Кукрыниксы (Михаил Васильевич Куприянов, Порфирий Никитич Крылов, Николай Александрович Соколов). Кукрыниксы (псевдоним по первым слогам фамилий) — творческий коллектив художников-графиков и живописцев, в который входили действительные члены АХ СССР (1947), народные художники СССР (1958), Герои Социалистического Труда Михаил Куприянов (1903—1991), Порфирий Никитич Крылов (1902—1990), Николай Александрович Соколов (1903—2000). Учились в московском Вхутемасе-Вхутеине (между 1921 и 1929 годами).
Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий КУприянова и КРЫлова, а также первых трех букв имени и первой буквы фамилии НИКолая Соколова. Совместное творчество Кукрыниксов началось еще в студенческие годы в Высших художественно-технических мастерских. В Московский ВХУТЕМАС художники съехались из разных концов Советского Союза. Куприянов из Казани, Крылов из Тулы, Соколов из Рыбинска. В 1922 году Куприянов и Крылов познакомились и стали работать вдвоем в стенгазете ВХУТЕМАСа как Кукры и Крыкуп. В это время Соколов, еще живя в Рыбинске, ставил на своих рисунках Корин Павел Дмитриевич. Портрет художников Кукрыниксов Никс. В 1924 году он присоединился к Куприянову и Крылову, и в стенгазете они работали уже втроем как Кукрыниксы.
Созданный в середине 1920-х годов творческий коллектив существовал более 60 лет. Художники работали методом коллективного творчества. Кроме того каждый также работал и индивидуально. Наибольшую известность им принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи на темы внутренней и международной жизни, а также иллюстрации к книгам, созданные в карикатурном стиле. Среди иллюстрированных ими произведений: «12 стульев» и «Золотой теленок» И.А. Ильфа и Е.П. Петрова, «Господа Головлевы» и другие произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина, «Дама с собачкой» и другие произведения А.П. Чехова, «Жизнь Клима Самгина», «Фома Гордеев» и «Мать» М. Горького, «Дон Кихот» М. Сервантеса.
С 1933 года Кукрыниксы — постоянные карикатуристы газеты «Правда», что сделало их главными пропагандистами (в сатирической форме) официальной политической линии. В годы Великой Отечественной войны выпустили ряд плакатов (среди них — самый первый после нападения Германии плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», июнь 1941 — с карикатурой на Гитлера) и сатирических «Окон ТАСС». После окончания Великой Отечественной войны Кукрыниксы продолжили обращаться к политической тематике в своем творчестве, что стало основой для серии работ «Холодная война» (1945 — конец 80-х). В 1946 году коллектив был в полном составе отправлен на Нюрнбергский процесс, где художники делали зарисовки обвиняемых и карикатуры. Позднее, в 1967 году, все эти материалы были использованы для создания большого полотна «Обвинение (Военные преступники и их защитники на Нюрнбергском процессе)».
Над иллюстрациями к рассказам А.П. Чехова Кукрыниксы работали в годы их творческой зрелости: 1940—1941 гг., 1945—1946 гг., 1953 г. Иллюстрировали они более сорока рассказов, среди которых есть и юмористические («Хирургия», «Лошадиная фамилия», «Налим»), и грустные («Горе», «Тоска», «Спать хочется»), и лирические («Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Невеста»).
Биографии художников
Михаил Васильевич Куприянов (1903—1991) — советский, российский художник-живописец, график, карикатурист. Академик АХ СССР (1947). Герой Социалистического Труда (1973). Народный художник СССР (1958). Лауреат Ленинской (1965), пяти Сталинских (1942, 1947, 1949, 1950, 1951) и Государственной премии СССР (1975).
Михаил Васильевич Куприянов родился 8 (21) октября 1903 в Тетюшах (ныне — в Татарстане). В 1919 году участвовал в выставке самодеятельных художников. Получил первую премию за акварельный пейзаж. В 1920—1921 годах учился в Центральных художественных учебных мастерских в Ташкенте, в 1921—1929 — на графическом факультете Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС, позднее переименованы во ВХУТЕИН) в Москве у Н.Н. Куприянова, П.В. Митурича и П.И. Львова. В годы учебы сдружился с П.Н. Крыловым и Н.А. Соколовым, с которыми сотрудничал в течение многих лет.
В 1925—1991 годы — индивидуальная творческая деятельность художника. Выполнены многочисленные живописные и графические работы, шаржи, неоднократно экспонировавшиеся на всесоюзных и зарубежных художественных выставках.
Скончался 11 ноября 1991 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Порфирий Никитич Крылов (1902—1990) — советский художник-живописец, график, карикатурист. Академик АХ СССР (1947). Герой Социалистического Труда (1973). Народный художник СССР (1958). Лауреат Ленинской (1965), пяти Сталинских (1942, 1947, 1949, 1950, 1951), Государственной премии СССР (1975) и Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина (1982).
Порфирий Никитич Крылов родился 9 (22) августа 1902 года в Туле в семье Никиты Захарова и Елизаветы Дмитриевой Крыловых, выходцев из села Щелкуново Верхоупской волости Богородицкого уезда Тульской губернии (ныне деревня Щелкуновка в Воловском районе Тульской области). Окончил высшее начальное училище, в течение двух лет работал на Патронном заводе и одновременно занимался в заводской изостудии под руководством Г.М. Шегаля. Затем поступил в Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС), где с 1921 по 1928 годы учился у А.А. Осмеркина, А.В. Шевченко, в аспирантуре — у П.П. Кончаловского. В годы учебы сдружился с М.В. Куприяновым и Н.А. Соколовым.
Индивидуальное творчество самого художника развивалось одновременно его главной работе в коллективе. Работал в живописи и графике. Писал портреты, пейзажи, натюрморты и современный жанр. Много писал на пленэре. Его пейзажи говорят о его глубоком чувстве природы.
Произведения художника экспонировались на многих художественных выставках в России и других странах. Они находятся в собраниях Государственного Русского Музея, Государственной Третьяковской Галереи, Художественного музея имени П.Н. Крылова в Туле, в галерее Уффици во Флоренции и других музеях и частных коллекциях.
Порфирий Никитич Крылов умер 15 мая 1990 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Николай Александрович Соколов (1903—2000) — советский художник-живописец, график, карикатурист. Академик АХ СССР (1947). Герой Социалистического Труда (1973). Народный художник СССР (1958). Лауреат Ленинской (1965), пяти Сталинских (1942, 1947, 1949, 1950, 1951), Государственной премии СССР (1975) и Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина (1982).
Порфирий Никитич Крылов родился (8 (21) июля 1903 года в селе Царицыно (ныне в черте Москвы) в купеческой семье. Юношеские годы провел в Рыбинске, где занимался в изостудии Пролеткульта у М.М. Щеглова. После окончания начальной школы поступил в Московское Реальное училище Воскресенского. В 1923—1929 годах учился на полиграфическом факультете Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС), где его преподавателями были Н.Н. Куприянов, П.В. Митурич, П.И. Львов и П.Я. Павлинов. В годы учебы сдружился с М.В. Куприяновым и П.Н. Крыловым.
Индивидуальное творчество самого художника развивалось одновременно его главной работе в коллективе. Работал в живописи и графике. Писал портреты, пейзажи и современный жанр. Картины художника находятся в собраниях Государственного Русского Музея, Государственной Третьяковской Галереи, частных коллекциях и галереях России, Украины, Англии, Франции, Италии, Германии и других стран.
Порфирий Никитич Крылов умер 17 апреля 2000 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Кукрыниксы. Рисунки к рассказам Чехова
Мы все трое очень давно — с юности и даже с детства — любим чеховские рассказы. Мы часто перечитывали Чехова и думали, что хорошо знаем его. Но вот четырнадцать лет тому назад мы взялись сделать рисунки к сборнику чеховских рассказов и вдруг убедились, что всей глубины Чехова, всей прелести его творчества мы не понимали. Настоящее «открытие» Чехова началось для нас вместе с работой над иллюстрациями. Много лет уже работаем мы над рисунками к его произведениям и с каждым рассказом находим все новые черты в его творчестве. В рисунках мы старались дать зрительные образы, которые дополняли бы рассказы.
Вот, скажем, «Белолобый». Этот рассказ о зверях поражает необыкновенно живым ощущением природы. Чехов очень хорошо знал и любил зверей. В его доме всегда были собаки, жил ручной журавль, мангуст, кошки. В письмах и записных книжках, в которые он заносил свои наблюдения и мысли, много записей о животных.
«Собака ненавидит учителя, ей запрещают лаять, она глядит, не лает, но плачет от злобы». «Шел по улице такс, и ему было стыдно, что у него кривые лапы». «Черная собака — похожа, что она в калошах». Все это говорится с сочувственной улыбкой, как если бы эти животные были его приятелями, о которых он знает всю подноготную.
Читая рассказ «Белолобый», с поразительной ясностью видишь старую больную волчиху, которая вышла на охоту и боится, как бы кто не обидел без нее волчат; глупого, бестолкового щенка, который увязался за волчихой, мешает ей, и, сам того не зная, выполняет свою собачью службу; и хозяина щенка, который так и не понял, что произошло ночью.
Нам хотелось в рисунке передать, как худо и тяжко волчихе, как тревожно ей и голодно. И мы решили нарисовать снежную ночь, сугробы и подкрадывающуюся к зимовью волчиху, взъерошенную, настороженную, с худым, подтянутым брюхом... Есть у Чехова рассказ, с которым все знакомятся в детстве и потом, сколько бы ни перечитывали его, испытывают глубокое волнение. Это рассказ «Ванька».
Работая над рисунком к «Ваньке», мы вдумывались не только в рассказ. Мы читали письма Чехова, воспоминания людей, близко знавших его. У Горького мы прочли, что однажды Чехов сказал в разговоре с ним: «Это стыдно и грустно, а верно: есть множество людей, которые завидуют собакам». В этих словах ключ к пониманию рассказа о Ваньке Жукове, мальчугане, который живет у сапожника «хуже собаки всякой». Судьба детей всегда глубоко волновала Чехова... Маленькими каторжниками называл он ребят — подручных у лавочников и мастеровых. Перед ним неотступно стояли картины тяжелой жизни этих детей. Заступаясь за них, стремясь облегчить их участь, он писал в газетах о мальчиках-подручных: «Нет на мальчике синяков, — значит, домочадцы на богомолье уехали. Бить ребят можно сколько угодно и чем угодно. Не хочешь бить рукой, бей веником, а то и кочергой, или мокрой мочалкой, как это делают хозяйки и кухарки. Мальчики ложатся в 12 часов, встают в 5 часов. Едят они объедки, носят драные лохмотья, засыпают за чисткой приказчичьих сапогов. День в холодной, сырой и темной лавке, ночь в кухне или в холодных сенях, около холодного как лед рукомойника». В защиту этих маленьких каторжников написан и рассказ «Ванька». Страстно любя людей, необычайно остро чувствуя человеческое горе и страдание, Чехов рассказывал о нем просто и сдержанно. Смешное и грустное идет у него рядом — как и в самой жизни. Вспомните, как Ванька посылал свое письмо:
«Подумав немного, он умокнул перо и написал адрес:
На деревню дедушке.
Потом почесался и прибавил «Константину Макарычу».
Как будто смешно: написал мальчуган такой немыслимый адрес и простодушно надеется, что дойдет его письмо «на деревню дедушке». А читаешь, и не только не смешно, а даже плакать хочется, так жаль Ваньку. В этом рассказе заключен другой, ненаписанный рассказ о том, как горемычный Ванька будет напрасно ждать дедушку и терпеть свою горькую, страшную долю. Каким же должен быть наш рисунок, чтобы показал он так же страшно и просто это будничное ванькино горе? Какой выбрать момент? Может быть, нарисовать, как хозяин выволок Ваньку за волосы во двор и «отчесал шпандырем» или как била Ваньку хозяйка?
Нет, мы выбрали не это. Мы нарисовали Ваньку за письмом, в котором он умоляет деда: «Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности...»
Он стоит на коленях у лавки, весь согнулся... Черные тени обступили его со всех сторон, бедный огонек свечи падает на лицо... Черные и белые пятна в рисунке, смена теней и тревожного света, поза Ваньки — все должно было вызвать тоскливое чувство, ощущение ванькиной беззащитности, ужас перед этой жизнью. Когда мы кончили рисунок, то были как будто удовлетворены им, но потом, через много лет, вернувшись снова к этой работе, мы совсем переделали иллюстрацию к «Ваньке». Избрали мы тот же момент, но нарисовали все по-другому. Мы поняли, что в этом рисунке должно быть очень много рассказано. Ведь у Чехова в его коротком рассказе нарисована до мелочей ясно жизнь Ваньки. Вот так же надо и нам. Да и рисунок этот будут смотреть советские ребята, которые никогда не видели и не испытывали ничего похожего на страшную ванькину судьбу. Значит, нужно постараться передать быт, обстановку, воссоздать мир, в котором жил сирота Ванька. В новом рисунке мы более подробно показали комнату, нарисовали и сапожные колодки, и скамейку, на которой Ванька пишет, и лампаду перед иконой...
Читая рассказ, видишь Ваньку Жукова как живого, узнаешь его жизнь, характер, отношения с людьми... И нам захотелось нарисовать его так, как рисуют портрет живого человека, чтобы видно было, что это простодушный, ласковый мальчуган, одинокий, заброшенный, вытерпевший много обид и горя, — словом, передать в рисунке образ, в который Чехов вложил свою любовь к людям, и сострадание, и страстное желание счастья для людей.
Чехов мечтал, что придет время, когда люди будут счастливы, и, чтобы приблизить это счастье, сражался с тем, что мешает счастью людей, — с жестокостью, косностью, ложью, деспотизмом, пошлостью. «Нет ничего страшнее, оскорбительнее, тоскливее пошлости», — писал Чехов. И мы стремились в рисунках показать и осмеять то, против чего он боролся.
В рассказе «Человек в футляре» Чехов раскрывает всю гнусность жандармского режима. Он говорит людям: «Больше так жить невозможно». Эта главная мысль должна быть видна и в рисунке. Всякий, кто читал этот рассказ, наверно, так же, как и мы, живо представляет себе Беликова — «человека в футляре» — и его внешность и его характер. Чехов говорит, что лицо у Беликова было бледное и маленькое... «маленькое как у хорька». И лицо это сразу же видишь — сморщенное, злобное, с остреньким, вынюхивающим носом. Ходит Беликов и все время ищет, что бы еще запретить людям, чем бы еще запугать их, ограничить их жизнь, как бы еще загнать их поглубже в футляр. Всякое проявление жизни вызывает у него раздражение и тревогу.
Выражение «человек в футляре» стало нарицательным, его и сейчас употребляют, потому что некоторые беликовские черты встречаются в людях и в наше время. Есть еще, к сожалению, и бюрократы, и «сухари», и трусливые, ограниченные люди, которым все не мило, которые все беспокоятся, «как бы чего не вышло». Каждый встречал в жизни хоть одного такого. Мы тоже встречали и, вспоминая их, с удовольствием расправлялись со всеми «человеками в футлярах», когда работали над иллюстрацией к рассказу.
Но в советских людях черты «человека в футляре» — это отзвуки прошлого, далеко ушедшего, а чеховский-то персонаж — настоящий царский чиновник, добровольный слуга полицейского режима. Он порождение той эпохи, когда «стали бояться всего, — бояться громко говорить, посылать письма, знакомиться, читать книги, бояться помогать бедным, учить грамоте»... Беликов — символ этого режима, и таким надо было его показать.
Мы нарисовали захолустный городишко, солнечный день, простых людей, занятых какими-то своими делами, а на переднем плане изобразили Беликова. Он передвигается по городу, прячась от веселого света. Черная тень падает впереди него, и все, к чему приближается этот душитель жизни, погружается во мрак. Фигуру Беликова мы дали почти силуэтом; темным, мрачным пятном.
Нам очень хочется, чтобы этот образ не разошелся с тем, который сложился у вас, когда вы читали Чехова. Иллюстраторы всегда мечтают сделать рисунки так, чтобы, посмотрев на изображение героя рассказа, читатель сказал: «Ну, конечно, это он! Я всегда думал, что он выглядит именно таким...» Но если бы вы знали, как трудно делать рисунки к Чехову! Чем художник может дополнить его? Ведь Чехов так живо, так ярко рисует словами, так много умеет сказать одной фразой, иногда одним словом, что выразить всю его тонкость, наблюдательность, всю глубину, богатство и сложность его мысли, кажется, просто невозможно. И если вам своими рисунками удалось хоть немного помочь читателю увидеть то, что показывает Чехов, — значит, мы трудились не зря.
Рассказ «Дама с собачкой» в книге занимает всего 14 страничек. Кукрыниксы выполнили к нему более 40 иллюстраций. Если их расположить по ходу сюжета, то содержание рассказа можно «прочитать» и достаточно глубоко понять его без текста — только по иллюстрациям. В воспоминаниях Николая Александровича Соколова, посвященном Ольге Леонардовне Книппер-Чеховой, рассказывается о работе над иллюстрациями к «Даме с собачкой» так:
Два года нам предлагало издательство взяться за эту работу. И вот в начале сорок пятого... мы все трое решили попробовать иллюстрировать рассказ «Дама с собачкой»... Прочитав вслух неоднажды этот рассказ, мы принялись собирать материал для работы. Позвонили первым долгом Ольге Леонардовне. Сообщили о нашем решении. Спросили, нет ли у нее какого-либо материала для «Дамы» или пожеланий.
Но Ольга Леонардовна нам ответила:
— Это мой любимый рассказ, и он так написан, что никакого материала, никаких советов не нужно. В нем все есть...
И, пожелав нам успеха в работе, сказала:
— Буду ждать с нетерпением...
Мы собрали крымские этюды, зарисовки, начали вспоминать похожих людей, искать костюмы, прически того времени в музее МХАТ. И с огромным наслаждением засели за эту работу. Было сделано множество вариантов, прежде чем мы сдали издательству около сорока рисунков к этому небольшому рассказу... Иллюстрации издательство решило печатать особым способом, дав их награвировать на дереве известному художнику-граверу Александру Николаевичу Павлову...
Первый полученный нами экземпляр книги мы решили подарить О.Л. Книппер-Чеховой. С теплой надписью мы послали его ей на квартиру и получили в ответ письмо, в котором говорилось: «...очень хочется наговорить вам без конца самых прекрасных слов за ваши чудесные иллюстрации к моему любимому рассказу «Дама с собачкой». Спасибо большое...
Впервые серия «чеховских» рисунков Кукрыниксов вышла в 1941 году («Налим», «Унтер Пришибеев», «На мельнице», «Накануне поста», «Мальчики», «Спать хочется», повесть «Степь»). В 1948 году Гослитиздат выпустил отдельной книгой «Даму с собачкой» с рисунками Кукрыниксов. Они выполнили для небольшого рассказа более сорока иллюстраций, стараясь следовать каждому повороту действия. В 1954 году издательством «Изогиз» была издана книга «Иллюстрации Кукрыниксов к рассказам А.П. Чехова». Издательство «Советский художник» в этом же году выпустило альбом «А. Чехов в иллюстрациях советских художников», куда вошли работы Д.Н. Кардовского, С.С. Бойма, А.В. Ванециана, А. Могилевского, А.А. Пластова и Кукрыниксов.
Корин Павел Дмитриевич. Портрет художников Кукрыниксов
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Анюта». Кукрыниксы
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Анюта». Кукрыниксы. 1953 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Анна на шее». Кукрыниксы. 1953 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Анна на шее». Кукрыниксы. 1940 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Анна на шее». Кукрыниксы
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Беглец». Кукрыниксы. 1941 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Беззащитное существо». Кукрыниксы. 1944 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Беззащитное существо». Кукрыниксы. 1944 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Белолобый». Кукрыниксы. 1944 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Беспокойный гость». Кукрыниксы. 1954 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «В ссылке». Кукрыниксы. 1954 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «В усадьбе». Кукрыниксы
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Ванька». Кукрыниксы
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Ванька». Кукрыниксы
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Горе». Кукрыниксы. 1941 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Горе». Кукрыниксы
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Горе». Кукрыниксы
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Горе». Кукрыниксы. 1950-е гг.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дама с собачкой». Кукрыниксы. 1945 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дама с собачкой». Кукрыниксы. 1945 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дама с собачкой». Кукрыниксы. 1945 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дама с собачкой». Кукрыниксы. 1945 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дама с собачкой». Анна Сергеевна. Предварительный эскиз. Кукрыниксы
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дама с собачкой». Анна Сергеевна. Предварительный эскиз. Кукрыниксы
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дама с собачкой». Анна Сергеевна. Кукрыниксы
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дама с собачкой». Кукрыниксы. 1945 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дама с собачкой». Кукрыниксы. 1945 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дама с собачкой». Кукрыниксы. 1945 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дама с собачкой». Кукрыниксы. 1945 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дама с собачкой». Кукрыниксы. 1945 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дама с собачкой». Кукрыниксы. 1945 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дама с собачкой». Кукрыниксы. 1945 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дама с собачкой». Кукрыниксы. 1945 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дама с собачкой». Кукрыниксы. 1953 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дама с собачкой». Кукрыниксы. 1945 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дама с собачкой». Кукрыниксы. 1945 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дама с собачкой». Кукрыниксы. 1945 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дама с собачкой». Кукрыниксы. 1945 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дама с собачкой». Кукрыниксы. 1945 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дама с собачкой». Кукрыниксы. 1945 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дама с собачкой». Кукрыниксы. 1945 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дама с собачкой». Кукрыниксы. 1945 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дама с собачкой». Кукрыниксы. 1945 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дама с собачкой». Кукрыниксы. 1945 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дама с собачкой». Кукрыниксы. 1945 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дама с собачкой». Кукрыниксы. 1945 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дама с собачкой». Кукрыниксы. 1945 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дама с собачкой». Кукрыниксы. 1945 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дама с собачкой». Кукрыниксы. 1945 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дама с собачкой». Кукрыниксы. 1945 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дама с собачкой». Кукрыниксы. 1945 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дама с собачкой». Кукрыниксы. 1945 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дама с собачкой». Кукрыниксы. 1945 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дама с собачкой». Кукрыниксы. 1945 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дама с собачкой». Кукрыниксы. 1945 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дама с собачкой». Чиновник уезжает из клуба. Кукрыниксы
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дама с собачкой». Чернильница в гостинице в городе С. Кукрыниксы
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дама с собачкой». Забор напротив дома Анны Сергеевны в городе С. Первоначальный вариант. Кукрыниксы
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дама с собачкой». Старушка со шпицем. Наброски. Кукрыниксы
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дама с собачкой». Кукрыниксы. 1945 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дама с собачкой». Кукрыниксы. 1945 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дама с собачкой». Кукрыниксы. 1945 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дама с собачкой». Кукрыниксы. 1945 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дама с собачкой». Кукрыниксы. 1945 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дама с собачкой». Кукрыниксы. 1945 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дама с собачкой». Кукрыниксы. 1945 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дама с собачкой». Кукрыниксы. 1945 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дама с собачкой». Кукрыниксы. 1945 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дама с собачкой». Кукрыниксы. 1945 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дама с собачкой». Кукрыниксы. 1945 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дама с собачкой». Кукрыниксы. 1945 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дама с собачкой». Кукрыниксы. 1945 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дама с собачкой». Кукрыниксы. 1945 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дама с собачкой». Кукрыниксы. 1945 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дама с собачкой». Кукрыниксы. 1945 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дама с собачкой». Кукрыниксы. 1945 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дама с собачкой». Кукрыниксы. 1945 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дама с собачкой». Кукрыниксы. 1945 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дама с собачкой». Кукрыниксы. 1945 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дама с собачкой». Кукрыниксы. 1945 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дама с собачкой». Кукрыниксы. 1945 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дама с собачкой». Кукрыниксы. 1945 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дама с собачкой». Кукрыниксы. 1945 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дама с собачкой». Кукрыниксы. 1945 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дама с собачкой». Кукрыниксы. 1945 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дама с собачкой». Кукрыниксы. 1945 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дама с собачкой». Кукрыниксы. 1945 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дама с собачкой». Кукрыниксы. 1945 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дама с собачкой». Кукрыниксы. 1945 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дом с мезонином». Кукрыниксы
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дочь Альбиона». Кукрыниксы. 1941 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дочь Альбиона». Эскиз. Кукрыниксы
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дочь Альбиона». Кукрыниксы. 1954 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Душечка». Кукрыниксы. 1940 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Душечка». Кукрыниксы
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Егерь». Кукрыниксы
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Егерь». Кукрыниксы. 1956 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Злоумышленник». Кукрыниксы. 1941 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Злоумышленник». Кукрыниксы. 1941 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Злоумышленник». Кукрыниксы. 1941 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Ионыч». Кукрыниксы
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Ионыч». Кукрыниксы. 1953 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Лошадиная фамилия». Кукрыниксы. 1940 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Лошадиная фамилия». Кукрыниксы. 1941 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Лошадиная фамилия». Кукрыниксы. 1941 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Мечты». Кукрыниксы. 1953 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «На мельнице». Кукрыниксы
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «На мельнице». Кукрыниксы
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «На мельнице». Кукрыниксы
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «На подводе». Кукрыниксы
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «На подводе». Кукрыниксы
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «На подводе». Кукрыниксы
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Надлежащие меры». Кукрыниксы. 1953 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Накануне поста». Кукрыниксы. 1941 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Накануне поста». Кукрыниксы. 1941 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Налим». Первоначальный вариант. Кукрыниксы
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Налим». Кукрыниксы. 1941 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Необыкновенный». Кукрыниксы
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Необыкновенный». Кукрыниксы
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Переполох». Кукрыниксы. 1953 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Переполох». Кукрыниксы. 1953 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Печенег». Кукрыниксы. 1940—1950-е гг.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Попрыгунья». Кукрыниксы
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Попрыгунья». Кукрыниксы. 1939—1940 гг.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Попрыгунья». Кукрыниксы. 1940—1950 гг.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Скорая помощь». Кукрыниксы
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Смерть чиновника». Кукрыниксы. 1940—1944 гг.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Спать хочется».
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Спать хочется». Первоначальный вариант. Кукрыниксы
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Спать хочется». Окончательный вариант. Кукрыниксы
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Супруга». Кукрыниксы
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Супруга». Кукрыниксы
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Степь». Кукрыниксы
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Тайный советник». Кукрыниксы. 1954 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Тайный советник». Кукрыниксы. 1954 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Тоска». Эскизы и наброски. Кукрыниксы
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Тоска». Первый вариант. Кукрыниксы
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Тоска». Второй вариант. Кукрыниксы
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Тоска». Кукрыниксы
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Тяжелые люди». Кукрыниксы
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Унтер Пришибеев». Кукрыниксы. 1954 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Унтер Пришибеев». Кукрыниксы. 1953 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Устрицы». Кукрыниксы. 1941 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Хамелеон». Кукрыниксы. 1953 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Хамелеон». Кукрыниксы. 1939—1940 гг.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Хамелеон». Кукрыниксы. 1944 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Хамелеон». Кукрыниксы. 1953 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Хирургия». Кукрыниксы. 1954 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Хирургия». Кукрыниксы. 1953 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Хирургия». Кукрыниксы. 1953 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Хирургия». Кукрыниксы. 1940—1950-е гг.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Хирургия». Кукрыниксы
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Хирургия». Кукрыниксы. 1954 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Хирургия». Набросок. Кукрыниксы
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Хирургия». Кукрыниксы
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Человек в футляре». Кукрыниксы. 1941 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Человек в футляре». Кукрыниксы. 1953 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Человек в футляре». Кукрыниксы