Оригинальное название: Рагин
Жанр: экранизация, драма
Формат: полнометражный, цветной
Режиссер-постановщик: Кирилл Серебренников
Режиссер: Бахтиер Худойназаров
Сценарий: Михаил Угаров, Дмитрий Зверьков, Кирилл Серебренников, Антон Чехов
Актеры: Алексей Гуськов, Александр Галибин, Дмитрий Муляр, Агриппина Стеклова, Наталья Никуленко, Зоя Буряк, Владимир Краснов, Виталий Хаев, Игорь Богодух, Сергей Паршин, Сергей Бехтерев, Ольга Альбанова, Елизавета Арзамасова, Ольга Лапшина, Татьяна Пискарёва, Юлиан Вайгенд, Анатолий Белый, Юрий Ицков, Юрий Ваксман
Оператор: Артур Гимпель
Композитор: Алексей Айги
Художник-постановщик: Павел Пархоменко
Художник по костюмам: Светлана Медовая
Монтаж: Кирк фон Хефлин
Продюсер: Алексей Гуськов
Длительность: 1 час 32 минуты 20 секунд
Язык: русский
Страна: Россия, Австрия
Производство: ООО «Студия Ф.А.Ф.», «Dor Film»
Год: 2004
Премьера: 23 декабря 2004 года
Российский художественный фильм «Рагин» был снят по мотивам известного рассказа Антона Павловича Чехова «Палата № 6». Фильм является режиссерским дебютом Кирилла Серебренникова в полнометражном кино. «Рагин» — это интерпретация чеховского рассказа, сумевшая, однако, сохранить идею и стиль писателя. От классика осталась сюжетная канва с акцентом на судьбу доктора, в то время, как в первоисточнике автор дает целую панораму судеб обитателей Палаты, зато в фильме добавились осовремененные фразеологические обороты и видение жизни конца XIX — начала XX века сегодняшними глазами.
Сюжет
Россия, начало XX века, маленький провинциальный город. Доктор Андрей Ефимович Рагин служит главным врачом в уездной больнице. Он немолод, одинок и по вечерам любит читать. Однажды ему попадается любопытный медицинский отчет: модный психиатр Гиммельсдорф демонстрирует метод лечения психоза. Картины происходящего в венской клинике встают перед глазами русского доктора. Рагин решает применить в своей больнице методы Гиммельсдорфа. Он все чаще бывает в палате номер 6 для душевнобольных, вступает в разговоры с сумасшедшими. Поэтому очень скоро знакомые и коллеги решают, что «доктор чокнулся».
В ролях
- Зоя Буряк — Саня
- Александр Галибин — Иван Дмитриевич Громов
- Алексей Гуськов — Андрей Ефимович Рагин
- Ольга Лапшина
- Дмитрий Муляр — Хоботов
- Александра Назарова
- Наталья Никуленко — Анна Ивановна
- Ольга Альбанова — Дарья
- Татьяна Пискарева
- Светлана Обидина — певица
- Елизавета Арзамасова — Мотька
- Георгий Маришин
- Наталья Иохвидова — санитарка
- Владимир Краснов — Сергей Сергеевич
- Сергей Бехтерев — мальчик
- Анна Воронова
- Сергей Макаров
- Виталий Хаев
- Сергей Паршин
- Агриппина Стеклова — Райская
- Игорь Богодух
- Петр Круговихин
- Лариса Климова
- Любовь Макеева
- Юлия Сулес
- Алексей Новиков
- Николай Кудымов
- Мария Одегова
- Галина Мочалова
- Алексей Краснопольский — полковник
- Владимир Гусев — секретарь
- Виктор Высоцкий
- Корнелиус Обонья
- Ольга Добрина
- Ирина Основина
- Татьяна Калашникова
- Анатолий Шевченко
- Павлина Конопчук
- Константин Лукашов
- Валерия Зеленская
- Яков Петров
- Максим Ершов
- Николай Исполатов — аптекарь (нет в титрах)
- Дмитрий Бадин (нет в титрах)
Награды и номинации
В 2005 году на Международном кинофестивале в Карловых Варах, 2005 год фильм получил главный приз программы «К Востоку от Запада».
О фильме
Растворился в бреду
Знаменитый театральный режиссер Кирилл Серебренников экранизировал «Палату № 6». Однако автором «Рагина» он себя не считает, потому что в завершающем этапе съемок участия не принимал.
В «Рагине» чувствуется некоторая незавершенность, хотя изначальная идея интересна. Создатели «Рагина» сделали акцент не столько на отношениях доктора Рагина (Алексей Гуськов) и его пациента Громова (Александр Галибин), сколько на противостоянии Рагина и молодого врача Хоботова (Дмитрий Муляр). Евгений Федорыч Хоботов одержим идеей лечить неврозы резким физическим воздействием. Однако морить больных голодом и обливать холодной водой ему кажется недостаточным, и молодой энтузиаст старается внедрить вращательную (карательную) машину Раша. Принцип действия прост: пациента быстро вращают вокруг своей оси, пока из носа и ушей не польет кровь.
Андрей Ефимович Рагин сначала тоже пытался не кормить невменяемого пациента, а потом увлекся опытами венского врача Гиммельсдорфа, который делает вид, что поверил больному. Чтобы пациентка избавилась от «жабы» в желудке, надо подложить ей жабу в ночной горшок.
Загоревшись идеей вылечить своих пациентов, Рагин все чаще заглядывает в палату № 6, где обнаруживает, что один больной рассуждает хоть и резко, но здраво. В конце концов Громов уговаривает Рагина поменяться с ним местами.
В «Рагине» чувствуется рука мастера. Он уверенно ведет зрителя за собой, а тот следит за происходящим без особого волнения, зато пристально. В фильме есть несколько любопытных и зрелищных находок. Так, разговоры доктора Рагина с Громовым напоминают беседы Понтия Пилата с Иешуа: Александр Галибин, рассуждая о человеческих страданиях, гуляет по воде, а воодушевившись, может спокойно проткнуть руку гвоздем, торчащим из стены.
Наблюдать за поведением сумасшедших и якобы здоровых персонажей «Рагина» занятно, но ближе к финалу подкрадывается вопрос: зачем все это? «Палата № 6» — не то произведение, которое стоит экранизировать ради самой экранизации. Это вам не «Властелин колец» и не «Гарри Поттер», в которых идея невеликая, зато есть на что посмотреть. Снимая фильм по мотивам такого произведения, как «Палата № 6», режиссер обычно хочет что-то сказать, причем свое, а не высказанное автором литературного источника. В «Рагине» подобной идеи не чувствуется. Даже чеховская мысль об аморфности и преступной бездеятельности интеллигенции только наклевывается, но предстать во всей красе явно стесняется.
Cпрашивать, почему столь профессиональная картина оказалась лишенной значимого содержания, не у кого. На официальном сайте «Рагина» пишут, что Кирилл Серебренников был всего лишь режиссером съемочного периода, а на завершающем этапе процессом руководил кинорежиссер Бахтиер Худойназаров. В итоге Серебренников, который указан в афишах в качестве единственного режиссера фильма, не считает «Рагин» своим детищем. Что в общем-то логично, потому что завершающие и нередко главные акценты фильма расставляются именно при монтаже. Никто другой усыновлять «Рагина» тоже не собирается.
Анна Федина. Газета «Известия» 25 декабря 2004 года
Афиша к фильму «Рагин» (2004)