Оригинальное название: Космос Чехова
Жанр: цикл лекций
Автор и докладчик: Вольфганг Киссель
Длительность: 6 часов 17 минут 22 секунды (4 части)
Язык: русский
Производство: Библиотека-Музей «Дом Лосева»
Страна: Россия
Год: 2022—2023
1. Чехов: человек и маска
Семинар «Русская литература и философия: пути взаимодействия» (совместно с ИМЛИ РАН). «Дом А.Ф. Лосева — научная библиотека и мемориальный музей» совместно с Чеховской комиссией Научного Совета в рамках постоянно действующего семинара «Русская литература и философия: пути взаимодействия» организуют цикл лекций «Космос Чехова» профессора Вольфганга Кисселя (Германия, Института европейских исследований Бременского университета).
2. Ранние фарсы: смех сквозь слезы
Первые драматургические опыты Чехова восходят к народному театру в Таганроге и ярмарочному балагану, а также к тому коммерческому развлекательному театру, который был заимствован главным образом из Франции и носил название фарса или водевиля. Эти пьесы были популярны также и в России, и именно здесь благодаря многочисленным переводам и свободным переложениям возник гибридный жанр, приспособивший французские интриги к русским типажам и русской среде. Именно маргинальные и гибридные формы русского балагана и французского фривольного развлекательного жанра открывают молодому Чехову путь к театру. Фарсы, водевили и одноактные пьесы содержат в себе зерно больших форм, они являются как фундаментом, так и строительным материалом для возведенного позднее мирового театра. Чехов написал ряд водевилей и фарсов, которые очень скоро стали пользоваться успехом и часто встречались в репертуаре и столичных, и провинциальных театров. К этим пьесам относится драматический этюд в одном действии «Лебединая песнь (Калхас)» (1886), а также одноактные «шутки» — «Медведь» (1888) и «Предложение» (1889).
3. Полет чайки: от сцены жизни к жизни на сцене
«Чайка» (1896), ясно обозначенная автором как комедия, указывает на решающий поворотный момент в чеховском театре. С этой драмой Чехову удается переход к большому, заполняющему весь вечер театру. В «Чайке» речь идет о литераторах и актрисах, об их успехах и неудачах, а также о грани, отделяющей творящего художника от посредственности или от позера, имитирующего художника. Игра с театром и театральностью возводится в степень посредством «пьесы в пьесе» или «театра в театре «, который стоит в центре первого действия, цитируется еще раз в четвертом, незадолго до конца, и тем самым обрамляет всю драму. Этот «театр в театре» не только делает своей темой конфликт поколений девяностых годов, — конфликт, который разыгрывается, с одной стороны, между общепризнанными театральными деятелями, «ветеранами» и «реалистами», и бунтующими декадентами и символистами с другой, — но также предугадывает и проблематизирует театрализацию искусства и стиля жизни в эпоху русского модерна. Время и пространство сами становятся центральной темой.
4. Хозяйство дяди Вани: творение рук человеческих и разрушение природы
Сцены из деревенской жизни в четырех действиях» под названием «Дядя Ваня» (1896 г., премьера в 1899 г. в Художественном театре) возникли в ходе переработки и радикального сокращения потерпевшей провал драмы «Леший» (1887/88), но сохранили прозвучавшую в ней экологическую тему: хищнически вырубая лес и разрушая природу, люди ставят под угрозу свои собственные жизненные основы. Разрушение природы в «Дяде Ване» находится в тесной связи с нарушенным социальным взаимодействием, а также с сопровождающей или вызывающей его психической динамикой. При этом Чехов вновь выстраивает экспериментальную конструкцию проблематичного семейного клана, которую он столь удачно использовал в «Чайке». Симбиоз членов семейства зависит от минимума конвергенции интересов и терпимости внутри ранимой и лишь до определенной степени способной испытывать давление среды (среды выживания). Однако внутренняя напряженность, психические конфликты, жизненные разочарования, зависть, ожесточенность и ненависть ведут в «Дяде Ване» к агрессивности и саморазрушению, которые становятся причиной распадения группы.