Оригинальное название: Чехов XXI века
Жанр: документальный
Автор сценария: Ольга Радвилович
Режиссер: Александр Авилов
Актеры: Дмитрий Евсеев, Александр Чепуров
Текст читали: Валерий Дьяченко, Владимир Гусаров, Наталья Рождественская
Операторы: Денис Максимов, Алексей Петров
Звукорежиссер: Михаил Козлов
Монтаж: Владимир Тихонов
Музыкальный редактор: Ирина Клейнер
Редактор: Анна Крылова
Продюсер: Александр Киселев
Длительность: 51 минута 08 секунд
Язык: русский
Производство: ООО «ТелеКиноФорум» для ГТРК «Культура»
Страна: Россия
Год: 2010
Документальный фильм «Чехов XXI века» был снят в 2010 году. Антон Павлович Чехов писал: «Я хотел бы быть свободным художником — и только». Но ему не удалось достичь этого ни при жизни, ни после, в этом убеждены создатели фильма Ольга Радвилович и Александр Авилов. Каким на самом деле был Антон Чехов, образ которого до сих пор неуловим и в портретах, и на фотографиях, и в биографии? Создатели фильма собрали мнения разных людей, которые пытаются увидеть за Чеховым-писателем, закрытым и ироничным, Чехова-человека. В фильме использованы уникальные кадры хроники 1945 года — съемка жены писателя Ольги Книппер-Чеховой и его сестры Марии Чеховой. В фильме принимают участие также литературоведы Владимир Катаев и Дмитрий Евсеев, историк театра Александр Чепуров.
Чехов просил своего друга Ивана Бунина, решившего написать его биографию: «Не пишите только, что я был симпатичный талант и человек кристальной чистоты». Бунин этого не написал, но это сделали другие. Кто и зачем создал миф о Чехове? Друзья, родственники, литературоведы долгие годы пытались представить его идеальным человеком. Участники фильма, много лет увлеченные Чеховым и его творчеством, безоговорочно отвергают такое представление.
Бельгийский режиссер Люк Персеваль говорит: «Если бы я был русским, я был бы горд, что моя культура породила такого художника, как Чехов. Но я думаю, он был совершенно другим человеком, со всеми своими страстями, сомнениями и страхами. В противном случае он не смог бы написать свои пьесы. <...> Чехов опережал свое время со своим экзистенциальным отношением к жизни — все случайно, ни в чем нет смысла, все однажды будет забыто».
Том Стоппард, знаменитый английский драматург и переводчик пьес Чехова: «Существует такой особый тип любителей Чехова. Думаю, эти люди сильно бы удивились, если бы прочли его письма. В них он другой человек — менее закрытый. Основной чеховский канон состоит из произведений, в которых не было просто игры с колодой карт. Он ввел новое правдивое представление о мире. Пьеса не должна состоять только из тузов, королей, дам и валетов. В жизни полно мелких карт, но если вы их разложите в правильном порядке так, чтобы они образовывали ряд, фигуру или узор, вы получите нечто правдивое и шокирующее».
Фильм рассказывает о многогранности личности Чехова. Как в его творчестве переплетались жизнь и литература? Почему чеховская «Чайка» самая жестокая пьеса в мировой драматургии? Была ли на самом деле история любви Чехова и Лидии Авиловой? Почему его сестра правила письма Чехова перед их публикацией? Почему Лев Толстой писал: «Чехов учит читателя, как соблазнять женщин»? Почему Чехов при публикациях своих первых произведений использовал столько разных псевдонимов? На эти и многие другие вопросы ищут ответы авторы фильма.