Оригинальное название: Степь
Жанр: экранизация
Формат: двухсерийный, цветной
Режиссер-постановщик: Сергей Бондарчук
Режиссер: В. Досталь
Сценарий: Сергей Бондарчук, Антон Чехов
Актеры: Олег Кузнецов, Николай Трофимов, Владимир Седов, Виктор Мамаев, Сергей Бондарчук, Иван Лапиков, Георгий Бурков, Анатолий Васильев, Михаил Кокшенов, Валерий Захарьев, Иннокентий Смоктуновский, Игорь Кваша, Лилиан Малкина, Станислав Любшин, Ирина Скобцева и другие
Операторы: Леонид Калашников, Владимир Шевцик
Композитор: Вячеслав Овчинников
Тексты песен: Лариса Васильева
Звукорежиссер: Юрий Михайлов
Художники-постановщики: Юрий Фоменко, Виктор Петров
Художник по костюмам: Надежда Бузина
Монтаж: Елена Михайлова
Директор: Игорь Лазаренко
Длительность: 2 часа 14 минут
Язык: русский
Страна: СССР
Производство: киностудия «Мосфильм», Первое творческое объединение
Год: 1977
Премьера: 26 мая 1978 года
Советский двухсерийный художественный фильм «Степь» режиссера Сергея Бондарчука по мотивам одноименной повести Антона Павловича Чехова был снят в 1977 году.
Сюжет
Фильм снят по одноименной повести Чехова о нескольких днях, проведенных девятилетним мальчиком Егорушкой в путешествии по степи, во время которого он знакомится с разными людьми. Главный герой фильма Егорушка — светловолосый мальчик, «хорошенький паничек», как говорит о нем Мойсей Мойсеич. Вместе с со своим дядей и отцом Христофором он едет через степь в город, чтобы там поступитьь в гимназию. Он живет в мире детства, а все увиденное в степи ему предстоит осмыслить позднее.
В ролях
- Олег Кузнецов — Егорушка
- Владимир Седов — Иван Иванович Кузмичев
- Николай Трофимов — Отец Христофор Сирийский
- Сергей Бондарчук — Емельян
- Иван Лапиков — Пантелей Захарович Холодов, странник
- Георгий Бурков — Вася
- Станислав Любшин — Константин Звонык
- Иннокентий Смоктуновский — Мойсей Мойсеевич
- Анатолий Васильев — Николай Дымов
- Валерий Захарьев — Степка
- Игорь Кваша — Соломон Моисеевич
- Лилиан Малкина — Роза
- Виктор Мамаев — Дениска
- Ирина Скобцева — графиня Драницкая
- Елена Савченко — Настасья Петровна Тоскунова
- Наталья Андрейченко — девка на снопах
- Михаил Глузский — Семен Александрович Варламов
- Михаил Кокшенов — Кирюха
- Василий Ливанов — Казимир Михайлович
- Евгений Гуров — чабан
- Софья Фомичева
- Лидия Мартыненко
- Таня Борискина
- Артем Шатров
- Леонид Кладов (нет в титрах)
- Алексей Ковалев — мужик на телеге (нет в титрах)
Интересные факты
По словам жены режиссера Сергея Бондарчука, он был влюблен в чеховскую повесть «Степь». В течение многих лет Бондарчук мечтал о ее постановке и с начала 1960-х годов работал над ее сценарием. Из-за занятости режиссера такими большими проектами, как фильмы «Война и мир» и «Они сражались за Родину» экранизация «Степи» постоянно откладывалась.
* * *
Фильм «Степь» снимался в заповеднике Хомутовская степь в Донецкой области (в настоящее время ДНР, входит в состав Российской федерации). Хомутовская степь находится в часе езды от Донецка, в Новоазовском районе. Это девственный островок Дикого Поля, никогда не тронутый плугом, не нарушенный рукой человека. Этот заповедник находится на левом берегу небольшой речки род названием Грузский Еланчик. В память о съемках фильма «Степь», проходивших здесь в 1977 году, в степи был установлен памятный камень.
* * *
Как и в повести Чехова, история поездки маленького Егорушки из родительского дома в уездном городе куда-то для поступления в гимназию подана глазами главного героя — ребенка. Визуальный ряд картины решен эпически. При работе над образом Егорушки режиссер обратился к воспоминаниям о собственном детстве.
* * *
Фильм вышел в прокат в широкоформатном и широкоэкранном вариантах.
* * *
Большого успеха в прокате фильм не имел. Мирон Черненко в книге «Красная звезда, желтая звезда. (Кинематографическая история еврейства в России) 1919—1999 гг.» ставит в вину создателям фильма «отталкивающий образ еврея», который, по мнению автора, отдает антисемитизмом.
О фильме
Произошло нечто чудесное. Все, что мы увидели на экране, удивительно чеховское, удивительно точное и в то же время совершенно не иллюстративное следование Чехову строка за строкой. Это пример того, что, оказывается, когда сегодняшний кинематограф берется за такого рода сложные вещи и когда художника это волнует чрезвычайно глубоко, можно сделать на экране произведение, совершенно равноценное литературному произведению. Это редкий случай... Это восхищает и удивляет.
Режиссер Сергей Юткевич
* * *
В художественном фильме «Степь» все начинается и продолжается в точнейшем соответствии с книгой. Только уже не слова писателя будят наше воображение, передают течение мыслей и впечатления девятилетнего Егорушки, а как бы сама степь распахивает нам свои просторы, заставляет вдохнуть ее терпкий воздух, зажить одной жизнью с ее людьми.
...А между тем бричка уже катится по степи. Повстречалась ей и полусонно улыбнулась, слегка приподняв голову с воза со снопами, пухлая, изморенная зноем девка. Отец Христофор, сидящий в бричке вместе с дядей Егорушки Иваном Ивановичем Кузьмичовым, весь во власти воспоминаний и поучений в духе некогда зазубренных им «философии и риторики». А мимо брички бегут бурьян, холмы, каменные бабы. Парит коршун. Машет крыльями мельница. А надо всем ощутимо нависает зной и тяжелая тоска.
Путники устраивают привал. Закусывают. Пока Иван Иванович и Христофор дремлют, кучер Дениска предлагает Егорушке попрыгать наперегонки на одной ноге. Потом Егорушка бродит один и слышит плач. Он идет как бы из-под земли. Кажется, плачет трава, сама степь. Правда, Егорушка вскоре обнаружил, что пела голенастая баба, которая, стоя за пригорком, что-то просеивала в решете. Но впечатление, что голосила сама степь, осталось...
Читатель может проверить: постановщик ничего не пропустил, ни одной важной подробности не оставил без внимания. Он верен каждой запятой Чехова и вместе с тем, следуя слово в слово за автором, живет в свободной стихии его поэзии и философии.
Сразу же два образа возникают в фильме: степь и люди. Степь втянула людей в свое пространство и как будто приняла на себя черты каждого из них порознь и всех вместе. В своей заброшенности она выражает их общую горемычную судьбу.
<...>
Большой русский актер Иван Лапиков, умеющий глубоко постигнуть и воплотить народный характер, играет Пантелея — босого странника, наивного философа — с той психологической содержательностью, которая дается лишь художнику, умудренному не только своим искусством, но прежде всего жизнью. Переболевший всеми горестями земными, прошедший в буквальном смысле через огонь, в котором погибли его жена и дети, Пантелей все время погружен мыслью в полуфантастические истории о злодеях-разбойниках. Это трепещет его душа, непросвещенная, но истинно интеллигентная, лишенная счастья и ужаснувшаяся царящим несправедливости и насилию.
<...>
Поразительно сыграна Станиславом Любшиным роль Константина. Вышедший на пламя ночного костра, Константин лучится томительным счастьем, которое готов излить на весь мир. Он — олицетворенная щедрость чистого сердца, человек, светящийся высшей духовной радостью.
Георгий Капралов. «Как эти выходы в степь хороши!» («Советский Экран», № 12, 1978)
Музыка в фильме
В фильме «Степь» звучит песня «Ковыль» («Горе мне, зеленой травушке...»). Музыку для нее написал Вячеслав Овчинников, слова — Лариса Васильева.
Ковыль
Горе мне, зеленой травушке:
Стала я сухая, серая...
Полумертвая и ломкая,
Нет во мне ни капли кровушки.Ты прости не виноватую,
Понапрасну изведенную.
Я б росла еще зеленая.
Молодая и горячая...Ты прости, что жить мне хочется.
Мне, замученной, засушенной.
Хоть и нет вины, прости меня.
Пожалей последней жалостью.Каюсь я — душа все тянется.
Да к тому же к солнцу жгучему...
Словно мало горя видано,
От лучей его карающих.Ты прости меня, прости меня,
Хоть и нет вины, прости меня...
Ты прости, что жить мне хочется,
Пожалей последней жалостью...
Афиша к фильму «Степь» (1977)
Афиша к фильму «Степь» (1977)
Афиша к фильму «Степь» (1977)
Памятный камень, посвященный съемкам фильма «Степь», в Хомутовской степи
Памятный камень, посвященный съемкам фильма «Степь», в Хомутовской степи