Оригинальное название: Неоконченная пьеса для механического пианино
Жанр: экранизация, драма
Формат: полнометражный, цветной
Режиссер-постановщик: Никита Михалков
Сценарий: Александр Адабашьян, Никита Михалков, Антон Чехов
Актеры: Александр Калягин, Елена Соловей, Евгения Глушенко, Антонина Шуранова, Юрий Богатырев, Олег Табаков, Николай Пастухов, Павел Кадочников, Никита Михалков, Анатолий Ромашин, Наталья Назарова, Ксения Минина, Сергей Никоненко и другие
Оператор: Павел Лебешев
Композитор: Эдуард Артемьев
Звукорежиссер: Валентин Бобровский
Художники-постановщики: Александр Адабашьян, Александр Самулекин
Художник по костюмам: Майя Абар-Барановская
Монтаж: Людмила Елян
Директор: Татьяна Жигаева
Длительность: 1 час 41 минута 29 секунд
Язык: русский
Страна: СССР, ФРГ
Производство: киностудия «Мосфильм», Первое творческое объединение
Год: 1976
Премьера: 5 сентября 1977 года
Советский художественный фильм режиссера Никиты Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино» был снят в 1977 году на киностудии «Мосфильм». В его основе лежит пьеса А.П. Чехова «Безотцовщина», написанная им в юности. При создании сценария фильма также были использованы мотивы из других чеховских произведений «Учитель словесности» (игра в карты на поцелуй), «Три года», «Моя жизнь» и некоторых других произведений Чехова. Так, вся линия Павла Щербука восходит к выступлениям дворянина Рашевича против «чумазых» в рассказе «В усадьбе».
Сюжет
Действие происходит летом в усадьбе Анны Петровны Войницевой, вдовы генерала. К ней приходят гости: доктор Трилецкий, господин Петрин (кредитор хозяйки), Порфирий Семенович Глагольев (обожатель Анны Петровны), соседи Платоновы — учитель Михаил Васильевич с женой Сашенькой, еще один сосед-кредитор Павел Петрович Щербук с дочерьми и племянником Петечкой.
Пасынок Войницевой Серж представляет гостям свою молодую жену Софью, с которой Михаил Васильевич Платонов был ранее хорошо знаком. В юности Платонов был умен, смел, подавал большие надежды и был влюблен в прелестную Софи. Через семь лет он стал простым сельским учителем, а Софья теперь — солидная, одержимая разными идеями замужняя дама.
Герои говорят о пустяках, пьют, едят, играют в фанты, шутят, а атмосфера меж тем накаляется. Их желания не совпадают с возможностями, слова — с делами, они не довольны тем, что есть, запутались и не знают как жить дальше. Платонов пытается завести разговор о ничтожности человеческого существования. Вечером во время фейерверка происходит объяснение Михаила Васильевича с Софьей. Софья готова бросить своего мужа и начать с Михаилом Васильевичем «чистую новую жизнь». Но учитель оказывается к этому не готов. Запутавшись в своих чувствах, он бросается с невысокого обрыва в реку, но воды в реке по колено. Жена со слезами на глазах говорит Платонову, что любит его.
В финале все персонажи встречаются на рассвете на лугу около реки. Завершают фильм кадры со спящим Петечкой, который отворачивается во сне от лучей восходящего солнца.
В ролях
- Александр Калягин — Михаил Васильевич Платонов, школьный учитель
- Елена Соловей — София Егоровна Войницева, жена Сергея Войницева
- Евгения Глушенко — Сашенька, Александра Ивановна, жена Михаила Платонова
- Антонина Шуранова — Анна Петровна Войницева, генеральская вдова
- Юрий Богатырев — Сергей Павлович Войницев, бездельник-либерал, пасынок Анны Петровны
- Олег Табаков — Павел Петрович Щербук, кредитор Анны Петровны
- Николай Пастухов — Порфирий Семенович Глаголев, помещик, сосед и обожатель Анны Петровны
- Павел Кадочников — Иван Иванович Трилецкий, отец Сашеньки и Николая
- Никита Михалков — Николай Иванович Трилецкий, врач, брат Сашеньки
- Анатолий Ромашин — Герасим Кузьмич Петрин, кредитор Анны Петровны
- Наталья Назарова — Верочка, дочь Щербука
- Ксения Минина — Лизочка, дочь Щербука
- Сергей Никоненко — Яков, слуга Анны Петровны
- Сергей Гурьев — Петечка, племянник Щербук
- Светлана Башлыкова — служанка Анны Петровны
- Геннадий Иванов — Захар, слуга Анны Петровны
- Виталий Комиссаров — слуга Анны Петровны
- Вячеслав Максаков — Горохов, управляющий
- Марат Юсим
- Энрико Карузо — озвучка (нет в титрах)
Интересные факты
Кинокартина снималась в Пущине, на берегу Оки, где в полукилометре от гостиницы находилась заброшенная усадьба Арцыбашевых (XVIII век) — двухэтажный каменный дом и старый парк с заросшими аллеями и прудами.
* * *
В фильме звучит музыка Гаэтано Доницетти («Una furtiva lagrima»), Ференца Листа («Венгерская рапсодия № 2») и Сергея Рахманинова.
* * *
В 2020 году фильм был отреставрирован на киностудии «Мосфильм».
* * *
Изначально на роль генеральши Анны Петровны была приглашена Людмила Гурченко, но при съемках мюзикла «Мама» актриса сломала ногу и потому была вынуждена отказаться от съемок в фильме Михалкова.
* * *
На роль доктора Трилецкого был изначально утвержден Евгений Стеблов, но перед съемками актер попал в ДТП и был госпитализирован. Александр Адабашьян уговорил сыграть эту роль самого Михалкова, который был со Стебловым одного роста.
* * *
На роль Софьи пробовалась Ирина Муравьева. Роль управляющего Горохова сыграл второй режиссер фильма Вячеслав Максаков, роль слуги Захара — мастер по свету Геннадий Иванов, роль служанки — художник по костюмам Светлана Башлыкова.
* * *
Калягину, чтобы получить эту роль, пришлось похудеть на 25 килограммов. Для этого он месяц придерживался гречневой диеты. Из суеверия он не говорил окружающим, что худеет ради роли, и его коллеги решили, что он тяжело заболел.
* * *
Александр Калягин, который на момент съемок был вдовцом с маленькой дочерью, встретил здесь свою судьбу — актрису Евгению Глушенко, которая сыграла его жену Сашеньку. Ту самую «наивную дурочку», которая утешала своего наделавшего глупостей Мишеньку в кризисе среднего возраста, бесконечно признаваясь ему в любви. Их брак продлился 40 лет.
Награды и номинации
- В 1977 году на МКФ в Картахене Александр Калягин получил Специальный приз жюри за исполнение роли Платонова в фильме.
- В 1977 году на МКФ в Сан-Себастьяне фильм получил приз «Большая золотая раковина» (Никита Михалков).
- В 1978 году на МКФ авторского кино в Белграде фильм получил Гран-при Союза художников кино и телевидения Югославии (Никита Михалков).
- В 1978 году на МКФ в Чикаго фильм получил премию «Золотой Хьюго» (Никита Михалков)
- В 1978 году фильм получил итальянскую национальную кинематографическую премию «Давид ди Донателло» (Никита Михалков).
О фильме
Началось с того, что Никите Михалкову подарили книжечку — малоизвестная пьеса юного Чехова «Безотцовщина». Мы заинтересовались, стали наводить справки. Выяснили, что в 17 лет Чехов написал пьесу (впервые в жизни) в пять актов с убийством и самоубийством, цыганами и железной дорогой, в общем, всем, что мог написать молодой человек, полный энергии. Пьесу отнесли Ермоловой, которая потом молча эту тетрадку вернула. Молодой литератор нигде больше о ней не вспоминал. После его смерти нашлась копия... И вот мы с Никитой загорелись снять фильм по Чехову. Подали заявку, но она с год пылилась безнадежно. А потом выяснилось, что до выполнения плана киношникам не хватает одной единицы. Стали думать, что можно быстренько запустить, вспомнили про нашу заявку. Вызвали нас, спросили, есть ли у нас готовый сценарий. Мы сказали: «Да», — хотя у нас ничего не было. «Приносите». — «Ну, надо поправить, он не совсем готов». — «Сколько может стоить фильм?» Мы назвали заниженную сумму — порядка 300 тысяч рублей. Нам дали «добро».
Подходящая натура нашлась в Пущине. Новенькая гостиница для киногруппы, в 150 метрах — заброшенная усадьба с полуразвалившимися постройками, остатками парка с лестницами, скульптурами, на берегу реки. То, что нужно. Мы с Никитой заселились в гостиницу и сели за написание сценария, который родился за полтора месяца.
Писали вдвоем. Когда общую конструкцию придумали, то делали так: подробно разбирали две сцены. Затем расходились писать каждый свою. Встречались, зачитывали. Спорили и ругались. Но приходили к консенсусу и брали две следующие сцены. Придумали, что должно быть неудачное самоубийство. Хотели приписать поступок героине Саше. У Чехова она кончает самоубийством. Но потом решили отдать эту сцену главному герою.
<...>
В полукилометре от прекрасной и почти всегда пустой гостиницы стояла заброшенная усадьба с двухэтажным каменным домом, парком из заросших аллей и цветущих прудов... Михалков просил, чтобы каждый артист, независимо от объема его роли, весь съемочный период провел в Пущино. С семьей, с детьми, чтобы ходить в лес за грибами, купаться в реке, по вечерам ходить в гости и за чаем говорить о погоде на завтра, о том, что завтра снимать и как играть, — так эти чаепития переходили в репетиции, но четкого разграничения на «дело» и «не дело» не существовало... Весь способ существования был так ненавязчиво, но точно срежиссирован, что грани между работой и отдыхом не существовало...
Александр Адабашьян
Афиша к фильму «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1976)
Афиша к фильму «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1976)
Афиша к фильму «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1976)
Афиша к фильму «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1976)
Афиша к фильму «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1976)
Афиша к фильму «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1976)
Афиша к фильму «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1976)