Вернуться к Экранизации

Ивановъ

Оригинальное название: Ивановъ
Жанр: экранизация
Формат: полнометражный
Режиссер-постановщик: Вадим Дубровицкий
Сценарий: Михаил Бартенев, Вадим Дубровицкий
Актеры: Алексей Серебряков, Анна Дубровская, Эдуард Марцевич, Иван Волков, Владимир Ильин, Валерий Золотухин, Богдан Ступка, Екатерина Васильева, Галина Боб, Ольга Волкова, Евгений Воскресенский, Евгения Добровольская, Остап Ступка, Игорь Ларин, Владимир Беркун, Александр Бурмистров, Юрий Калинников, Наталья Кострова и другие
Оператор: Вадим Семеновых
Композитор: Алексей Шелыгин
Звукорежиссер: Григорий Пильщик
Художник-постановщик: Евгений Качанов
Художники по костюмам: Наталья Дзюбенко, Ирина Вострикова
Художник по куклам: Татьяна Рева
Монтаж: Альбина Антипенко, Ирина Кожемякина
Музыкальное сопровождение: Российский государственный симфонический оркестр кинематографии, хор под руководством Александра Кольцова
Дирижер: Сергей Скрипка
Продюсер: Вадим Дубровицкий
Длительность: 2 часа 47 минут 28 минут
Язык: русский
Страна: Россия
Производство: Студия «Полонез», ООО «Театральная компания Вадима Дубровицкого»
Год: 2010
Премьера: 25 июня 2010 года

Художественный фильм режиссера Вадима Дубровицкого «Ивановъ» был снят в 2009 году по одноименной пьесе Антона Павловича Чехова. Премьера фильма состоялась 25 июня 2010 на ММКФ.

Сюжет

Действие происходит в одном из уездов средней полосы России. Это история русского интеллигента XIX века, задыхающегося среди тонущего в пошлости общества. Главный герой фильма — помещик Николай Алексеевич Иванов — непременный член по крестьянским делам присутствия. Иванов переживает жизненный кризис. Он остро ощущает пустоту и бессмысленность окружающей действительности. Его не понимает даже горячо любящая его жена Анна Петровна. Доктор Львов, наблюдающий страдающую чахоткой Анну, осуждает Иванова. Он убеждает его уделять больше внимания жене, но тот признается, что больше не чувствует к ней любви. Не в радость ему и искреннее чувство Сашеньки, юной дочери соседского помещика.

В ролях

  • Алексей Серебряков — Николай Алексеевич Иванов
  • Анна Дубровская — Сарра (Анна Петровна), жена Иванова
  • Эдуард Марцевич — Матвей Семенович Шабельский, дядя Иванова
  • Иван Волков — Евгений Константинович Львов, земский врач
  • Владимир Ильин — Михаил Михайлович Боркин, дальний родственник Иванова и управляющий его имением
  • Валерий Золотухин — Иван Сидоров, «юродивый»
  • Богдан Ступка — Павел Кириллыч Лебедев, председатель земской управы
  • Екатерина Васильева — Зинаида Савишна, жена Лебедева
  • Галина Боб — Сашенька, дочь Лебедевых
  • Ольга Волкова — Авдотья Назаровна
  • Евгений Воскресенский — Егорушка
  • Евгения Добровольская — Марфа Егоровна Бабакина
  • Остап Ступка — Дмитрий Никитич Косых, акцизный
  • Игорь Ларин — Гаврила, лакей
  • Владимир Беркун
  • Александр Бурмистров
  • Юрий Калинников
  • Наталья Кострова
  • Татьяна Рева
  • Вера Черкинская
  • Анастасия Югенсен
  • В эпизодах
  • Владимир Гелейн
  • Виталий Голых
  • Сергей Днепровский
  • Евгений Кислов
  • Елена Лобода
  • Александр Стройцев
  • Дмитрий Толстиков
  • Елена Финогеева
  • Александр Числов
  • Валерий Шевченко
  • Альбина Евтушевская (нет в титрах)
  • Константин Думитрашку (нет в титрах)

Интересные факты

Экранизация пьесы Чехова «Иванов» была снята к 150-летию со дня рождения писателя.

* * *

Режиссер ввел в фильм персонаж, отсутствующий в пьесе: блаженный в исполнении Валерия Золотухина, который лишь играет на дудочке либо смотрит в подзорную трубу. Золотухин — актер-талисман для Дубровицкого, и только он, по мнению режиссера, может сыграть роль, которая не написана.

* * *

Композитор Алексей Шелыгин из музыки к этому фильму написал 4-частную сюиту.

Награды и номинации

  • Интернет-фестиваль «Дубль дв@». Специальный приз «Российской газеты» «за верность классическим традициям русского искусства, талантливое воплощение на экране одного из шедевров русской драматургии».
  • Участник XVII российского фестиваля экранизаций «Литература и кино» (Гатчина).

Музыка в фильме

В фильме звучит музыка:

  • Л. Бетховен — «К Элизе»
  • В.А. Моцарт — «Турецкий марш»
  • Иоганн Себастьян Бах — «Аве Мария»
  • Михаил Огинский — «Полонез»
  • Франц Шуберт — Музыкальный момент

О фильме

Вадим Дубровицкий: Я призываю полюбить Чехова

Специальный приз «Российской газеты» «за верность классическим традициям русского искусства, талантливое воплощение на экране одного из шедевров русской драматургии» на фестивале «Дубль дв@» присужден фильму «Иванов» Вадима Дубровицкого.

«Я очень люблю Чехова, — во вступительном слове перед фестивальным показом картины признавался известный театральный продюсер и режиссер Вадим Дубровицкий, дебютировавший с «Ивановым» в кино. — Когда я снимал фильм, я догадывался, что у него не будет широкого зрителя и широкого экрана, — сегодня такое время (а может быть, такое время было всегда, и нам это только кажется), когда просто размышления героев о жизни, которой они живут, наверное, не являются чем-то таким, что привлекает особое внимание широкой публики. Я не склонен жаловаться на плохой прокат или времена — все есть так, как есть. Я взываю полюбить Чехова и надеюсь, что не сильно попортил его своим вмешательством. Не было задачи как-то удивить или же, как теперь модно говорить, предоставить новое слово или новое прочтение. Я вообще сторонник того, что с новым прочтением надо быть крайне аккуратным, и считаю, что новое прочтение очень часто возникает от неумения читать — читать глубоко и внимательно. Свой голос возникает, если своим голосом разговаривать, поскольку голоса у нас у всех разные. Если мне удалось угадать с лицами, голосами, темпоритмами, с моим пониманием того, что имел в виду Чехов, то, вполне не исключено, что получилось интересное кино. Я буду рад, если этот фильм затронет смотрящих. Поскольку, еще раз повторюсь, мечтать о широком прокате не приходилось, мне просто важно, чтобы этот фильм кто-то увидел».

Реакция на картину Вадима Дубровицкого на фестивале «Дубль дв@» была более чем восторженная.

О парадоксах нашего и чеховского времени Вадим Дубровицкий рассказал в интервью «Российской газете» после церемонии награждения.

— В своем фильме вам удалось собрать блестящий актерский состав: Богдан Ступка, Алексей Серебряков, Эдуард Марцевич, Владимир Ильин, Анна Дубровская, Валерий Золотухин. Но когда вы приступали к кастингу и звонили с предложением, у всех актеров первое ощущение было — это розыгрыш? Спрашивали: «И что, правда, будете Чехова снимать?» Я сейчас о тенденциях. Большинство людей, которые фильм видели, от него в восторге. Он лидер по отзывам — умным, доброжелательным, благодарным. Ваша версия: почему он не добрался до широкого проката — есть ответ, соотносимый с логикой? Почему хороший фильм, с изумительно красивым изображением, с прекрасными актерскими работами, по русской классике, у нас, как правило, сегодня становится могилой неизвестного солдата? Я в данном случае не только об «Иванове» говорю — об общем положении в стране.

Вадим Дубровицкий: Я когда слышу разговоры про кино, складывается впечатление, что кинопроцесс рассматривают вне контекста всего общества и всего того, что происходит во всей стране. У нас сегодня плохо с культурой, просто беда. Причем с культурой даже не только театральной, кино и прочей, а с культурой в широком смысле: с культурой поедания пищи, культурой общения на дорогах за рулем. Дальше — тупик. И мне кажется, одного осознания этой катастрофы снизу сегодня не достаточно; сверху должно от власти пойти какое-то решение. Один пример. На днях по телевидению показывали эпизод: летчик в Америке сошел с ума в полете. По всем телеканалам говорили, что летчик на такой-то высоте вдруг вышел из кабины, начал заговариваться. Наши телеведущие это передавали как комикс — с улыбкой. Вообще-то ничего веселого в ситуации не было: человек сошел с ума, двести пассажиров оказались висящими в воздухе. Случился героический поступок, чудом в самолете оказался летчик, который смог дальше вести самолет, оказался врач. Но это совпадение, спасшее от трагедии. А мы веселились. У нас «Камеди клаб» стало тоном нашего общения. Я их не обсуждаю — на вкус и цвет товарищей нет, и доказать невозможно, что это юмор за гранью не то что интеллигентного, а просто элементарно культурного человека. Я говорю о том, что проблема не сугубо кинематографическая. Мне повезло, я когда-то общался с покойным композитором Николаем Каретниковым. Мы дружили. И Николай Николаевич мне как-то сказал: слушай, я думал, что при советской власти деятелям культуры было плохо, потому что они все время нас доставали. Сейчас хуже: нас вообще никто не замечает, мы никому не нужны...

Сегодня такое культурное пространство сильно формирует телевидение. Что пенять на кинопрокатчиков, если фильм «Иванов» по случайному совпадению (действительно по случайному) вышел к 150-летию рождения Чехова. Когда я это понял, подумал: все, наши в дамках. Надеялся, что сейчас, под юбилей-то... На один из центральных телеканалов я отдал диск, который, как вы говорите, вызвал такие хорошие отзывы у людей. И вот культура общения — мне никто не перезвонил, никто не сказал «спасибо», или «до свидания», или «идите подальше». Я сам с трудом дозвонился и услышал от помощника довольно ироничное, с таким пренебрежением: «Вы — смелый человек». Имелось в виду, что я — идиот, который решился подобное делать. С пояснением: «Понимаете, нашей публике это не нужно. Это не наш формат».

— Проблема в том, что кто-то все время решает, что публике нужно.

Вадим Дубровицкий: Я тогда ответил: если в год 150-летия Чехова фильм по Чехову с Богданом Ступкой, с Эдуардом Марцевичем, с Владимиром Ильиным не есть формат нашего российского телеканала, тогда это не формат вообще. Называйте канал «Великобритания»...

«Российская газета», № 91 (5764), 24.04.2012

* * *

В Гатчине проходит очередной, 17-й по счету, фестиваль «Литература и кино», в эмблеме которого — Приорат, замок, построенный здесь Павлом I для рыцарей Мальтийского ордена, и пушкинское гусиное перо, и кинопленка.

Город вырос вокруг огромного мрачного дворца, где, по утверждениям романтично настроенных жителей, в необозримой анфиладе залов бродит тень злосчастного императора. А рядом имение Ганнибала — «арапа Петра Великого», домик пушкинской няни Арины Родионовны, усадьба Владимира Набокова и дом станционного смотрителя Самсона Вырина. Словом, культурный контекст Гатчины настраивает на восприятие высокого и прекрасного, а для жителей города фестиваль «Литература и кино» — по-прежнему главное культурное событие года.

Здесь нет торжественного дефиле звезд по красной дорожке, зато есть дружеская фестивальная атмосфера и хорошая публика. В программе этого года — игровые, неигровые, анимационные фильмы, все, так или иначе экранизирующие чаще всего классическую литературу.

Фильмом открытия стала «Гофманиада. Часть первая. Вероника», созданная режиссером-аниматором Станиславом Соколовым и художником, скульптором Михаилом Шемякиным, который называет Гофмана в первую очередь российским писателем, поскольку, по Шемякину, вся российская история — сплошная гофманиада.

Герой фильма — Эрнст Теодор Амадей Гофман, который перевоплощается на экране в своих героев. Реальная жизнь не балует, зато в его воображении — хрустальный город, волшебный театр, неземная любовь. Преодолев все житейские неурядицы, Эрнст попадает в свой выдуманный прекрасный мир. В сценарии использованы факты биографии писателя, дневники и письма. Что ж, мир фантазии добрее к человеку: в реальности Гофман, как известно, спился и умер в 40 лет. Четыре года назад в Гатчине Шемякин и Соколов показывали фильм-пилот, сопроводив эти первые кадры выставкой эскизов Шемякина к фильму. Но анимация, как известно, — искусство медленное, и для того, чтобы сделать первый получасовой фильм «Гофманиады», понадобилось четыре года.

Помимо конкурса на фестивале в Гатчине, как и на всяком большом и международном, параллельно проходят ретроспективы, которые в этом году представляют Золотой век отечественного кинематографа, — фильмы 60-х годов. Интересна ретроспектива «Канувшее время. Из коллекции «Ленфильма», где собраны фильмы 90-х годов, которые в отсутствие проката канули в вечность, практически не встретившись со зрителями.

Среди премьер нынешнего фестиваля — «Иванов» театрального продюсера и режиссера Вадима Дубровицкого. В картине он собрал настоящее созвездие актеров — Эдуард Марцевич, Владимир Ильин, Богдан Ступка, Екатерина Васильева, в заглавной роли снялся Алексей Серебряков. Возникает ощущение, что режиссеру не удалось избежать искушения дебютанта: высказать в одном фильме все, что накопилось в душе, собрать на съемочной площадке всех звезд, продемонстрировать все знания и умения, использовать весь опыт, накопленный за сто с лишним лет развития кинематографа. А зритель уже в меру собственной эрудиции отмечает аллюзии с Феллини, Параджановым, Тарковским, Кончаловским, ранним Михалковым. Время от времени повторяются черно-белые кадры, когда Иванов одиноко катается на карусели, — почти прямая цитата из фильма Романа Балаяна «Полеты во сне и наяву», где герой Янковского так же качался на тарзанке. Фильм расползается на отдельные фрагменты, каждому из которых режиссер стремится придать максимальную многозначительность.

Видимо, Дубровицкому показалось, что в чеховской пьесе маловато глубокомыслия, и режиссер решился внести кое-что от себя. В «Иванове» появился новый персонаж: блаженный в исполнении Валерия Золотухина, который лишь играет на дудочке либо смотрит в подзорную трубу. Поскольку все это снимается на берегу озера, сам собой напрашивается вопрос: может быть, это и есть та самая «мировая душа» из режиссерской фантазии Треплева? Оказывается, нет, просто Золотухин — актер-талисман для Дубровицкого, и только он, по мнению режиссера, может сыграть роль, которая не написана.

Вадим Дубровицкий старается оправдать чеховского героя. Его Иванов чрезвычайно сердечен по отношению к Саре. Причем чем более чудовищные вещи он ей говорит, тем сердечнее и заботливее на нее смотрит. Однако текст упорно сопротивляется.

Подкупает в картине то, что каждый ее участник испытывает пиетет перед великим автором. Законы кино, конечно, отличаются от театральных, но желание дописать Чехова приводит к тому, что финалов, к примеру, целых три. Первый — герой выходит в зимнее поле, промозглое, занесенное поземкой (это сон, видение). Второй — концовка чеховской пьесы, разыгранная кукольным театром, и третий — все происходит в «человеческом» обыденном измерении. И гости на свадьбе, и невеста даже не сразу замечают смерть Иванова.

Откуда и для чего возник кукольный театр? Для того, чтобы сказать: все мы марионетки? При таком желании вносить в пьесу все новые и новые сцены (и, вероятно, в надежде таким образом сказать новое слово в искусстве) не удивительно, что картина идет почти три часа. Стало быть, авторы фильма рассчитывают на выносливого зрителя. Впрочем, в Москве этот зритель должен быть еще и пытливым, поскольку фильм вышел в прокат в минувший четверг лишь в двух кинотеатрах.

«Независимая газета», 14.03.2011

Афиша к фильму «Ивановъ» (2010)

Афиша к фильму «Ивановъ» (2010)