Вернуться к Экранизации

Водевили Чехова

Оригинальное название: Водевили Чехова
Жанр: экранизация, комедия
Формат: полнометражный, телевизионный спектакль, музыкальный, цветной
Режиссер-постановщик: Дина Лукова
Сценарий: Антон Чехов
Актеры: Николай Трофимов, Наталья Данилова, Леонид Куравлёв, Николай Боярский
Оператор: Владимир Дединкин
Композитор: Юрий Симакин
Тексты песен: В. Сумароков
Звукорежиссеры: Е. Жиглинский, В. Ефимова
Художник-постановщик: Юрий Пауков
Художник по костюмам: И. Алексеева
Видеоинженеры: А. Беленькая, Г. Майорова, Э. Лившиц
Редактор: А. Кураева
Длительность: 1 час 11 минут
Язык: русский
Страна: СССР
Производство: Николай Трофимов, Наталья Данилова, Леонид Куравлёв, Николай Боярский
Год: 1984

Музыкальный телевизионный спектакль «Водевили Чехова» («Как совершаются браки?») по одноактным водевилям А.П. Чехова «Предложение» и «Медведь» был снят в 1984 году Ленинградским телевидением.

В ролях

  • Николай Трофимов — Степан Степанович Чубуков, помещик
  • Наталья Данилова — Наталья Степановна, дочь Степана Степановича Чубукова / Елена Ивановна Попова, молодая вдова
  • Леонид Куравлёв — Иван Васильевич Ломов, помещик, сосед Чубуковых / Григорий Иванович Смирнов, помещик
  • Николай Боярский — Лука, слуга Поповой

О фильме

Парадокс о чеховских водевилях. Одноактные пьесы А.П. Чехова на современной сцене (фрагмент)

И вот спектакль 1984 года. Это «Предложение» и «Медведь» под общим названием «Водевили А.П. Чехова». Режиссер Дарья Лукова экспериментирует с чеховскими сценками-шутками с целью вернуть сам жанр водевиля, водевильность классического образца. Куплеты и танцы здесь «переводят» диалоги на язык современности. Стихи В. Сумарокова. Музыка Ю. Симакина. Есть пролог. В прологе Леонид Куравлев (он же Ломов, Смирнов и наш современник) загримирован, с издевочкой, с иронией, под Бога-отца: борода из ваты, картонный нимб. С неба на Землю людям он посылает сигнал-куплет: «Какая сила гонит вас то во дворец, то просто в загс?» На Земле, на фоне межзвездного пространства, двое в современных модных одеждах, пританцовывая на земном шаре, подпевают Богу. Это Куравлев и Наталья Данилова, актриса БДГ. Она будет Натальей Степановной и Еленой Ивановной. Стихи и музыка бодры и веселы. Подтанцовки в стиле два притопа, три прихлопа. Помимо этого, в «Предложении» в куплетах пародируется эмансипация: жена не возвратилась ночевать, муж плачет. Наталья Степановна, появляясь перед Ломовым, моментально закуривает, демонстрирует властные ноты в голосе. Она в обтягивающих брюках, брюки заправлены в высокие сапоги. Умело и ловко она управляется с ружьём: на настенном ковре — коллекция ружей. Ружье, разумеется, стреляет. Злободневность, надо заметить, — также один из признаков классического водевиля. Чрезмерный нажим на злободневность дает обратный эффект, обнаруживая псевдоводевильность зрелища.

Медведь в этой постановке, напротив, никак не осовременен. Здесь тихие интонации, не очень бурные объяснения. Попова в исполнении Даниловой — притворщица, конечно, но милая, очень красивая женщина, пожалуй, даже роковая. Да вот медведь-Смирнов никак не «бурбон, монстр». Роль, что называется, не в актерских возможностях Куравлева. Не соблюден водевильный принцип расчёта на амплуа — и «постройка» рушится. Счастливый конец выходит безлюбовным. Брак важнее для парочки, танцующей на голубом шаре. Поскольку браки совершаются на небесах, а рефрен спектакля «куплеты Бога», — появляется под занавес крупный план книжицы: Свидетельство о браке. Так было в середине 80-х годов XX века.

Е.И. Стрельцова