Вернуться к Экранизации

Свадьба

Оригинальное название: Свадьба
Жанр: комедия, экранизация
Формат: полнометражный, черно-белый
Режиссер: Исидор Анненский
Сценарий: Исидор Анненский, Антон Чехов
Актеры: Алексей Грибов, Фаина Раневская, Зоя Федорова, Эраст Гарин, Николай Коновалов, Михаил Яншин, Сергей Мартинсон, Вера Марецкая, Осип Абдулов, Николай Плотников, Сергей Блинников, Владимир Владиславский, Татьяна Пельтцер, Лев Свердлин, Софья Белова, Клавдия Белова, Иосиф Ваньков, Надежда Ефимова, Александр Костомолоцкий, Валентина Кузнецова, София Левитина, Ирина Мурзаева, Елена Понсова, Михаил Пуговкин и другие
Оператор: Юрий Екельчик, Т. Лобова
Композитор: Валерий Желобинский
Звукорежиссер: В. Котов
Художник-постановщик: Семен Мандель
Художник по костюмам: Шелли Быховская
Художественный руководитель: Михаил Чиаурели
Монтаж: М. Усольцева
Директор: Г. Капризная
Длительность: 1 час 04 минуты
Язык: русский
Страна: СССР
Производство: Тбилисская киностудия
Год: 1944
Премьера: 14 июля 1944 года

Советский комедийный художественный фильм «Свадьба» был снят в 1944 году режиссером Исидором Анненским Тбилисской киностудией (Грузинская ССР), он снимался на базе «Мосфильма» в Москве. В основе фильма лежит водевиль Антона Павловича Чехова «Свадьба», при написании сценария также использовались чеховские рассказы «Свадьба с генералом», «Перед свадьбой», «Брак по расчету», «В бане» и сценка «Жених и папенька». Эта кинокартина является сатирой на нравы мещан дореволюционной России.

Сюжет

Однажды отец взрослой дочери Дашеньки узнает, что приходивший к ним каждый день на обед чиновник Апломбов, которого они уже считали ее женихом, не собирается на ней жениться. Отцу удается убедить несговорчивого жениха все же сделать Дашеньке предложения. В попытках уклониться от брака Апломбов называет себя пьяницей, растратчиком казенных денег, беглым каторжником, даже сумасшедшим. Но отец находит все эти отговорки неубедительными. Сдавшийся жених соглашается, но требует, чтобы на его свадьбе непременно был генерал. Один из близких к дому Жигаловых людей, агент страхового общества Нюнин, обещает привести на праздник генерала и получает за это 25 рублей. В день свадьбы собравшиеся гости веселятся. Немного портит праздничную атмосферу бывший поклонник невесты телеграфист Ять. За столом он долго рассказывает про новомодное электричество, в которое присутствующие не очень-то верят. Затем говорит о неких женихах, женившихся по расчету. Принявший на свой счет эти слова жених обижается и требует опровержения. В попытке исправить ситуацию телеграфист говорит, что уверен в том, что Апломбов женится по любви, ведь «приданое-то пустяшное». Тут уже обижается мать невесты, она показывает гостям вещи, собранные для невесты. Оскорбленный жених требует от телеграфиста, чтобы тот покинул дом. В это момент прибывает главный гость — пожилой генерал Ревунов-Караулов, родной дядя Нюнина. Свадьба продолжается, однако в самый пик веселья выясняется, что генерал — вовсе не генерал, а всего лишь капитан второго ранга (подполковник). разгорается скандал, узнавший о том, что за визит генерала, оказывается, было заплачено 25 рублей, ошеломленный Ревунов-Караулов покидает праздник. Пьяный жених режет пуховую перину. Свадьба расстраивается. На следующее утро всех участников свадьбы ведут в полицейский участок.

В ролях

  • Алексей Грибов — отец невесты Евдоким Захарович Жигалов
  • Фаина Раневская — мать невесты Настасья Тимофеевна Жигалова
  • Зоя Федорова — невеста Даша Жигалова
  • Эраст Гарин — жених Эпаминонд Максимович Апломбов
  • Николай Коновалов — капитан 2-го ранга в отставке Ревунов-Караулов
  • Михаил Яншин — агент страхового общества Андрей Андреевич Нюнин
  • Сергей Мартинсон — телеграфист Иван Михайлович Ять
  • Вера Марецкая — акушерка-певица Анна Мартыновна Змеюкина
  • Осип Абдулов — грек-кондитер Харлампий Спиридонович Дымба
  • Николай Плотников — шафер
  • Сергей Блинников — матрос Дмитрий Степанович Мозговой
  • Владимир Владиславский — доктор Кондрашкин
  • Татьяна Пельтцер — жена доктора Кондрашкина (нет в титрах)
  • Лев Свердлин — шарманщик
  • Софья Белова — гостья
  • Клавдия Белова — служанка
  • Георгий Бударов — гость
  • Иосиф Ваньков — гость
  • Надежда Ефимова
  • Зибельт
  • Александр Костомолоцкий — дирижер
  • Валентина Кузнецова
  • София Левитина — гостья
  • Ирина Мурзаева — гостья
  • Парыгин
  • Елена Понсова — гостья
  • Михаил Пуговкин — гость
  • Рузова
  • Антоний Ходурский — гость
  • Александр Щагин — лакей
  • Александра Данилова — прачка, выглядывающая из окна (нет в титрах)
  • Иван Клюквин — гость Василий (нет в титрах)
  • Мария Ключарева (нет в титрах)
  • Григорий Мерлинский — шафер (нет в титрах)
  • Павел Шпрингфельд — гость (нет в титрах)

Интересные факты

Съемки фильма «Свадьба» были приурочены к 40-летней годовщине со дня смерти великого русского писателя Антона Павловича Чехова. По этому поводу актриса Фаина Раневская, сыгравшая в фильме мать невесты, сказала: «У нас ведь даже из годовщины смерти могут сделать праздник».

* * *

Для Исидора Анненского этот фильм стал третьим в его режиссерской карьере. В 1938 году он снял короткометражный фильм «Медведь» по одноименному чеховскому водевилю, это была его дипломная работа. Второй фильм «Человек в футляре» (1939) тоже был экранизацией известного чеховского рассказа.

* * *

Музыку для фильма «Свадьба» написал композитор Валерий Желобинский. Также в фильме прозвучал известный романс Александра Давыдова «Тебя не вырвут у меня...» в аранжировке Желобинского.

* * *

Съемки картины проходили в Москве, в Лиховом переулке (дом 3, строение 2), в двухэтажном старинном здании (в настоящее время там офисные помещения) и принадлежавшем в те годы документалистам. Съемки проходили по ночам на верхнем этаже (днем документалисты готовили выпуски киножурналов военной хроники). Условия были ужасные. Стоял жуткий холод, сквозняки, с потолка постоянно текла вода, и актеры гримировались, сидя под зонтом. Под утро артисты, не снимая сценических костюмов (т. к. не было костюмерной), пешком (т. к. не было машины) расходились по домам.

* * *

Фильм снимался в военные годы. В Москве тогда была разруха. Шел 1943 год. Линия фронта отодвинулась от столицы на запад. В уличных кадрах фильма можно видеть приметы военной Москвы — заклеенные крест-накрест окна. Город постепенно приходил в себя, измотанные, изголодавшиеся по работе актеры возвращались из эвакуации... Молодому режиссеру Исидору Анненскому удалось собрать уникальный звездный актерский состав. В фильме снимались блистательные комические актеры Алексей Грибов, Фаина Раневская, Зоя Федорова, Эраст Гарин, Михаил Яншин, Сергей Мартинсон, Вера Марецкая, Осип Абдулов. Даже в маленьких эпизодах сыграли именитые и заслуженные артисты. В картине хороши абсолютно все персонажи, вплоть до совсем эпизодических вроде дирижера свадебного оркестра и шарманщика, открывающего фильм исполнением народной песни «Разлука».

* * *

Актеры Осип Абдулов, Алексей Грибов и Фаина Раневская до участия в съемках «Свадьбы» уже снимались в фильме режиссера Анненского «Человек в футляре».

* * *

В фильме снимались два ученика репрессированного режиссера Мейерхолда — Эрнст Гарин и Сергей Мартинсон. Для переехавшего из Ленинграда в Москву гениального комика-эксцентрика Эраста Гарина начался период восхождения, он делал успешными все фильмы со своим участием, и власти закрывали глаза на то, что актер был другом и учеником Мейерхольда.

* * *

Эраст Гарин сыграл главную роль жениха Эпаминонда Апломбова. Супругов Жигаловых играют Алексей Грибов и Фаина Раневская, а их дочь — актриса Зоя Федорова. Стоит отметить, что актер Алексей Грибов был всего на семь лет старше Зои Федоровой, играющей его дочь Дашеньку. На момент съемок ему было немногим больше сорока лет.

* * *

Главный герой комедии — чиновник средней руки Эпаминонд Максимович Апломбов. Эраст Гарин создал образ мелкого человечишки, обладающего при этом безграничным самомнением. Отсюда и звучная фамилия персонажа. В течении всего фильма Апломбов ходит, словно проглотив палку, демонстрируя напыщенность, высокопарность, высокомерие и капризность. Жена ему нужна с хорошим приданным, свадьба — обязательно с генералом. «Я обманывать себя не позволю. Я не субъект какой-нибудь. Я одушевленное имя существительное. И у меня в душе свой жанр есть!»; «Я не Спиноза какой-нибудь, чтобы выделывать ногами разные кренделя! Я — человек положительный!»; «Вы мне зубов не заговаривайте, я из принципа и надувать себя не позволю!».

* * *

Эраст Гарин вспоминал «немногочисленные репетиции и очень длительное время съемок». Он говорил о своей роли, что в его дореволюционном детстве «бродили такие вредные, вроде моего жениха, маски». Актер сам предложил добавить к внешности Апломбова стояче-откидной крахмальный воротничок, а художник по костюмам Шелли Быховская его «гиперболизировала». Также по просьбе артиста ему прилепили усы щеточкой под Адольфа Гитлера, «вождя взбесившихся мещан», и одели в узкую визитку.

* * *

«Больше всего на свете я люблю статных мужчин, пирог с яблоками и имя Роланд». Эта фраза как нельзя точно характеризует одну из главных героинь фильма — невесту Дашеньку, сыгранную великолепной Зоей Федоровой. Актриса здесь раскрывает яркую комедийную грань своего таланта. Ее невеста — миленькая жеманница, губки бантиком, распахнутые, вздернутый носик и общий слегка надутый вид. Ну разве можно забыть это: «Они хочут свою образованность показать и всегда говорят о непонятном». Через два года после выхода фильма актриса Зоя Федорова была осуждена за шпионаж и провела в тюрьме десять лет до реабилитации.

* * *

Говоря о фильме «Свадьба», нельзя не отметить яркую комедийную звезду — Фаину Георгиевну Раневскую. Актриса в образе матери невесты неповторима. Раневская вернулась из Ташкента незадолго до начала съемок фильма и сразу же получила приглашение. Молодой режиссер Исидор Анненский боялся с ней спорить, о чем она позднее вспоминала, и потому она создавала свою героиню так, как считала нужным. «Я напяливала платье, подтягивала кверху нос, надевала парик и шляпку и выходила на съемочную площадку, почти не гримируясь. Все дело тут в манере говорить, слушать, думать. Ходить и жестикулировать — это уже потом. Анненский ничего подсказать мне не мог», — вспоминала Раневская. Фаина Георгиевна создала этот образ с тех теток, каких часто видела в детстве в провинциальном Таганроге. Ее Настасья Тимофеевна — женщина недалекого ума, но точно знающая, чего хочет в жизни.

* * *

Раневская ругалась с молодым режиссером, который терялся перед ее напором и аргументами. По воспоминаниям Фаины Георгиевны, Анненский не смог сделать двух вещей — передать дух настоящего Чехова, соединив чеховские пьесу «Свадьба» и небольшую сценку «Жених и папенька». Тем самым он извратил суть обоих произведений. И второе — режиссер не смог полностью раскрыть актерский потенциал своей великолепной труппы, не умея в принципе давать актерам четкие задания. Раневская вспоминала: «— Фаина Георгиевна, — говорил он мне, — вы пойдете налево, считая тарелки, а как дойдете до графина, это конец кадра, повернете направо. — А Эраст что? — спрашиваю. — Эраст Павлович пойдет за вами. — Что ж, это мы и будем вдвоем болтаться, как говно в проруби? Пусть уж лучше он идет мне навстречу, я хоть тогда двинусь назад, чтобы отвязаться от него, зануды! — предлагаю. — Можно и так, — соглашается Исидор Маркович. — Можно. У него все было можно. Грибов с Осипом (Абдуловым) несли немыслимую отсебятину, уцепившись за чеховское "В Греции все есть". Я чуть со стыда не сгорела!»

* * *

Рядом с Настасьей Тимофеевной — ее муж Евдоким Захарович Жигалов в исполнении Алексея Грибова — любитель выпить и желающий выдать замуж дочь: «Мать, душенька, слушай, но с осторожностью! Женщина она жеманственная, двулично-вольнодумствующая!» «За что тебя будет любить муж твой? За красоту? За характер? За эмблему чувств? Нет! Он будет любить тебя за приданое твое!»

* * *

А какие актеры в ролях второго плана! Разве можно представить этот фильм без уморительного грека-кондитера Дымбы в исполнении Осипа Абдулова с его крылатой фразой «В Греции все есть»? Михаил Яншин в образе предприимчивого Андрея Андреевича Нюнина, зарабатывающего на собственном дядюшке, а когда над тем начинают все смеяться, попросту предающем его.

* * *

Известная актриса Вера Марецкая сыграла роль акушерки Змеюкиной, за которой ухаживает телеграфист Ять. Актрисе удалось создать не образ, а настоящий коктейль. Задорная женственность, провинциальная вульгарность, мещанское жеманство — все это сочетается в Змеюкиной весьма органично. С каким надрывом и страстью, с какой экспрессией она исполняет романс Александра Давыдова: «...Тебя отнимут у меня. Я — не твоя! Я — не твоя!» под аккомпанемент Мартинсона, то махающего на Змеюкину веером, то подыгрывающего ей на гитаре с классическим бантом на грифе. Сцена их дуэта — одна из самых ярких в фильме, а романс в исполнении Марецкой включена во все сборники лучших музыкальных номеров отечественного кинематографа.

* * *

Капитана второго ранга Ревунова-Караулова, обманом приглашенного на свадьбу в качестве генерала, сыграл Заслуженный артист РСФСР Николай Коновалов. Актер служил в театрах еще до революции, снимался в фильмах «Светлый путь», «Антон Иванович сердится», «Музыкальная история». Его актерская игра вызывает одновременно смех и слезы. Добрый смех вызывает его непосредственная болтовня во время свадебного застолья. После того, как выясняется, что он не генерал, униженный, осмеянный и никому не нужный, он покидает свадебный пир. Одиноко бредущий по улице старик, которому нет места в мире, где надо не быть, а казаться, вызывает сочувствие.

* * *

В эпизодических ролях фильма играли Татьяна Пельтцер и молодой Михаил Пуговкин. Татьяна Пельтцер талантливо сыграла эпизодическую роль скандальной жены доктора, к которому пришел жених в надежде получить справку о том, что он сумасшедший. А двадцатилетний Михаил Пуговкин, недавно вернувшийся из-за тяжелого ранения ноги с фронта, сыграл гостя. Рана плохо затягивалась, но актер был счастлив оказаться на съемочной площадке с такими легендами кино и театра, как Раневская, Марецкая, Грибов... Он очень хотел быть не хуже известных актеров, старался, как мог. В книге «Все это было бы смешно...» Михаил Иванович потом написал: «Вся моя роль заключалась в танцах...» Он так энергично отплясывал, что открылась рана на ноге. Оператор остановил съемку, заметив через объектив камеры, что на брюках актера выступила кровь. После перевязки танцы начались сначала...

* * *

Фраза жених Апломбова «Я не Спиноза какой-нибудь, чтоб выделывать ногами кренделя...» вызывает некоторое недоумение. Почему же знаменитый голландский философ XVII века Бенедикт Спиноза приводится как пример любителя поплясать? Оказывается, что Чехов имел в виду популярного гротескового танцовщика Леона Эспинозу, испанца по происхождению, который служил в 1869—1872 годах в балетной труппе Большого театра в Москве, имея огромный успех у публики.

* * *

Зрители встретили кинокартину очень хорошо, а вот критики отнеслись к ней весьма прохладно. Однако время все расставило по своим местам — лента Исидора Анненского по праву вошла Золотой Фонд отечественного кинематографа и по сей день пользуется интересом у зрителей. Многие фразы из фильма стали крылатыми.

* * *

В 2007 году об истории создания картины был снят документальный телефильм «История одной "Свадьбы"».

Цитаты

Не забывай родителей, дочь моя. За что тебя будет любить муж твой? За красоту? За характер? За эмблему чувств? Нет! Он будет любить тебя за приданое твое! Ну он, конечно, прилепится к тебе, но не будет истинным другом твоим. Скажу больше, будут моменты... моменты... когда он... нет, лучше умолчу, дочь моя.

* * *

Мать свою слушай, но не очень. Женщина она жеманственная, двулично-вольнодумствующая. В дом свой ее не бери, мужья тещ не обожают. Подпоручик Зюмбумбунчиков военным судом за тещу судился. Скажу больше, я сам... Лучше умолчу, дочь моя.

* * *

Потом, дочь моя, европейская цивилизация породила в женском сословии ту оппозицию, что чем больше детей у особы, тем хуже. Баллада. Чем меньше, тем лучше, а нет, чем лучше, тем хуже... Нет, нет, не то...

* * *

И чему ты радуешься? Замужество только девицам нравится, а через месяц драться будете. Сама испытала, знаю. Все мужчины дураки. И твой тоже дурак. Ты его не очень-то уважай, не за что. Обо всем мать спрашивай. Отца тоже... не слушай, главное, в дом свой не бери. Изверг он рода христианского.

* * *

Я три года перину собирала, пушинка к пушинке, ни одного перышка.

* * *

Больше всего на свете я люблю статных мужчин, пирог с яблоками и имя Роланд.

* * *

Ах, шельмец этакой. С каким шиком подкатил. Ай да, мужчина, настоящий Вальтер Скотт.

* * *

Ходил сюда целое лето, ел, пил, обнадеживал... И вдруг — на тебе!

* * *

Вот когда захочешь жениться, тогда приходи. Тогда ясно будет, что ты сошел с ума.

* * *

Да нешто нам жалко! Для родного дитя мы ничего не пожалеем!

* * *

Не тыкай вилкой в омары — это для генерала поставлено.

* * *

— А тигры в Греции есть?

— Есть, в Греции все есть.

* * *

Выпей! Из моих собственных подвалов!

* * *

Махайте на меня, махайте! Возле вас я задыхаюсь, дайте мне атмосфэ́ры! Машите на меня, машите!.. Дайте мне бурю!..

* * *

Как мороженое прикажете подавать? С мадерой, с ромом или без никого?

* * *

Они хочут свою образованность показать и всегда говорят об непонятном.

* * *

А если я насчет электического освещения, так это еще не значит, что я из гордости. Я и выпить могу.

* * *

Приданое пустяшное?! Приданое пустяшное?! Ты, сударь, говори, да не заговаривайся! Приданое пустяшное! Пожалуйте, взгляните, гости дорогие! Кроме того, что тысячу рублей чистыми деньгами, мы всю мебель даем и три салопа даем. А постель: одеяло! Шелковое, стеганое! И перина — пушинка к пушинке, ни одного перышка! Наволочки кружевные! Пойди-кась, найди в другом месте такое приданое! ...А вы не намекайте! Мы вас... на свадьбу пригласили, а вы... разные слова! А если вы знали, что Апименонд Максимыч из интересу женются, что же вы раньше молчали? Я ее, может, вскормила, вспоила, взлелеяла! Брысь... Берегла пуще алмазу изумрудного деточку мою!

* * *

Позвольте вам выйти вон!

* * *

Не генерал, а малина!

* * *

Ведь вот, каждое незначительное слово, а оно имеет, так сказать, свое таинственное недоумение!.

* * *

Генерал, а безобразите... Постыдились бы на старости лет!

* * *

— Чем тревожить меня разными словами, вы бы лучше шли танцевать.

— Я не Спиноза какой-нибудь, чтобы выделывать ногами разные кренделя!

* * *

Я человек положительный и с характером... Кроме предметов домашней необходимости, вы обещали мне дать за вашей дочерью два выигрышных билета — где они?! ...Вы мне зубов не заговаривайте! Я ведь это не из эгоистицизма! Мне ваши билеты не нужны, но я из принци́па!..

* * *

Я обманывать себя не позволю! Я одушевленное имя существительное! И у меня в душе свой жанр есть!

* * *

Нудный ты, ух, ну-удный!

Афиша к фильму «Свадьба» (СССР, 1944)

Афиша к фильму «Свадьба» (СССР, 1944)

Афиша к фильму «Свадьба» (СССР, 1944)

Афиша к фильму «Свадьба» (СССР, 1944)