Вернуться к Экранизации

Медведь

Оригинальное название: Медведь
Жанр: комедия, экранизация
Формат: короткометражный, черно-белый
Режиссер: Исидор Анненский
Сценарий: Исидор Анненский, Антон Чехов
Актеры: Михаил Жаров, Ольга Андровская, Иван Пельтцер, Константин Сорокин, Мария Шленская
Оператор: Евгений Шапиро
Композитор: Валерий Желобинский, Антон Рубинштейн
Текст песни: Александр Пушкин
Звукорежиссер: К. Познышев
Художник-постановщик: Людмила Путиевская
Монтаж: М. Бодренникова
Директор: Григорий Кобиливкер
Длительность: 43 минуты
Язык: русский
Страна: СССР
Производство: Ленинградская студия «Белгоскино»
Год: 1938
Премьера: 11 июля 1938 года

В основе советского короткометражного художественного фильма «Медведь» лежит одноименный водевиль, написанный Антоном Павловичем Чеховым в 1888 году. Фильм был снят в 1938 году на киностудии «Белгоскино» (с 1946 года «Беларусьфильм», с 1996 года — Национальная киностудия «Беларусьфильм»). Это дипломная работа режиссера Исидора Анненского в Киноакадемии при ГИКе (курс Сергея Эйзенштейна). Фильм считается одним из самых успешных режиссерских дебютов в истории советского кинематографа. На экранах с 11 июля 1938 года.

Сюжет

У молодой помещицы Елены Ивановны Поповой умер муж. Даже через год траура безутешная вдова горюет. В разговоре со слугой она говорит, что до конца жизни будет скорбеть и не выходить из дома. Неожиданно в гости к ней приезжает хозяин соседнего поместья — отставной поручик артиллерии женоненавистник Григорий Смирнов. Он требует вернуть долг покойного мужа помещицы. Попова не отказывается вернуть деньги, но только через некоторое время, когда вернется управляющий. Но нежданный гость не хочет уступать, деньги нужны ему немедленно и точка! Он утверждает, что будет жить в доме Поповой, пока та не вернет долг. В ходе ссоры он даже вызывает вдову на дуэль. Та соглашается и приносит дуэльные пистолеты покойного мужа. Отставной поручик учит ее стрелять из пистолета. Пока они ссорятся, неожиданно помещик понимает, что ему нравится эта женщина и делает ей брачное предложение...

В ролях

  • Ольга Андровская — Елена Ивановна Попова, «вдовушка с ямочками на щеках»
  • Михаил Жаров — Григорий Степанович Смирнов, «нестарый помещик»
  • Иван Пельтцер — Лука, лакей у Поповой
  • Константин Сорокин — Слуга (нет в титрах)
  • Мария Шленская — Прислуга Смирнова (нет в титрах)

Интересные факты

По словам режиссера Исидора Анненского, против идеи экранизации чеховского водевиля «Медведь» выступали как кинематографисты, так и театральные деятели. Первым действие в одной комнате казалось слишком театральным и нединамичным, вторые считали пьесу чересчур «заигранной». Однако режиссер настоял на своем.

* * *

Сценарий своего первого фильма Исидор Анненский писал под конкретных актеров. С Михаилом Жаровым Анненский когда-то работал в Бакинском театре. Жаров позднее рассказывал, что когда ему позвонили из Комитета по делам кинематографии с просьбой помочь студенту киноакадемии и сняться в его дипломной картине, он отказался. Тогда Анненский приехал к Жарову домой и прочитал актеру готовый сценарий. После этого Жаров заинтересовался ролью. К актрисе МХАТа Ольге Андровской режиссер, по его словам, давно присматривался, хотя ранее в кино она не играла. Анненский специально приезжал в МХАТ из Ленинграда уговаривать ее. Актриса согласилась, несмотря на то, что за два месяца до этого у нее умер муж — актер Николай Баталов.

* * *

Чтобы показать характер женоненавистника Смирнова, режиссер придумал ему занятие: стрельбу по фарфоровым статуэткам, изображающим пастушек. Наблюдая за меткостью бывшего военного, в дальнейших сценах зритель должен был поволноваться за вдову Попову, решившуюся с ним на дуэль. Для увеличения хронометража Анненский ввел роль слуги (исполнил Константин Сорокин) и эпизод с обедом, который Смирнов перехватывает у него.

* * *

При съемках режиссер использовал непривычные для кино тех времен длинные панорамы. Герои перемещались между разными комнатами, а дуэль перенесли в зимний сад. Также режиссер отказался от традиционного монтажа. По его словам, «раскрепощение камеры, свободно следовавшей за движением актеров, вызывали возражения даже у моих ближайших сотрудников по работе». С помощью монтажной техники параллельного действия он попытался усилить тревогу за исход поединка и сделать финал еще более неожиданным.

* * *

В своих мемуарах режиссер писал, что первыми, кто увидел готовый фильм, были Ольга Книппер-Чехова и Мария Чехова. По его словам, всю картину они смеялись до слез, и позднее, выступая на радио, вдова писателя отмечала, что старый водевиль «вновь зазвучал на экране свежо и убедительно».

* * *

В фильме Ольга Андровская исполняет романс «Ночь» Антона Рубинштейна, написанный на стихи Александра Пушкина. Как писал Анненский, он просто решил, что эта песня будет уместна в фильме. На первом просмотре фильма присутствовала вдова Чехова Ольга Книппер. Она удивившись, сообщила режиссеру, что это был любимый романс Антона Павловича.

* * *

По мнению извесного советского литературоведа и кинокритика Людмилы Погожевой, «Медведь» был наиболее интересной экранизацией Чехова довоенного периода, «талантливо и темпераментно разыгранной шуткой, в которой режиссер сумел сохранить своеобразие чеховских интонаций». Вместе с тем, она считала, что Анненский недостаточно использовал возможности кинематографа и фильм вышел излишне театральным, «сохранившим всю условность сценического произведения».

Цитаты

Я паинька, верная женка, заперла себя на замок и буду верна тебе до могилы, а ты... и тебе не совестно, бутуз? Изменял мне, делал сцены, по целым неделям оставлял меня одну...

* * *

Я прошу тебя, Лука, никогда не говорить мне об этом! Ты знаешь, с тех пор как умер Николай Михайлович, жизнь потеряла для меня всякую цену. Тебе кажется, что я жива... но это только кажется... Мы оба — умерли. Я дала себе клятву до самой могилы не снимать этого траура и не видеть света.

* * *

Слышишь ли ты меня, Николя?.. (стук в дверь) Кто-о там?

* * *

— А за что мой муж остался вам должен?

— А он, хм, покупал у меня (пауза) овес.

* * *

— У меня теперь такое настроение, что я совершенно не расположена заниматься денежными делами.

— А у меня теперь такое настроение, что если я завтра не заплачу процентов в Земельный банк, то принужден буду вылететь в трубу вверх ногами.

* * *

Ну что ж, так и запишем. А еще хотят, чтобы я был спокоен. Сегодня с утра езжу по кредиторам — ни одна каналья не платит.

* * *

— Я ясно сказала: приказчик вернется, тогда и получите.

— Я не к приказчику приехал, а к вам!

* * *

Ух, как я зол, как я зол!

* * *

Ска-ажите, па-ажалуйста... А как же прикажете говорить с вами? По-французски, что ли? Же ву при, мадам... Как я счастлив, что вы не платите мне денег...

* * *

Я, сударыня, на своем веку видел женщин больше, чем вы воробьев!

* * *

Я три раза стрелялся на дуэли из-за женщин, двенадцать женщин я бросил, девять бросили меня... Довольно! До-вольно! Меня не тронут больше ваши «очи черные, очи страстные», губки бантиком... Кисея... Зефир... Полубогиня... А заглянешь в душу — обыкновеннейший крокодил.

* * *

— Разве женщина умеет любить кого-нибудь, кроме болонок?

— А кто, по-вашему умеет любить? Му-ужчина?!

— ...Рогатая кошка.

* * *

— Слушайте! Из всех мужчин, которых я когда-либо знала, лучшим был мой муж!..

— Охохохохо...

— Да-да-да-да!! Да! Я его любила, любила страстно, я отдала ему свою молодость, жизнь, счастье, состоянье... Вот, вот, что я нашла после его смерти... Вот... Вот... Вот... Вот... Полный ящик... Полный ящик любовных писем. И все же я ему верна и постоянна. Я заперла себя навеки в этих четырех стенах. И до самой могилы я поклялась не снимать с себя этого траура!

— Траура?..

— ...До самой могилы...

— Ха-ха, знаем мы эти фокусы... Однако напудриться — не забыли?..

— Вон убирайтесь отсюда!!

* * *

— Медведь!.. Бурбон!.. Монстр!..

— Что?! Что вы сказали?.. Монстр?

— Ага: медведь-бурбон-монстр.

— Ах, медведь-бурбон-монстр. Позвольте, какое же вы имеете право оскорблять?

— Да-да, оскорбляю. А что вы думаете, я вас боюсь?.. Медведь! Медведь-медведь-медведь...

— Довольно!! К барьеру! К барьеру... стреляться.

— Хм, стреляться хотите...

— Да.

— Ха!.. Ха-ха-ха-ха-ха... Извольте... Изво-ольте. После мужа остались пистолеты, сию минуту принесу.

* * *

С каким наслаждением... С ка-аким наслаждением я влеплю пу-улю в этот ваш медный лоб, который я т-так не-н-н-вижу... Черт вас возьми!! Ф-ф!

* * *

Подстрелю ее как цыпленка... Ха, но какова женщина. С каким, говорит, наслаждением, я влеплю пулю в ваш медный лоб. Ха-ха-ха, какова женщина, ты видел! Глаза блестят, раскраснелась, огонь, порох, ракета... Подстрелю ее — из принципа!

* * *

Здесь стреляться неудобно... Идемте в сад.

* * *

— Сударыня, я вас предупреждаю, что я буду стрелять в воздух.

— Струсили, да? Нет, сударь, не виляйте. Я не успокоюсь, пока не пробью вашего лба... Вот этого лба, который я так ненавижу...

— Глаза! Глаза! Боже, какая женщина. Никогда в жизни не видал ничего подобного.

— К барьеру!!!

* * *

— Почему вы не хотите драться, струсили?

— Да, струсил...

— Лжете. Почему вы не хотите драться?

— Потому что... Ну... Я не виноват, что вы мне нравитесь!

— Ха-ха-ха-ха-ха, я-я ему-у нра-авлюсь. Он еще смеет говорить, что я-я ему-у нра-авлюсь.

— Сударыня, я почти влюблен... (крушит скамейку) Черт возьми, какая у вас ломкая мебель.

* * *

— Подите прочь, а то буду стрелять!

— Стреляйте! Стреляйте... Двенадцать женщин бросил я, девять бросили меня, но ни одну из них я не любил так, как вас. Руку предлагаю: да или нет!

— К барьеру!! Стреляться!

— Стреляться? О, вы не можете себе представить, какое счастие умереть под взглядом этих чудесных глаз, умереть от револьвера, который держит эта маленькая бархатная ручка... Я, кажется, с ума сошел... Сударыня... Сударыня, неужели вы все еще сердитесь? Поверьте, я сам чертовски взбешен. Решайте... Сейчас же... Я порядочный человек, я попадаю пулей в подброшенную копейку, имею десять тысяч годового дохода, отличных лошадей... Хотите быть моею женой?

— Прощайте!

— Позор... Срам... Раскис, разлимонился, рас-сиропился... стоял на коленях, как какой-то дурак... Пять лет не влюблялся, и здрас-сьте — втю-юрился... как оглобля... в чужой кузов! Тьфу!.. Руку предлагаю: да или нет?

— Прощайте! А-ха-ха-ха-ха-ха... Прощайте!.. Нет, постойте... Нет, уходите... Не подходите, не подходите...

— И-эх (уходит, возвращается) Руку предлагаю: да или нет?

* * *

Лука?.. Скажешь там, на конюшне, чтобы сегодня Тоби вовсе не давали овса.

Афиша к фильму «Медведь» (СССР, 1938)

Афиша к фильму «Медведь» (СССР, 1938)

Афиша к фильму «Медведь» (СССР, 1938)

Афиша к фильму «Медведь» (СССР, 1938)