Вернуться к Экранизации

Если бы знать...

Оригинальное название: Если бы знать...
Жанр: драма
Формат: полнометражный, цветной
Режиссер-постановщик: Борис Бланк
Сценарий: Виктор Мережко, Антон Чехов
Актеры: Андрей Ташков, Юлия Меньшова, Марина Бакина, Елена Дробышева, Юлия Ромашина, Александр Домогаров, Александр Пашутин, Виктор Бакин, Андрей Дубовский, Ярослав Барышев, Мария Скворцова и другие
Оператор: Анатолий Мукасей
Композитор: Юрий Саульский
Звукорежиссер: Иван Воронин
Художники-постановщики: Борис Бланк, Любовь Скорина
Художник по костюмам: Людмила Гаинцева
Монтаж: Инесса Брожовская
Продюсеры: Валерий Гандрабура, Харольд Кернер, Александр Михайлов, Юрий Сенкевич, Эрик Вайсберг
Длительность: 1 час 27 минут
Язык: русский
Страна: Россия, США
Производство: «12 А», Stargaze Productions Inc. (США), Screen angel Inc. (США)
Год: 1993


Художественный фильм режиссера Бориса Бланка «Если бы знать...» — это совместная работа российских и американских кинематографистов. Жанр фильма можно определить как свободную фантазию на тему пьесы Антона Павловича Чехова «Три сестры».

Сюжет

Главными героями фильма являются действующие лица из пьесы Чехова «Три сестры». Действие происходит в 1918 году в Крыму. Гражданская война. В небольшом городке на вокзале, из-за отсутствия сообщения, застряли несколько дворянских семей. Время идёт, а поезда всё не ходят. Обитателям вокзала приходится устраивать свою жизнь. Наталья поступает буфетчицей в ресторан. Андрей подрабатывает там же игрой на скрипке. Ольга преподаёт в мужской гимназии. Чебутыкин приторговывает дефицитными лекарствами из полковых запасов. Радость надежды сменяется отчаянием, страхом, никто не знает, сколько ему отведено в этой жизни. Кипят эмоции, накаляются страсти, разбиваются сердца, уничтожается воля, растаптывается гордость. Каждый из героев выживает по-своему, но пали низко все. Ах, если бы знать, когда придет долгожданный поезд в Москву... «Все равно всему конец» — эту ключевую фразу произносит Чебутыкин, военный доктор, продающий наркотики. То же самое мог бы повторить любой персонаж, потому что вырождение, упадок и обреченность видны здесь повсюду.

В ролях

  • Андрей Ташков — Андрей Сергеевич Прозоров, профессор
  • Юлия Меньшова — Наталья Ивановна, жена Прозорова, любовница Протопопова
  • Марина Константинова — Ольга Сергеевна, учительница в мужской гимназии
  • Елена Дробышева — Мария Сергеевна, жена Федора
  • Юлиана Иванова — Ирина Сергеевна, младшая сестра
  • Александр Пашутин — Фёдор Ильич Кулыгин, муж Маши
  • Виктор Бакин — Александр Игнатьевич Вершинин, полковник
  • Андрей Дубовский — Николай Львович Тузенбах, барон
  • Александр Домогаров — Василий Васильевич Солёный, офицер
  • Ярослав Барышев — Иван Романович Чебутыкин
  • Мария Скворцова — Анфиса, прислуга
  • Николай Никитский — певец
  • Надежда Бабкина — певица
  • Евгений Сергеев — Протопопов
  • Илья Агапкин
  • Николай Алексеев
  • О. Зарубин
  • Виталий Карк
  • А. Ксендзовский
  • Владимир Рогульченко
  • Виктор Рудниченко
  • Игорь Савочкин — Протопопов
  • Алексей Троценко — Глеб, гимназист
  • Мария Фаддеева — девица
  • Дмитрий Хаустов
  • Борис Шитиков
  • Юлия Ромашина
  • Анатолий Багров — полковник Елоратьев (нет в титрах)

Награды и номинации

  • В 1993 году фильм получил Приз Киноакадемии «Ника-92» в номинации за лучшую работу художника (Борис Бланк).

Музыка в фильме

В фильме звучат танго «Вино любви» (музыка и слова Марка Марьяновского) и романс «Я тоскую по родине...» (музыка Жоржа Ипсиланти, стихи Георгия Храпака). Танго

Вино любви

Проходят дни и годы,
И бегут века.
Уходят и народы,
И нравы их, и моды,
Но неизменно, вечно
Лишь одной любви вино.

Пускай проходят века,
Но власть любви велика.
Она сердца нам пьянит,
Она как море бурлит.
Любви волшебной вино
На радость людям дано.
Огнем пылает в крови
Вино любви.

Вино любви недаром
Нам судьбой дано,
Раз даже в сердце старом
Оно горит пожаром.
И, как Пьеро влюбленный,
Старичок жене поет:

Пускай проходят века,
Но власть любви велика.
Она сердца нам пьянит,
Она как море бурлит.
Любви волшебной вино
На радость людям дано.
Огнем пылает в крови
Вино любви.

Я тоскую по родине...

Я иду не по нашей земле,
Просыпается серое утро.
Вспоминаешь ли ты обо мне,
Дорогая моя, златокудрая?
Предо мною чужие поля,
В голубом предрассветном тумане,
Серебрятся вдали тополя
Этим утром холодным и ранним.
Я тоскую по родине,
По родной стороне моей.

Я теперь далеко-далеко,
В незнакомой стране.
Я тоскую по русским полям,
Эту грусть не унять ни на миг.
И по серым любимым глазам —
Как мне грустно без них...
Проезжаю теперь Бухарест,
Всюду слышу я речь неродную.
И от всех незнакомых мне мест
Я по родине милой тоскую.
Там идут проливные дожди,
Их мелодия с детства знакома.
Дорогая, любимая, жди,
Не отдай мое счастье другому.

Я тоскую по родине,
По родной стороне моей.

Я теперь далеко-далеко,
В незнакомой стране...

О фильме

Действие фильма Бориса Бланка происходит летом 1918 года на вокзале южного города Н., где и очутились три сестры и иные чеховские персонажи. Под мелодии Петра Лещенко и Александра Вертинского разворачивается на экране приторно-театрализованное действо, по ходу которого выясняется, что одна из сестер -лесбиянка, другая — как кошка влюблена в своего ученика, из-за которого становится жертвой группового изнасилования... Словом, авторы фильма делают все от них зависящее, чтобы интеллигентные чеховские герои предстали воплощением пороков и в лучшем случае вызвали жалость пополам с брезгливостью. Аналогии с современностью, бесспорно, шиты белыми нитками. Атмосфера распада рубежа 20-х и 90-х рифмуется в фильме с армейской четкостью...

Увы, по режиссуре, «Если бы знать...» — вещь, на мой взгляд, абсолютно дилетантская. Чтобы снять стильный кич, надо обладать талантом Педро Альмодовара, или на худой конец подняться выше «Дома под звездным небом» Сергея Соловьева. Стильный кич предполагает синематечную насмотренность, виртуозность монтажа, тонкое чувство пародии, иронично-отстраненную игру актеров, чего и в помине нет в фильме Бориса Бланка, где эротизированные персонажи между делом проговаривают знаменитые чеховские реплики. Бесспорно, одаренный художник, по чьим эскизам создавался изобразительный мир известных фильмов Элема Климова, Александра Митты и Эмиля Лотяну, Борис Бланк и в своей режиссерской работе сумел блеснуть мастерством создания интерьеров и декораций. Но достоинства фильма «Если бы знать...» этим, как мне кажется, и ограничиваются.

Кинокритик Александр Федоров