Оригинальное название: Колечко золотое, букет из алых роз
Жанр: экранизация, драма
Формат: полнометражный, цветной
Режиссер-постановщик: Дмитрий Долинин
Сценарий: Дмитрий Долинин, Антон Чехов
Актеры: Елена Корикова, Виктор Павлов, Ольга Волкова, Сергей Гамов, Сергей Юшкевич, Ольга Шорина, Гелена Ивлиева, Сергей Баталов, Виктор Гоголев, Зоя Буряк, Сергей Селин, Виктор Бычков и другие
Оператор: Лев Колганов
Композитор: Геннадий Банщиков
Звукорежиссер: Борис Андреев
Художник-постановщик: Владимир Банных
Художник по костюмам: Маргарита Стручкова
Монтаж: Анастасия Бабушкина
Продюсер: Вячеслав Сорокин
Длительность: 1 час 34 минуты
Язык: русский
Страна: Россия
Производство: киностудия «Ленфильм», Лентелефильм, студия АКВ
Год: 1994
Премьера: 24 января 1995 года
Художественный фильм «Колечко золотое, букет из алых роз» по мотивам повести Антона Павловича Чехова «В овраге» был снят в 1994 году режиссером Дмитрием Долининым по написанному им же сценарию. В качестве названия кинокартины сценарист и режиссер выбрал строчку из русской народной песни «Цветочек, ты цветочек...». Эту песню напевает главная героиня фильма Липа.
Сюжет
Богатый местный селянин Григорий Цыбукин живет по всем канонам и с уважением односельчан. У него богатое дело, большие земли, а также магазинчик, которым управляют почти немой сын Степан и его жена Аксинья. К несчастью, у Степана и Аксиньи нет детей, а значит, надо женить второго сына, Анисима, живущего в городе. Григорий находит ему невесту из местных, бедную, но честную и красивую девушку Липку. Свадьба отгремела, Анисим уезжает к себе в город, а Липа остается очередной бесплатной работницей в семейств. Старик не нарадуется миловидной и тихой невестке, которая подарила ему долгожданного внука — наследника. Но алчная и коварная красавица Аксинья невзлюбила Липочку и ее ребенка — ведь теперь все наследство Григория Цыбукина перейдет к сыну Липы. Аксинья обливает младенца кипятком, из-за чего он умирает...
В ролях
- Елена Корикова — Липа (Олимпиада), жена Анисима Цыбукина, невестка Григория Цыбукина
- Виктор Павлов — Григорий Петрович Цыбукин, купец
- Ольга Волкова — Варвара Николаевна, жена купца
- Сергей Гамов — Анисим Цыбукин, старший сын купца, служил в полиции, в сыскном отделении
- Сергей Юшкевич — Степан, младший сын купца, помогал отцу в лавке
- Ольга Шорина — Аксинья, жена Степана
- Гелена Ивлиева — Прасковья, мать Липы, поденщица
- Сергей Баталов — Гаврила Семенович Хрымин, фабрикант
- Виктор Гоголев — Костыль, старый работник фабрики
- Зоя Буряк — Степанида, кухарка купца Цыбукина
- Сергей Селин — Антип, работник купца Цыбукина
- Виктор Бычков — Степан, работник купца Цыбукина
- Владимир Горьков
- Валерий Кравченко — мужик у костра
- А. Кудрявцев
- Александр Лыков — телефонный мастер
- Владимир Рублев
- Анатолий Сливников — посетитель лавки
- Станислав Соколов
- Анатолий Телков — мужик
- Виктор Терехов — священник (роль озвучил И. Ефимов)
- Владимир Труханов — становой пристав
- Людмила Аржаникова — гостья на свадьбе
- Владимир Богданов
- В. Васильев
- Нора Грякалова
- В. Денисов
- Владимир Ермилов
- Владимир Карпенко
- Вера Липсток — родственница Липы
- Людмила Молокова
- Валентина Смирнова — родственница Липы
- Жанна Сухопольская
- Любовь Тищенко — гостья на свадьбе
- Марина Юрасова — женщина на поминках
- Артур Липатов — Никифор, сынишка Липы
Интересные факты
Роль Липы в фильме сыграла еще очень молодая актриса Елена Корикова, которая еще не успела закончить ВГИК, но уже привлекла внимание режиссеров. Эта роль стала одной из первых в карьере восходящей российской звезды.
Награды и номинации
- Приз кинофестиваля «Молодое кино России» за лучшую женскую роль — Елена Корикова (1995)
- Кинофестиваль «Литература и кино-96» (Гатчина): Призы жюри «За верность русской классической литературе» (режиссеру Дмитрию Долинину, актерам Елене Кориковой и Сергею Юшкевичу) (1996)
- Приз кинопрессы (1996)
Музыка в фильме
Для фильма режиссер взял текст песни «Цветочек, ты цветочек...» из сборника народных песен «Навстречь солнца на востоке...» (Русские народные песни Сибири. Старожильческая традиция Енисейского района Красноярского края).
Цветочек, ты цветочек...
Цветочек, ты цветочек,
Как хорошо цветешь.
Ох, милый мой дружочек,
Далеко ты живешь.Милый мой дружочек,
Далеко ты живешь,
Ох, писем мне не пишешь,
Подарочек не шлешь.И вот приехал милый,
Подарочек привез,
Колечко золотое,
Букет из розных роз.Колечко распаялось,
Букет призавял,
А милый мой дружочек
Любить меня не стал.Хотелось мне, хотелось
Залетной пташкой быть,
Слетала бы, узнала,
Где мил мой крепко спит.Слетала бы, узнала,
Где мил мой крепко спит,
Узнала б, зарыдала,
Могла бы разбудить.«Вставай, вставай, мой милый,
Разлучный час пришел,
Никто нас не разлучит,
Ни солнце, ни луна.Никто нас не разлучит
И солнце, ни луна,
А только нас разлучит
Чужая сторона».(Записано от Рукосуевой Т.М. в д. Никулино)
О фильме
Режиссер о критике
О месте критики в кинопроцессе мне судить трудно, потому что кинопроцесса как такового нет. Режиссеры снимают кино непонятно для кого. В отсутствие проката — для критиков, наверное. А критики его смотрят и пишут рецензии только для себя. Ко мне как к режиссеру они повышенного интереса не проявляют. Для этого нужно быть человеком тусовки. Я не человек тусовки. Это не сознательная установка — просто у меня другой характер. Я все больше предпочитаю дома сидеть, а если пить водку, то с друзьями. Мне же критика интересна постольку, поскольку интересен любой читатель моего текста, который высказывается по его поводу. Правда, чаще всего имеешь дело с потоком сознания, который к твоему фильму имеет косвенное отношение, зато имеет прямое отношение к соображениям критика по поводу собственного имиджа. Сейчас мода именно на такую критику. Справедливая критика меня совершенно не задевает. Но иногда бывает так, что читаешь рецензию и понимаешь, что критик либо твоего фильма не видел, либо смотрел его крайне невнимательно. В таких случаях думаешь: у фильма сотня недостатков, которых он не заметил, зато пространно рассуждает о том, чего в фильме просто нет. Иногда критики задают вопросы, на которые я ответа не нахожу. В связи с «Колечком золотым» приходится слышать: кому сейчас нужен Чехов, ему сто лет в обед? Необходимо новое содержание. Я не знаю, что здесь возразить. Что такое новое содержание? Это вопрос эмоций и возраста, наверное. Претензии в некоторой театральности зрелищного ряда я могу принять потому, что сам где-то не дотянул. Театральности в актерской манере я добивался сознательно, уходя от привычного бытового психологизма, на котором сам воспитывался и который порядком надоел. Это до конца не получилось, я знаю. Решительности не хватило. Но интонация высокомерного поучения со стороны критики в любом случае неприятна. В таких случаях, грешным делом, думаешь: ты лучше не рассуждай, парень, а пойди и сам кино сними.
Режиссер Дмитрий Долинин
* * *
Маслом по холсту
Юная героиня поздней чеховской повести «В овраге» по имени Липынька, оставаясь в доме одна, привычно напевает сама себе что-то незатейливое, деревенское. Режиссер Дмитрий Долинин, поставивший по мотивам этой повести фильм, нашел в народном песеннике слова для нее. «Приехал милый с моря, подарочки привез: колечко золотое, букет из алых роз...»
Востребованный режиссером Чехов непривычен. Это не певец пастельных сумерек с его туманно-дымчатой материей характеров, слов, жестов. Повесть «В овраге» писана маслом по холсту. Жизнь там навариста, густа, пряна. Характеры размашисты, слова и жесты широки. Да и скверное расейское социальное зло совсем не по-чеховски откровенно в своей жестокости и юродстве. Однако зло это как раз меньше всего увлекает режиссера, который решительно обнажает мелодраматическую историю несчастливого замужества Липыньки. При этом обнажение сюжета страстей роковых (убийство невинного младенца из-за наследства) не кажется усекновением чеховской прозы. Фильм Дмитрия Долинина все время словно имеет в виду ту самую безыскусную песенку, которую мурлычет Липынька. Он настроен по ней как по камертону с первого кадра, где вечерний сельский пейзаж распахнут навстречу взгляду. Жанру не внеположны и сюжетные вольности, на которые осмеливается Дмитрий Долинин как автор сценария: умирает не только малое дитя Липы, но и ее болезная старуха-мать; глухой Липин деверь Степан лишен еще и дара речи и безнадежно влюблен в Липу; жена Степана откровенно флиртует с одним из купчиков-соседей, вынуждая мужа в отчаянье взяться за ружье, чтобы самому же и погибнуть. Но замешанная на слезе мелодрама благоразумно сторонится неуемной слезливости. Равно как оберегает себя и от повышенного градуса театральности, несмотря на то, что драма из старинной жизни семьи Цыбукиных почти не выплескивается за окна добротного деревенского дома, построенного на праведным и неправедным путем заработанные деньги стариком-хозяином.
В этом доме с настоянным на солнце воздухом, салфеточками, штофиками и чаепитиями с вареньем не тесно камере оператора Льва Калганова, метко и без этнографического любопытства ловящей в объектив мгновения живой жизни: красные дрожащие руки и прыгающие губы Цыбукина, который силится и не может отличить подаренные сыном фальшивые купюры от собственных настоящих; жирного зажаристого цыпленка, ловко уворованного неизвестной гостьей с праздничного стола и исчезающего за пазухой; теплые листья подорожника, прикладываемые заботливой Липой к кровоточащим ранам Степана. И в милых глазу подробностях неподдельной жизни не тонет внятно рассказанная история о том, как пугливую деревенскую девчонку Липу выдадут замуж за невзрачного Анисима Цыбукина, сочетающего службу в полицейском ведомстве с изготовлением фальшивых денег. Как ее горе-муж, прожив с молодой женой несколько дней, вернется в город и будет там судим и приговорен к сибирской каторге. Как сама Липа родит от него сына Никифора, которого при молчаливом попустительстве мужниной родни смертельно ошпарит кипятком алчная невестка Аксинья. Как, наконец, Липе не останется ничего, кроме как уйти куда глаза глядят. В никуда уйти. Прочь.
Терпкость мелодраматических ходов гасится режиссером, подобно тому, как гасится сода каплей уксуса. На мой вкус, лишь два эпизода (скорбь на могиле матери и поминки по младенцу) оказываются в опасной близости от привольных владений китча, однако в последний момент режиссер и здесь удерживает себя в границах эстетического благоразумия. И столь же цепко удерживает в этих границах актеров — как следствие этого каждый из них сыграл одну из лучших своих ролей в этой мещанской драме, воскрешающей аромат не столько чеховского, сколько островского или лесковского толка, Григорий Цыбукин в исполнении Виктора Павлова на глазах превращается из статного купчины в немощного старика, униженного и раздавленного снохой. Почти отказывается от привычной эксцентрики Ольга Волкова, открывая в своей Варваре Цыбукиной тайное безразличие за явной набожностью. Уязвленная и гордая инаковость глухонемого Степана сыграна Сергеем Юшкевичем без истерики и надрыва, но с саморазрушительным прорывом в отчаянные и живые чувства. Грустна молчаливая кротость Липы, героини Елены Кориковой: лишиться матери, мужа, сына, дома и жить дальше. И даже Сергей Гамов всего за несколько эпизодов успел быстрым контуром очертить характер шпика-фальшивомонетчика — человечка с напомаженными усиками и бегающими обреченными глазками. «Приехал милый с моря, подарочки привез...» «Актерский ансамбль» — это истертое в пыль сочетание слов раздражает тем больше, чем меньше становится оснований о нем вспоминать. И совсем нет оснований говорить сегодня об исчезнувшей прочь породе среднего фильма, под которым одни подразумевают фильм скверный, а другие вообще не догадываются о возможности его существования. Между тем Дмитрий Долинин осваивает своим «Колечком золотым...» обширную, пустынную и незазорную территорию среднего фильма, раскинувшуюся между выгородкой авторского кино и загоном кино бросового. Он снял тот фильм, который хотел снять, не роняя профессионального достоинства (полузабытое понятие) и не пускаясь во все тяжкие эксперимента над пленкой (занятие по-прежнему влекущее). Не самое последнее это дело.
Кинокритик Дмитрий Савельев
* * *
Новый фильм любимого мною Долинина, как принято говорить, вызывает противоречивые чувства. Совершенно не понимаю, кому он сейчас может быть интересен и «нужен». Но он может оказаться нужен демократически-либеральной интеллигенции, уже почти усвоившей понятие «патриотизм» и почти приспособившейся к нему, да Чечня помешала. С другой стороны — истинное удовольствие от профессионализма: все видно, все слышно, актеры хорошо играют — комплимент не покажется сомнительным, если вспомнить удручающую «зрелищность» и невнятное бормотание большинства сегодняшних картин.
Кинокритик Ольга Шервуд
* * *
Было бы понятно, отчего режиссер Дмитрий Долинин взялся сегодня экранизировать этого странного, Лесковым глядящего Чехова, если бы в фильме именно эти качества повести вдруг не исчезли бесследно. И осталась только изобразительная культура — качество, органичное для Долинина, но постоянно разрушаемое актерской игрой. Оказалось, что для драмы мало смерти или ненависти — для нее еще нужно чувство. А его-то и нет.
Кинокритик Ирина Павлова
* * *
Этот фильм то ли несовременный, то ли несвоевременный. Все зависит от того, как посмотреть на спокойный, не амбициозный постановочный профессионализм: прошло его время или, может быть, еще наступит.
Кинокритик Лев Карахан
* * *
Мне кажется, Дмитрий Долинин — это такой «малый голландец» нашего кинематографа. Несколько тщательно отобранных тем, мотивов и предметов он уютно располагает в камерном пространстве, как-то не вызывающем вопросов «зачем». Затем, что есть кинематограф, а в кинематографе есть жанр «малых житейских историй», предназначенный для тихих, терпеливых мастеров, не желающих никого удивить. Страшная история, рассказанная А. Чеховым, перерисована мягким перышком в трогательную жанровую картинку, где старая Россия, точно на полотнах передвижников — не тех, что широко известны, а их скромных собратьев — умеренно колоритна, неизъяснимо печальна, несказанно обаятельна. Виктор Павлов, Ольга Волкова, Сергей Юшкевич и Сергей Гамов идеально соответствуют манере режиссера; хуже дело обстоит с двумя главными героинями, Елены Кориковой и Ольги Шориной — терпеливого и тонкого мастерства у них нет, а всерьез педалировать тему «кирпичного завода» (то есть гнусной и победоносной алчности, выкормленной на остатках старорежимного уклада), тему Аксиньи — значило бы разрушить весь колорит этого «натюрморта».
Кинокритик Татьяна Москвина
* * *
Выдержанный и уравновешенный фильм Дмитрия Долинина воспринимается, однако, как вызов. Кажется, что режиссер трудится как над самой картиной, так и над ее контекстом. Если такое возможно. Контекст — это фильмы и спектакли последних лет, где Чехов перемонтирован, изъят из эпохи и стиля или превращен в сырье для веселых китчменов. В продолжение своих прежних работ Долинин сделал традиционного Чехова. А Чехов для русской традиции — это прежде всего актеры. И не каждый исполнитель сам по себе, а в сыгранности, ансамбле, взаимозависимости друг от друга по беспощадному принципу «без тебя нет меня». Как ни странно, в «Колечке» этот тип игры легче дается молодым — Елене Кориковой, Сергею Гамову и в особенности — Сергею Юшкевичу. Старшие играют эпоху, среду, нравы, а молодые — людей.
Кинокритик Ирина Рубанова
* * *
«Колечко Золотое» убеждает в том, что школа психологического реализма, вышедшая из русской культурной традиции, живет и здравствует. Вызывает уважение глубина режиссерской интерпретации чеховской повести и режиссерская отвага быть традиционалистом наперекор нынешним новаторам.
Кинокритик Елена Стишова