Оригинальное название: Очи черные (Dark Eyes)
Жанр: экранизация, драма
Формат: полнометражный, цветной
Режиссер-постановщик: Никита Михалков
Сценарий: Александр Адабашьян, Никита Михалков, Сузо Чекки Д'Амико, Антон Чехов
Актеры: Марчелло Мастроянни, Елена Сафонова, Всеволод Ларионов, Сильвана Мангано, Марта Келлер, Паоло Барони, Пина Чеи, Роберто Герлицка, Дмитрий Золотухин, Юрий Богатырев, Иннокентий Смоктуновский и другие
Оператор: Франко Ди Джакомо
Композитор: Франсис Ле
Художники-постановщики: Александр Адабашьян, Марио Гарбулья
Художник по костюмам: Карло Дьяппи
Монтаж: Энцо Меникони
Продюсеры: Карло Кукки, Гилберт Маруани, Джованна Романьоли
Длительность: 2 часа
Язык: русский, итальянский
Страна: СССР, Италия
Производство: Excelsior Film-TV, Radiotelevisione Italiana, Adriana International Corporation, Совинфильм
Год: 1987
Премьера: 10 мая 1987 года
Советско-итальянский художественный фильм «Очи черные» режиссера Никиты Михалкова был снят по мотивам рассказа А.П. Чехова «Дама с собачкой». При создании сценария использовались некоторые сюжетные мотивы из чеховских рассказов «Именины», «Жена» и «Анна на шее». Русская душа с ее вечной загадкой, российские провинциальные нравы, чеховские мотивы в режиссуре Никиты Михалкова приобрели сатирически-фарсовый оттенок.
Сюжет
Главный герой фильма итальянец Романо еще в молодости женился по любви на богатой однокурснице. Он переехал жить к ней в огромное родовое поместье. За годы супружеской жизни его любовь к жене ослабла, жизнь в браке стала скучной. Иногда, чтобы развеяться, он ездит на курорт, где, отдыхая и принимая оздоровительные процедуры, заводит любовные романы. В одной из таких поездок Романо познакомился со скромной русской женщиной Анной. Между ними вспыхивает любовь. Замужняя Анна, разрываясь между долгом и чувством, уезжает в Россию, не попрощавшись. На прощание она оставляет своему возлюбленному письмо на русском языке. Романо решает отправиться вслед за ней и добиться ее руки. После долгого путешествия он находит Анну в городе Сысоеве и узнает, что она замужем за городским головой. Романо узнает, что Анна по-прежнему его любит. Он обещает ей, что, вернувшись в Италию, он сразу же разведется, после чего приедет в Россию, чтобы жениться. Однако в Италии он решает остаться в семье. Спустя время он забывает об Анне и данных ей обещаниях...
В ролях
- Марчелло Мастроянни — Романо Патрое, архитектор
- Марта Келлер — Тина, подруга Элизы
- Елена Сафонова — Анна Сергеевна
- Пина Чеи — мать Элизы
- Всеволод Ларионов — Павел Алексеев, коммерсант
- Иннокентий Смоктуновский — Модест Петрович, городской голова
- Роберто Херлицка — Ди Доменичис, адвокат
- Паоло Барони — Манлио, муж Тины
- Олег Табаков — Петр Васильевич, министр
- Юрий Богатырев — Александр, предводитель дворянства
- Дмитрий Золотухин — Константин Степанович, ветеринар в Сысоеве
- Сильвана Мангано — Элиза, жена Романо
- Лариса Кузнецова — Зинаида, жена Александра
- Геннадий Матвеев — полицмейстер
- Авангард Леонтьев — чиновник в Петербурге
- Павел Кадочников — чиновник в Петербурге
- Александр Филиппенко — чиновник в Петербурге
- Алексей Кузнецов — господин из свиты предводителя дворянства
- Любовь Руднева — горничная
- Галина Бокашевская — вторая горничная у городского главы
- Нино Биньямини — Нино, покупатель
- Мария Грация Бон — жена Нино
- Элгуджа Бурдули — Джузеппе, повар на корабле
- Иза Галлинелли — владелица пансиона
- Франческо Де Роза — гость
- Пьерлуиджи Черветти — мастер по художественной гимнастике
- Рендзо Мариньяно — генерал
- Мария Грация Наздари — пострадавшая
- Риккардо Парисио Перротти — Додо, гость на концерте
- Карола Станьяро — профессор славистики
- Макс Турилли — отец в Германии
- Ольга Ващилина — дочь Константина
- Александр Пятков — встречающий в Сысоеве (в титрах не указана)
- Анна Михалкова — девочка в Сысоеве (в титрах не указана)
- Александр Адабашьян — медработник в санатории (в титрах не указан)
- Изабелла Росселлини — сеньора (в титрах не указана)
- Николай Ващилин — купец с цыганами в поле
- Наталья Хорохорина — дама из свиты предводителя дворянства (в титрах не указана)
- Светлана Киреева — гостья (в титрах не указана)
- Жан-Пьер Бардос
- Мауро Брузини
- Михаил Бузылев-Крэцо
- Серджо Гримблад
- Эвелина Мегханги
- Лоредана Мартинес
- Ивана Румор
- Франческа Вентура
- Николай Васильев
Интересные факты
Съемки фильма проходили в Москве, Санкт-Петербурге (Петропавловская крепость, дворец великого князя Владимира Александровича, особняк А.Д. Шереметева, улица Миллионная, Зимняя канавка), Костроме (Кукольный театр, Костромская слобода, Ипатьевский монастырь). Много сцен фильма было снято в Италии.
* * *
Первоначально композитором фильма, как и всех других фильмов режиссера, планировался Эдуард Артемьев, который даже придумал главную музыкальную тему для кинокартины. Однако из-за формальных требований к производству совместного советско-итальянского фильма композитором должен был быть член итальянского союза композиторов. Потому фильм «Очи черные» — единственный фильм Михалкова, помимо «Пяти вечеров», музыка к которому написана не Артемьевым. Однако музыкальный материал к фильму не пропал: композитор использовал его спустя 18 лет в телесериале «Доктор Живаго» режиссера Александра Прошкина.
Награды и номинации
- В 1988 году фильм Марчелло Мастроянни был номинирован на кинопремию «Оскар» за лучшую мужскую роль.
- В 1988 году премия «Серебряная лента» лучшему актеру была вручена Марчелло Мастроянни.
- В 1987 году на Каннском кинофестивале серебряная премия за лучшее исполнение мужской роли получил Марчелло Мастроянни.
- В 1988 году фильм был номинирован на премию «Золотой глобус» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».
- В 1988 году фильм получил два приза «Давид ди Донателло» — за мужскую и женскую роли Мастроянни и Сафоновой.
- В 1988 году фильм получил специальный почетный диплом для внеконкурсного фильма на МКФ в Вальядолиде.
О фильме
В одном из интервью Никита Михалков говорил, что в картине «Без свидетелей» ему хотелось пойти по пути максимального самоограничения, по мере возможности отказаться от всех режиссерских «аттракционов», которыми он уверенно овладел в предыдущих работах: героев всего двое, они замкнуты в интерьере одной стандартной квартиры... Не знаю, намерено вышло так или нет, но «Очи черные» производят полярное впечатление. Кажется, что постановщик решил не отказывать себе ни в чем: в ход идет любой аттракцион, гэг, малейшая режиссерская прихоть...
Немало речей — устных и письменных — было у наших мастеров относительно права на самую вольную трактовку классики. Что ж, в «Очах черных» Никита Михалков, бесспорно, получил «карт-бланш». И что же? В итоге экранизация прозы А.П. Чехова / в основу сценария положена «Дама с собачкой», на мой взгляд, превратилась в странный набор сцен в духе лубочных картинок.
Правда, в нескольких эпизодах, снятых в России, чувствуется сатирический, комедийный дар постановщика. Чего стоит, к примеру, сцена, где на вокзале провинциального города местный предводитель дворянства встречает заграничного гостя. Но в целом, к сожалению, «Очи...» — один из самых ярких образцов «экспортного варианта» режиссуры, когда в угоду запросам международного рынка талант блекнет в мишуре с виду эффектного, но пустого фейерверка. Скажу честно — Никита Михалков один из моих кинофаворитов, тем неожиданней и огорчительней было ощущать в «Очах черных» потерю меры и вкуса...
Александр Федоров
Афиша фильма «Очи черные» (1987)
Афиша фильма «Очи черные» (1987)
Афиша фильма «Очи черные» (1987)
Афиша фильма «Очи черные» (1987)
Афиша фильма «Очи черные» (1987)
Афиша фильма «Очи черные» (1987)
Афиша фильма «Очи черные» (1987)