Вернуться к Фильмы о Чехове

Драмы А.П. Чехова на русской и советской сцене

Название: Драмы А.П. Чехова на русской и советской сцене
Цветность: черно-белый
Автор: Л. Иваницкая
Художник: М.И. Колчина
Консультант: А.Г. Образцова
Редактор: Л.Р. Вильвовская
Страна: СССР
Студия: «Диафильм»
Целевая аудитория: для юношества, возраст 14—20 лет
Год выпуска: 1969

Черно-белый диафильм «Драмы А.П. Чехова на русской и советской сцене» был создан в 1969 году на московской студии. В нем рассказывается о пьесах Антона Павловича Чехова, в течение многих лет с большим успехом идущих на театральной сцене сначала России, а затем и Советского Союза. Одной из самых известных пьес стала «Чайка». Ее премьера состоялась в 1896 году в Петербургском Александринском театре. Несмотря на талантливую игру актрисы Веры Комиссаржевской, сыгравшей Нину Заречную, спектакль провалился. Публика не приняла новаторскую пьесу, а актеры не смогли ее донести до зрителя. Только на сцене Московского Художественного театра, ставшего выразителем настроений демократической русской интеллигенции, драматургия Чехова получила свое подлинное воплощение. В этом театре с огромных успехом шли и другие пьесы Чехова — «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад». Станиславский и Немирович-Данченко нашли ключ к сцечности Чехова — «не играть, а жить». Драматургия Чехова получает признание у русской интеллигенции. Эти спектакли разрушили старые традиции и создали театр нового типа.

Октябрьская революция открыла новые возможности для развития чеховской драматургии на советской сцене. В 1921 году Е. Вахтангов поставил пьесу Чехова «Свадьба» в стиле сценического гротеска. В 1934 году режиссер А. Лобанов представил «Вишневый сад» как сатирическую комедию, высмеивающую всех ее героев. В 1940 году Немирович-Данченко ставит во Художественном театре новаторский спектакль «Три сестры», который знаменует начало нового этапа — поэтического прочтения пьесы Чехова. В 1944 году режиссер Таиров поставил чеховскую «Чайку» как спектакль-концерт без декораций и грима. В 40—50-е годы режиссеры разных театров развивали стиль «мужественной простоты», найденный Немировичем-Данченко в спектакле Художественного театра «Три сестры».