Вернуться к Фильмы о Чехове

Чехов

Оригинальное название: Чехов
Жанр: лекция
Автор и докладчик: Елена Толстая
Длительность: 8 часов 58 минут 02 секунды (12 частей)
Язык: русский
Страна: Израиль
Год: 2022

Елена Дмитриевна Толстая — израильский филолог, преподаватель русской литературы, профессор, доцент «Hebrew University» в Иерусалиме, автор книги «Поэтика раздражения: Чехов в конце 1880 — начале 1890-х годов». Живет в Иерусалиме. Летом 2022 года Елена Дмитриевна представила цикл лекций о великом русском писателе Антоне Павловиче Чехове.

Чехов. Лекция 1. Роман-миф

В первой лекции цикла рассказывается о неосуществленном романе, который хотел написать Чехов. Высказывается предположение, на что он мог быть похож в тогдашней русской литературе, а также о том, на что он мог повлиять в литературе 20-го века.

Чехов. Лекция 2. Чехов и Пастернак

В лекции описывается, как менялось отношение Пастернака к Чехову. В отличие от распространенных мнений, автор предположил, что в двадцатых-тридцатых Пастернак весьма скептически относился к культу Чехова в начале века и сплоченной вокруг него интеллигенции. Более вероятно, что переоценка Чехова произошла во время войны. Лектор также с некоторым скепсисом отнесся к мемуарным историям о раннем открытии Пастернаком «религиозного Чехова». Наряду с сознательной наводкой читателя пастернаковского романа на Чехова с помощью популярных чеховских цитат, лектор прослеживает завязку «Доктора Живаго», то есть главу «Пятичасовой скорый», к началу чеховского ненаписанного романа, свидетельства о котором сохранились, как было показано в предыдущей лекции, в переписке Чехова.

Чехов. Лекция 3. Цензура не пропускает

В лекции говорится о несостоявшейся женитьбе Чехова в 1886 году. Невестой была еврейская девушка. Сюжет этот полвека всеми правдами и неправдами не допускался в официальную биографию Чехова, пока в оттепельную Россию не приехал из Парижа сын этой женщины — участник Сопротивления и не вручил официальным чеховедам доказательства ее существования. С тех пор из писем Чехова перестали вырезать всю информацию об этом романе. Однако, у нас до сих пор нет ее фотографии... Елена Толстая впервые опубликовала статью об этом захватывающем эпизоде в 1987 году по-английски, затем по-русски в 1991 в «Russian Language Journal», затем в 1994 и 2003 гг. в моей книге «Поэтика раздражения».

Чехов. Лекция 4. Мерехлюндия и мордемондия

Четвертая лекция Елены Толстой о Чехове — продолжение сюжета о Дуне Эфрос, еврейской невесте Чехова. После пребывания на курорте девушка приехала в подмосковное имение, где молодые Чеховы собирали вокруг себя друзей. Что произошло там в августе 1886 года, в точности неизвестно, но отношения Чехова и Дуни разладились в очередной раз, и впервые Чехов испытал затяжной приступ меланхолии. По следам этого эпизода Чехов написал рассказ «Талант» — о художнике, который кружит голову молодой девушке, а жениться не собирается. Лектор отвергает общепринятую гипотезу, что прототипом этого персонажа явился младший брат Чехова Николай, и предлагает взамен свою. Но вскоре последовал еще один рассказ Чехова, «Тина», где холодно и враждебно изображена еврейская молодая женщина. Рассказ использует все основные антисемитские стереотипы, которые подробно обсуждаются в лекции. У многих рассказ вызвал неприятие и упреки, на которые автор отвечал выспренными декларациями о чистом искусстве.

Чехов. Лекция 5. Пар ушел в свисток

В пятой лекции чеховского цикла «Пар ушел в свисток» Елена Толстая рассказывает о том, что Чехов для своего рассказа «Тина» не ограничился отечественным материалом, а использовал мотивы популярнейшего французского автора — Жана Ришпена. Описывается также период примирения Чехова с Эфрос, не приведший, однако, к матримониальному результату. Видимо, девушка пыталась выйти из этих отношений; ее роман с другом Чехова, также неудачный, поставил на них точку. Чехов ответил еще одним рассказом на еврейскую тему, «Перекати-поле».

Чехов. Лекция 6. «Чижик-пыжик, где ты был?»

Шестая лекция чеховского цикла рассказывает о пьесе «Иванов» и ее связи с неосуществившейся женитьбой Чехова на Дуне Эфрос: ведь в пьесе реализуется то, что не произошло с Чеховым и Дуней. Автор восстанавливает литературно-политический контекст 1886—1887 года и заостряет внимание на безобразной антисемитской травле поэта Надсона, которую вело «Новое время». Смерть Надсона от обострившегося туберкулеза весной 1887 года общественность считала убийством, и Чехов знал, что его презирают за связь с «Новым временем». Автор находит в «Иванове» отсылку к биографии Надсона. Пьеса «Иванов» сняла с Чехова обвинения в антисемитизме.

Чехов. Лекция 7. «Вдовий дом»: Чехов в поисках независимости

В седьмой лекции чеховского цикла Елены Толстой говорится о том, как писатель пытался найти для себя такую компанию, за которую не было бы стыдно — как в последние годы ему бывало стыдно за «Новое время». Он начинает печататься в журнале «Северный вестник»: повесть «Степь. История одной поездки», появившаяся там в 1888 году, первая серьезная и крупная вещь Чехова, приносит ему небывалый еще успех. В лекции рассказывается о странном петербургском журнале и экзотических персонажах, собравшихся вокруг него. Автор пытается ответить на вопрос: что означала для Чехова в это время независимость?

Чехов. Лекция 8. «Литературная дуэль: Чехов и Михайловский»

Лекция «Литературная дуэль: Чехов и Михайловский» посвящена конфликту молодого писателя и возненавидевшего его маститого радикального критика, законодателя мнений, Николая Константиновича Михайловского, который из-за Чехова и его «Степи» со скандалом ушел из журнала «Северный вестник». В 1889—1890-м году Чехов старается оправдать доверие редакторов и пишет для журнала, ступившего на новый путь и теряющего традиционных подписчиков, но недостаточно, чтобы спасти «Северный вестник». В лекции разбирается рассказ «Именины», где шаржированы либеральные стереотипы.

Чехов. Лекция 9. «Друг другу чужды и любезны»: Чехов и Мережковский

Девятая лекция чеховского цикла Елены Толстой «"Друг другу чужды и любезны": Чехов и Мережковский» посвящена началу литературных отношений между Чеховым и молодым критиком, в программной статье 1888 года «Старый вопрос по поводу нового таланта» приветствовавшим чеховское новаторство. Однако, реакция Чехова на эту статью была скептическая. Что именно в ней могло вызвать такое раздражение?

Чехов. Лекция 10. Мережковский и Чехов в Венеции

В десятой лекции чеховского цикла «Чехов и Мережковский в Венеции» Елена Толстая пытается описать отношения двух этих писателей как прежде всего диалог их текстов и выясняет, что такой диалог действительно начался уже с 1889—1890 гг., даже до близкого знакомства, которое произошло во время случайной встречи писателей в Венеции весной 1891 г. Исследовательница сосредоточила внимание на нескольких темах, возникавших в стихах Мережковского и рассказах Чехова, написанных до и сразу после венецианских встреч, а также в их разговорах во время этих встреч: важнейшей из них была тема пола.

Чехов. Лекция 11. «Смерть в Венеции»

В одиннадцатой лекции чеховского цикла Елены Толстой говорится о добрых отношениях между Чеховым и Мережковским после возвращения из итальянской поездки, о том, как Марк Аврелий в стихах молодого поэта вышел похожим на Чехова и о том, причем здесь Лаевский из «Дуэли». Казалось бы, все хорошо...

Чехов. Лекция 12. Петербургское обострение. Конец 1892

Елена Толстая описывает распад отношений между Чеховым и Мережковским в конце осени — начале зимы 1892 года. Чехов покидает «Северный вестник» и мирится с «Русской мыслью». В рассказе «Палата № 6» он подтрунивает над фигурой Марка Аврелия, чей образ критик проецировал на Чехова. А Мережковский в своей нашумевшей лекции о современной литературе предпочел Чехову Гаршина, найдя Чехова чересчур нормальным и поэтому не вполне созвучным современности. Что стало поводом к подобному взаимному ожесточению, мы не знаем, но есть ощущение, что Мережковский мог слишком всерьез воспринять инсинуации фон Корена в адрес Лаевского как банального и неблагодарного «критика».