Александр Павлович Ленский (1847—1908) — актер, режиссер, театральный педагог. Заслуженный артист Императорских театров (1906). Ленский был универсальным актером: первый герой-любовник, трагик, характерный актер и комик. Ленский был завсегдатаем литературно-художественного и артистического салона в доме Кувшинниковых под пожарной каланчой Мясницкой полицейской части. В салоне художницы-любительницы и талантливой пианистки Софьи Петровны Кувшинниковой часто собирались артисты, художники, литераторы, музыканты, врачи. В 1886 году Ленский познакомился здесь с художником Исааком Ильичем Левитаном, а в 1888-м — с Антоном Павловичем Чеховым.
Задолго до личного знакомства Чехов видел Ленского на сцене и даже писал о нем. Ленский служил в Московском Малом театре, в 1882 году перешел на Александринскую сцену в Петербурге, через два года вернулся в Москву. В феврале 1884 года он был снова зачислен в труппу Малого театра, но еще перед Новым годом гастролировал там в ролях Гамлета, Дон Жуана, Петруччио («Укрощение строптивой»), Великатова («Таланты и поклонники»). Чехов в 1883 году писал о нем в корреспонденциях из Москвы, которые печатались в петербургском журнале «Осколки»:
У нас временно проживает (вероятно, не без паспорта) ваш первый любовник Ленский, бывший когда-то нашим. Он еще более потолстел против прежнего, обрюзг малость, но фигурен и французист по-прежнему. Москвички встретили его такими аплодисментами, после которых с ладоней сползает верхняя кожица, а мужья и братья москвичек возводят его в Сальвини и во все лопатки торгуются с театральными барышниками. Теперь он у нас баловень, словно кадет, приехавший на каникулы к маменьке.
В сезоне 1888/1889 года Чехов и Ленский часто встречались, бывали друг у друга в гостях, говорили о театре. Ленский был старше на тринадцать лет, но разница в возрасте не ощущалась. Образованный человек, теоретик сценического искусства, хорошо знавший театральную провинцию, Ленский был интересным собеседником. В письмах Чехов неоднократно упоминал о нем как о своем приятеле: «мой приятель и вообще милый человек» (Сахаровой, 13 января 1889 г.); «мы с ним приятели и знакомы семейно» (Леонтьеву, 6 мая 1889 г.). Слово «семейно» здесь следует понимать так: с чеховской стороны — это мать и сестра писателя, всегда тепло встречавшие у себя Ленского; со стороны актера — жена его Лидия Николаевна, среди близких — Лика, с которой у Чехова сложились дружеские отношения.
В эти годы Ленский намеревался выступать в двух пьесах Чехова. В конце 1888 года он хотел играть старого комика Светловидова в «Калхасе», а на следующий год Чехов обещал к его бенефису «Лешего». Ленский должен был взять роль Хрущова, персонажа, который стал Астровым в «Дяде Ване». Но упомянутые пьесы не были поставлены в Малом театре. В письмах к Суворину начала 1889 года Чехов часто говорил о Ленском, репетировавшем тогда роль журналиста Адашева в «Татьяне Репиной». «Ленский, по-видимому, взял верный тон и будет играть хорошо. Я сегодня был у него. Он сердился, горячился и читал мне места из монологов. Сердится он, что в его говорильной роли мало движения, что Вы заставляете в III акте подбирать черепки битой посуды. Черепки не подбирают (их никто не жалеет), а отбрасывают ногой... Это актер, с которым можно говорить и спорить»
Чехов собирался совместно с Ленским издать «Хрестоматию сценического искусства». Они испытывали радость от взаимного общения, часто встречались, приглашали друг друга в совместные поездки. В июле 1889 года по приглашению Ленского Антон Павлович Чехов провел двенадцать дней в Одессе рядом с гастролировавшей там группой актеров Малого театра. Никогда еще в его жизни не было периода такого тесного и каждодневного общения с актерской братией, как в те июльские дни.
О взаимоотношениях Ленского и Чехова в конце 1880-х годов вспоминал литератор П.А. Сергеенко. «Надо было слышать, с каким присущим Александру Павловичу воодушевлением, захватывающим слушателей, он говорил о даровании Чехова и с каким неподражаемым мастерством читал в интимных кружках чеховские рассказы! Но надо было видеть, какими прелестными зарницами вспыхивало меланхолически вялое лицо Антона Павловича, когда он говорил с Ленским или о Ленском».
Однако уже в 1892 году дружбе Ленского и Чехова пришел конец. Причиной этого стал опубликованный в петербургском журнале «Север» рассказ Чехова «Попрыгунья», написанный в конце 1891 года. По мнению многих знакомых писателя, в нем описывалась история отношений художника Исаака Левитана с Софьей Кувшинниковой, обидевшихся на автора из-за этого сходства. Среди других персонажей рассказа был «толстый актер», в котором Ленский узнал себя, после чего прервал знакомство с чеховской семьей.
Биография
Александр Павлович Ленский (при рождении Вервициотти) родился 1 (13) октября 1847 года в Кишиневе. Внебрачный сын князя П.И. Гагарина и певицы О. Вервициотти. С 1858 года, после смерти своих родителей жил в семье актера Малого театра К.Н. Полтавцева, который был женат на единокровной сестре Александра. Ленский с детства постоянно посещал Малый театр, участвовал в любительских спектаклях. На театральной сцене дебютировал в 1865 году, во Владимире, под руководством А.М. Читау-Огаревой. До 1876 года Ленский играл на сцене театров в провинции: Нижний Новгород, Самара, Саратов, Казань, Новочеркасск, Тифлис, Одесса. Его первое выступление в Москве состоялось в июле 1872 года в Театре на Политехнической выставке. Летом 1873 года Александр Павлович гастролировал в Общедоступном театре П.М. Медведева.
В 1876 году Ленский связал свою жизнь со сценой Малого театра. Работал он там до конца жизни, играл роли, ставил спектакли как режиссер. Два сезона, в 1882—1884 году Ленский играл на сцене Александринского театра. В 1898 году, когда наметился кризис академической театральной стилистики, А.П. Ленский возглавил филиал, созданный при Московской императорской труппе и получивший название Новый театр. Там он занимался педагогической деятельностью и экспериментаторскими постановками; многие актеры работали одновременно на обеих сценах: и в стационарном помещении Малого театра, и в Новом. Ленский перенес в Новый театр со сцены Малого театра 14 своих постановок. Однако вскоре он ушел оттуда, а в 1907 году Новый театр был окончательно упразднен.
Александр Ленский был женат. Жена — Лидия Николаевна Вервициотти, известная как Ленская (взяла псевдоним мужа) — автор и переводчик пьес, драматург.
Умер Ленский 13 (26) октября 1908 года в Москве. Похоронен в городе Каневе Черкасской области (Украина).
Александр Павлович Ленский
Александр Павлович Ленский
Александр Павлович Ленский
Александр Павлович Ленский
Александр Павлович Ленский