Вернуться к Экранизации

Три сестры

Оригинальное название: Три сестры
Жанр: экранизация, драма
Формат: двухсерийный, телевизионный спектакль, цветной
Режиссеры-постановщики: Сергей Десницкий, Владимир Храмов, Иосиф Раевский
Сценарий: Антон Чехов
Актеры: Вячеслав Невинный, Любовь Стриженова, Маргарита Юрьева, Ирина Мирошниченко, Елена Кондратова, Владлен Давыдов, Леонид Губанов, Сергей Десницкий, Евгений Киндинов, Евгений Евстигнеев, Виктор Петров, Николай Никольский, Михаил Медведев, Нина Гуляева и другие
Оператор: Георгий Криницкий
Звукорежиссер: Феликс Джапаридзе
Художник-постановщик: Александра Конардова
Монтаж: Г. Осипов, Владимир Тавлеев, В. Киселёв
Директор: Михаил Ионов
Длительность: 3 часа 12 минут
Язык: русский
Страна: СССР
Производство: ТО «Экран»
Год: 1984
Премьера: 11 августа 1984 года

Телевизионный спектакль «Три сестры» режиссеров Сергея Десницкого, Владимира Храмова, Иосифа Раевского был снят в 1984 году на ТО «Экран». Это классическая постановка Московского художественного академического театра им. Горького.

Сюжет

Это драма о трех дочерях генерала Прозорова — Ольге, Маше и Ирине. Они заброшены судьбой в глухое захолустье и тяготящихся скукой и однообразием провинциальной жизни. Главным желанием сестер Прозоровых является возвращение в Москву. Кажется, оно вот-вот осуществится, но каждый раз по разным причинам отъезд откладывается...

В ролях

  • Вячеслав Невинный — Андрей Сергеевич Прозоров
  • Любовь Стриженова — Наталья Ивановна
  • Маргарита Юрьева — Ольга
  • Ирина Мирошниченко — Маша
  • Елена Кондратова — Ирина
  • Владлен Давыдов — Фёдор Ильич Кулыгин, учитель гимназии, муж Маши
  • Леонид Губанов — Александр Игнатьевич Вершинин, подполковник, батарейный командир
  • Сергей Десницкий — Николай Львович Тузенбах, барон, поручик
  • Евгений Киндинов — Василий Васильевич Солёный, штабс-капитан
  • Евгений Евстигнеев — Иван Романович Чебутыкин, военный доктор
  • Виктор Петров — Алексей Петрович Федотик, подпоручик
  • Николай Никольский — Владимир Карлович Родэ, подпоручик
  • Михаил Медведев — Ферапонт, сторож из земской управы
  • Нина Гуляева — Анфиса, нянька
  • Татьяна Бронзова
  • Ирина Ефремова — горничная
  • Светлана Баталова
  • Любовь Касаточкина
  • Галина Шостко
  • Алексей Мяздриков — солдат
  • Виктор Кулюхин — подпоручик
  • Юрий Богомолов — подпоручик
  • Григорий Мануков — подпоручик

О фильме

«Три сестры» — вероятно, главная чеховская пьеса, квинтэссенция его реализма, складывающегося из прекраснодушных надежд персонажей на будущее («через 200—300 лет... когда нас не будет»), авторской любви к своим героям, обычным, будничным людям провинциальной России и трезвейшего (т. е. не упускающего ничего — ни большого, ни микроскопического) взгляда на человека и общество. Как всякое программное произведение, эту пьесу особенно трудно «прочитать по-своему» — слишком много раз она прочитывалась другими и слишком прямолинеен в ней автор, то есть текст не допускает особого экспериментирования.

В данном случае зрителю предложен классический вариант классического произведения — прочтение «Трех сестер» В.И. Немировичем-Данченко, впервые представленное на сцене советского МХАТа в апреле 1940 г. Разумеется, спектакль восстановлен, сыгран нашими современниками, однако это в чистом виде школа Станиславского, это совершенный Чехов без режиссерской и актерской отсебятины и нелепых модернистских новаторств. Сделана постановка с таким вниманием к каждому персонажу, что даже трудно выделить, кто же здесь главный, чья боль сильнее, чья жизнь трагичнее. Больно — всем, и каждой судьбе сопереживаешь, как собственной: запойному доктору, некрасивому и любящему (а кто умеет любить сильнее, чем некрасивые!..) Тузенбаху, растолстевшему несостоявшемуся профессору-помещику, чья жизнь не сложилась по его собственной вине и лени, сестрам, каждая из которых несчастна по-своему, старой няньке их... Даже и самовлюбленному поручику, «косящему» под Лермонтова без всякого к тому повода. Несчастлив каждый, несчастливы все в нашей огромной бездорожной и прекрасной несчастной России. А Лермонтов-то тут не зря помянут. Перечтите «И скучно, и грустно...» — вот ведь он, неуказанный эпиграф к пьесе!

Подстать режиссерскому прочтению и актерский состав. Две-три «звезды» не выделяются, — все играют одинаково сильно, всем одинаково больно. Лишь, может быть, Евстигнеев чуть ярче остальных: и потому, что сам гений, и потому, что играет излюбленного другим гением — автором, Чеховым — персонажа — уездного русского доктора. Врачу (если он настоящий врач, пусть и спившийся, пусть и ничего не прочитавший за двадцать лет после окончания университета), как и писателю (если, конечно, он настоящий писатель) — всегда больнее других, ибо они сами болеют за всех.

Кинокритик Виктор Распопин