. Если бы она не прервала спектакля своими кретинскими замечаниями, никогда бы не познакомился Тригорин с Ниной Заречной. У Чехова ведь ничего случайного нет. А пьеса «Чайка» — настоящий шедевр.

Из интервью режиссера Маргариты Тереховой. Благовещенск, 2006 год

* * *

«Чайка». Режиссерский дебют Маргариты Тереховой

Маргарита Терехова экранизировала «Чайку» (картина включена в конкурс Гатчинского фестиваля «Литература и кино»), будучи актрисой, имея лишь небольшой опыт театральной режиссуры и не имея опыта работы в кинорежиссуре. Снялась в главной роли сама, сыграв Аркадину. Сыграла вынужденно, после того, как за три дня до начала киноэкспедиции отказалась от участия в проекте назначенная на эту роль актриса. Терехова сняла в главных ролях своих детей — дочь Анну Терехову в роли Нины Заречной, презрев некоторое возрастное несоответствие, ведь Нина у Чехова — совсем еще дитя, создание неопытное. Да, кстати, и сама Маргарита Борисовна гораздо мудрее своей героини, опытнее. Хотя Аркадину почти всегда играли зрелой со времен Чехова со Станиславским. На роль Треплева Терехова взяла своего сына Александра. Дабы не вызывать раздражения публики засильем одной и той же фамилии в титрах, вывела сына под именем Тураев (по отцу). На другие роли позвала неактеров. Медведенко сыграл Алексей Солоницын, сын Анатолия Солоницына, очень на него похожий. Он юрист и к миру кино имеет отношение исключительно фамилией своего выдающегося отца. Машу сыграла Любовь Павличенко, по профессии театровед, работающая кинообозревателем в журнале «Ваш досуг».

На этом революция заканчивается, да, собственно, к ней Терехова и не стремилась. Она сделала более чем традиционную «Чайку». Ничего в ней не изменив, не привнеся никаких новаций в трактовку. Просто раздали роли, произнесли прекрасный и вечно свежий чеховский текст, разыграв все это на фоне дивных мест — Плещеева озера и чеховской усадьбы в Мелихове. Спрашивается, зачем? Во имя чего? И так, словно ничего до нее, Тереховой, не существовало ни в театре, ни в кино, никакой традиции, никаких исканий.

Клод Миллер не так давно сделал очередной киновариант чеховской «Чайки», назвав ее «Крошкой Лили», осовременив, перевернув кое-что с ног на голову, но при этом создал трепетную, нежнейшую из чеховских версий. И претензий никаких не возникает, когда есть главное — чистота чеховской интонации. Вот этой самой материи и атмосферы в картине Маргариты Тереховой, пожалуй, и нет.

Во время пресс-конференции Терехова, рассуждая о «Чайке», говорила о том, как незаметно было убрано из жизни молодое и талантливое существо, а оно, это существо в лице Треплева, — самое одаренное из всех. Это уже концепция. Терехова развивала мысль, напоминая нам о том, что повсюду по-настоящему талантливый человек — существо страдательное. Все начинается для него с юных лет, когда одаренные дети чувствуют себя некомфортно в открывающемся им большом мире. Мысль, как говорится, интересная, но она абсолютно не разработана в картине. Мы должны на веру воспринимать такого рода декларации, поскольку Треплев в исполнении Александра Тураева хотя и существо исключительно нервное, мятущееся, чего-то ищущее и не находящее — ни любви, ни понимания, но сыграть талант — вечная проблема. И она в данном случае не решена. Александр Тураев — безусловно, одаренный молодой актер, оказавшийся и в жизни довольно своеобразно мыслящим человеком. Но какой-то инаковости в нем нет. Сама Терехова говорит о том, что, возможно, она для того и родила своих детей, чтобы они смогли сыграть в «Чайке», за которую она бы и не взялась, не будь на земле Анны и Александра.

Заявку в 24 листа на «Чайку» Терехова подала в Госкино еще в 1996 году. Деньги на постановку получила уже в Службе кинематографии в 2002-м. Выстрадала, что называется, право на дебют. В грязь лицом она не ударила. Порадовала уже самим фактом возвращения в кино, ведь не снималась много лет. Беспомощной в режиссуре не оказалась, но и не поразила никакими откровениями. Хотя и Аркадиной несколько лет назад могла бы быть удивительной, с ее-то несравненной нервностью, своеобразной красотой. А теперь слишком расширены возрастные границы, и взаимоотношения с почти ровесником по Чехову — Тригориным выглядят на экране неоправданными. Андрей Соколов — Тригорин и Терехова — Аркадина — это уже дополнительные интонации и природа чувств, тогда уж и надо было их отрабатывать, повернуть себе во благо. Могло бы быть интересно.

Все участники съемочной группы говорили о пудах любви на съемочной площадке. В кадре с ними явно что-то не заладилось. Тут никто никого не любит, не пылает страстью. Все какие-то отдельные, погруженные в самих себя, и природа чувств всех этих персонажей, их вечная маета не выявлены. Странная жизнь природы в кадре, с громом в самый роковой момент, буйными шелестами трав, живописнейшими небесами, слишком нарочито подчеркивает искомое настроение в той или иной сцене.

Маргарита Терехова считает, что «Чайка» с ее колдовским озером — это не для театра, это чистое кино. В родном театре актрисы — Театре им. Моссовета — идет эта пьеса в интерпретации Андрея Кончаловского, в каких-то еврообоях и евроремонте. И это — кинематографическая версия, осуществленная на сцене, выстроенная, как в кино. И никаких раскатов грома — стерильная, дистиллированная красота.

Кинокритик Светлана Хохрякова

Афиша фильма «Чайка» (2005)

Афиша фильма «Чайка» (2005)