Вернуться к Круг общения

Алексей Николаевич Плещеев

Алексей Николаевич Плещеев (1825—1893) — русский писатель, поэт, переводчик; литературный и театральный критик. Многие произведения поэта (особенно стихи для детей) стали хрестоматийными и считаются классикой. На стихи Плещеева известными русскими композиторами написаны более ста романсов. В 1846 году первый же сборник стихов сделал Плещеева знаменитым в революционной молодежной среде; как участник кружка Петрашевского он был в 1849 году арестован и некоторое время спустя отправлен в ссылку, где провел на военной службе почти десять лет. По возвращении из ссылки Плещеев продолжил литературную деятельность. Пройдя через годы бедности и лишений, он стал авторитетным литератором, критиком, издателем, а в конце жизни и меценатом. Он сотрудничал в «Современнике» Н.А. Некрасова, Н.А. Добролюбова и Н.Г. Чернышевского, а потом был секретарем редакции журнала «Отечественные записки», во главе которого стояли М.Е. Салтыков-Щедрин и Н.А. Некрасов. После закрытия «Отечественных записок» в 1884 году Плещеев стал работать в редакции журнала «Северный вестник», куда пригласил сотрудничать и Чехова.

Почитателем таланта Чехова Плещеев стал еще до того, как познакомился с ним лично. Мемуарист барон Н.В. Дризен писал: «Как сейчас вижу благообразную, почти библейскую фигуру старца — поэта А.Н. Плещеева, беседующего со мной по поводу книжки В сумерках, только что выпущенной Сувориным. "Когда я читал эту книжку, — сказал Плещеев, — передо мной незримо витала тень И.С. Тургенева. Та же умиротворяющая поэзия слова, то же чудесное описание природы..." Особенно нравился ему рассказ "Святою ночью"».

Личное знакомство Плещеева с Чеховым состоялось в декабре 1887 года в Санкт-Петербурге, когда Антон Павлович вместе с И.Л. Леонтьевым (Щегловым) посетил дом поэта. Щеглов вспоминал позднее об этой встрече: «...не прошло получаса, как милейший Алексей Николаевич был у Чехова в полном "душевном плену" и волновался в свою очередь, тогда как Чехов быстро вошел в свое обычное философски-юмористическое настроение. Загляни кто-нибудь случайно тогда в кабинет Плещеева, он наверное бы подумал, что беседуют давние близкие друзья...». Шесть часов продолжалась их первая беседа и затянулась далеко за полночь. Антон Павлович уходил от поэта с его фотографией, которая сейчас находится в музее его имени в Ялте, и только что изданной книгой стихотворений. Новые знакомые расстались друзьями. Вскоре между новыми друзьями началась интенсивная дружеская переписка, длившаяся пять лет.

В письмах к другим своим знакомым Чехов нередко называл Плещеева «дедушкой» и «padre». Между известным поэтом, которому шел тогда седьмой десяток, и молодым писателем завязались самые сердечные отношения. Чехов ценил Плещеева как литератора и как искреннего, доброжелательного человека, дорожил его мнениями и оценками. Очень любил Антон Павлович милые, сердечные, полные интересных мыслей «дедушкины» письма. Плещеев с нежностью относился к Чехову.

Если Григорович заставил Чехова глубоко осознать ответственность за свой талант перед самим собой, перед обществом и перед искусством, то Плещеев сделал другое важное дело — он привлек Антона Павловича к сотрудничеству в «толстом» журнале. По образному выражению современника, «через скромный плещеевский порог Чехову открылась дверь в большую литературу».

Плещеев пригласил Чехова сотрудничать в столичном прогрессивном журнале «Северный Вестник», где заведовал стихотворным и беллетристическим отделами. Он хотел, чтобы молодой писатель не тратил себя на мелочи, отдавая свои силы и талант «газетенкам», в которых печатался до той поры. Следуя его совету, Чехов почти прекратил работать в «малой прессе», лишь изредка посылая рассказы в «Новое время».

В «Северный Вестник» Чехов отдает свое первое крупное произведение — повесть «Степь». 23 января 1888 г. он писал Плещееву: «Пришлю ее непременно на Ваше имя, так как дебютируя в толстых журналах, я хочу просить Вас быть моим крестным батькой». Плещеев стал первым читателем повести (в рукописи) и неоднократно выражал в письмах свой восторг («Вы написали или почти написали большую вещь. Хвала и честь Вам!.. Мне больно, что Вы написали столько прелестных, истинно художественных вещей — и пользуетесь меньшей известностью, чем писатели, недостойные развязать ремня у Ваших ног»).

Повесть была опубликована, и Чехов получил настоящее признание. В конце 1888 года писателю была присуждена половина Пушкинской премии. Это составило 500 рублей, и Плещеев, порадовавшись за Антона Павловича, сразу же ему написал, что премия для него очень важна, не столько даже с материальной стороны, сколько с «нравственной». Номер «Северного вестника» с повестью «Степь» сохранился в библиотеке Чехова. Для него Антоном Павловичем был заказан твердый картонный переплет. На внутренней стороне верхней крышки обложки стоит чеховский экслибрис, на титульном листе — его автограф.

Чехов в первую очередь Плещееву посылал рассказы, повести и пьесу «Иванов» (во второй редакции); делился в переписке замыслом романа, над которым работал в конце 1880-х годов, давал читать первые главы. 7 марта 1889 года Чехов написал Плещееву: «Свой роман посвящу я Вам... в мечтах и в планах моих Вам посвящена моя самая лучшая вещь». Плещеев, высоко ценя в Чехове внутреннюю независимость, и сам был с ним откровенен: не скрывал своего резко отрицательного отношения к «Новому времени» да и к самому Суворину, с которым Чехов был близок.

Приезжая в Петербург, Антон Павлович неизменно отправлялся на Спасскую, где проживали Плещеевы. В свою очередь, Плещеев бывал в доме Чехоовых на Садовой-Кудринской. Летом 1888 года Антон Павлович снял дачку в Харьковской губернии, под Сумами, в усадьбе Лука, которая была расположена на реке Псел — притоке Днепра, недалеко от Полтавы. Он пригласил старого поэта погостить. Плещеев провел здесь три недели. Антон Павлович 30 мая 1888 года писал об этом визите Суворину:

Он <Плещеев> тугоподвижен и старчески ленив, но это не мешает прекрасному полу катать его на лодках, возить в соседние имения и петь ему романсы. Здесь он изображает из себя то же, что и в Петербурге, то есть икону, которой молятся за то, что она стара и висела когда-то рядом с чудотворными иконами. Я же лично, помимо того, что он очень хороший, теплый и искренний человек, вижу в нем сосуд, полный традиций, интересных воспоминаний и хороших общих мест.

Вернувшись из Луки, Плещеев написал очень теплое стихотворение, посвященное Антону Павловичу и его семье:

Цветущий мирный уголок,
Где отдыхал я от тревог
И суеты столицы душной,
Я буду долго вспоминать,
Когда вернусь в нее опять,
Судьбы велениям послушный.
Отрадно будет мне мечтой
Перенестись сюда порой, —
Перенестись к семье радушной,
Где теплый дружеский привет
Нежданно встретил я, где нет
Ни светской чопорности скучной,
Ни карт, ни пошлой болтовни,
С пустою жизнью неразлучной;
Но где в трудах проходят дни
И чистый бескорыстный труд
На благо края своего
Ценить умеет темный люд,
Платя любовью за него...
Не раз мечта перенесет
Меня в уютный домик тот,
Где вечером, под звук рояли,
В душе усталой оживали
Волненья давних, прошлых дней,
Весны умчавшейся моей,
Ее восторги и печали!..
Спасибо, добрые друзья,
За теплый, ласковый привет,
Которым был я здесь согрет!
Спасибо вам! И если снова
Не встречусь с вами в жизни я,
То помяните добрым словом
В беседе дружеской меня.

(6 июня 1888, Лука)

Переписка Чехова и Плещеева стала сходить на нет после того, как Антон Павлович, отправившись на Сахалин, не ответил на несколько писем поэта. Однако и после получения наследства и последующего переезда в Париж Плещеев продолжал подробно описывать Чехову свою жизнь, болезни и лечение. Всего сохранилось 60 писем Чехова и 53 письма Плещеева.

Биография

Алексей Николаевич Плещеев родился в Костроме 22 ноября (4 декабря) 1825 в обедневшей дворянской семье, принадлежавшей древнему роду Плещеевых. Семья чтила литературные традиции: в роду Плещеевых было несколько литераторов, среди которых известный в конце XVIII века писатель С.И. Плещеев. Детство А.Н. Плещеева прошло в Нижнем Новгороде, где с 1827 года отец служил губернским лесничим. После смерти Николая Сергеевича Плещеева в 1832 году воспитанием сына занималась мать Елена Александровна (урожденная Горскина). До тринадцати лет мальчик учился дома и получил хорошее образование, овладев тремя языками; затем поступил в Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков и переехал в Петербург. Утратив интерес к военной службе, Плещеев в 1843 году покинул школу гвардейских прапорщиков (формально — уволившись «по болезни») и поступил в Петербургский университет по разряду восточных языков. Здесь начал складываться круг знакомств Плещеева: ректор университета П.А. Плетнев, А.А. Краевский, Майковы, Ф.М. Достоевский, И.А. Гончаров, Д.В. Григорович, М.Е. Салтыков-Щедрин.

Постепенно у Плещеева появились знакомства в литературных кругах. Свою самую первую подборку стихотворений Плещеев направил Плетневу, ректору Петербургского университета и издателю журнала «Современник». В 1845 году А.Н. Плещеев, увлекшись социалистическими идеями, познакомился через братьев Бекетовых с участниками кружка М.В. Буташевича-Петрашевского. В начале 1846 года Плещеев стал посещать литературно-философский кружок братьев Бекетовых (Алексея, Андрея и Николая), в который входили поэт А.Н. Майков, критик В.Н. Майков, врач С.Д. Яновский, Д.В. Григорович и др. В кружке братьев Бекетовых Плещеев познакомился с Ф.М. Достоевским, с которым его связала многолетняя дружба.

В кружок Петрашевского входили литераторы — Ф.М. Достоевский, Н.А. Спешнев, С.Ф. Дуров, А.В. Ханыков. Петрашевцы уделяли значительное внимание политической поэзии, обсуждая на «пятницах» вопросы ее развития. Плещеев не только принимал активное участие в обсуждениях и создании агитационных стихов, но и доставлял участникам кружка запрещенные рукописи.

Летом 1845 года Плещеев оставил университет из-за стесненного материального положения и неудовлетворенности самим процессом образования. Покинув университет, он посвятил себя исключительно литературной деятельности. При этом он не прерывал контактов с участниками кружка — петрашевцы нередко встречались у него дома.

В 1846 году был издан первый сборник стихов поэта, куда вошли ставшие популярными стихотворения «На зов друзей» (1845), «Вперед! без страха и сомненья...» (прозванное «русской Марсельезой») и «По чувствам братья мы с тобой» (оба стихотворения стали гимнами революционной молодежи). Стихотворения Плещеева возымели широкий общественный резонанс: его «стали воспринимать как поэта-борца». Во второй половине 1840-х годов Плещеев начал публиковаться и как прозаик. Его рассказы «Енотовая шуба. Рассказ не без морали» (1847), «Папироска. Истинное происшествие» (1848), «Протекция. История бывалая» (1848) были замечены критикой, которая обнаружила в них влияние Н.В. Гоголя и отнесла к «натуральной школе». В эти же годы поэт написал повести «Шалость» (1848) и «Дружеские советы» (1849).

Зимой 1848—1849 года Плещеев устраивал встречи петрашевцев у себя дома. На них бывали Ф.М. Достоевский, М.М. Достоевский, С.Ф. Дуров, А.И. Пальм, Н.А. Спешнев, А.П. Милюков, Н.А. Момбелли, Н.Я. Данилевский, П.И. Ламанский, однако таковые встречи проводились от случая к случаю, не имели сколько-нибудь регулярного характера и не были привязаны к конкретной тематике. Плещеев относился к более умеренной части петрашевцев. В 1849 году, находясь в Москве, Плещеев послал Ф.М. Достоевскому копию запрещенного «Письма Белинского Гоголю». Полиция перехватила послание. 8 апреля поэт был арестован в Москве, под стражей переправлен в Петербург и провел восемь месяцев в Петропавловской крепости. 21 человек (из 23 осужденных) были приговорены к расстрелу; в их числе оказался Плещеев.

22 декабря вместе с остальными осужденными петрашевцами Плещеева привезли на Семеновский плац к специальному эшафоту гражданской казни. Последовала инсценировка казни, после чего был зачитан указ императора Николая I, согласно которому смертная казнь заменялась различными сроками ссылки на каторгу или в арестантские роты. А. Плещеев сначала был приговорен к четырем годам каторги, затем переведен рядовым в Уральск в Отдельный Оренбургский корпус.

6 января 1850 года Плещеев прибыл в Уральск и был зачислен рядовым солдатом в 1-й Оренбургский линейный батальон. 25 марта 1852 года его перевели в Оренбург в 3-й линейный батальон. Поэт прожил в крае восемь лет, семь из которых он оставался на военной службе. Положение изменилось к лучшему после того, как поэту стал оказывать покровительство генерал-губернатор граф В.А. Перовский, давний знакомый матери. 2 марта 1853 года Плещеев по собственной просьбе был переведен в состав 4-го линейного батальона, отправлявшегося в опасный степной поход. Он принял участие в организованных Перовским туркестанских походах, в частности, в осаде и штурме кокандской крепости Ак-Мечеть). За храбрость он был произведен в унтер-офицеры, а в мае 1856 года получил чин прапорщика и с ним — возможность перейти на гражданскую службу.

Плещеев уволился в декабре 1856 года и поступил на службу в Оренбургскую пограничную комиссию. Прослужив там до сентября 1858 года, перешел в канцелярию оренбургского гражданского губернатора. Из Оренбургского края поэт присылал в журналы (преимущественно в «Русский вестник») свои стихотворения и рассказы. В 1857 году Плещеев женился на дочери смотрителя Илецкого соляного прииска Е.А. Рудневой и в мае 1858 года с супругой отправился в Петербург, получив четырехмесячный отпуск «в обе столицы» и возвращение прав потомственного дворянства.

В 1858 году вышел второй сборник стихотворений Плещеева. Основной темой сборника 1858 года была «боль за порабощенную родину и вера в правоту своего дела». В числе тех, кто сочувственно оценил второй сборник Плещеева, был Н.А. Добролюбов. В августе 1859 года, после короткого возвращения в Оренбург, Плещеев поселился в Москве (под «строжайшим надзором») и полностью посвятил себя литературе, став активным сотрудником журнала «Современник». Плещеев наладил контакты с обновленной редакцией журнала: с Н.А. Некрасовым, Н.Г. Чернышевским, Н.А. Добролюбовым. В числе изданий, где поэт печатал стихотворения, были также «Русское слово» (1859—1864), «Время» (1861—1862), газеты «Век» (1861), «День» (1861—1862) и «Московский вестник», петербургские издания («Светоч», «Искра», «Время», «Русское слово»). 19 декабря 1859 года Общество любителей российской словесности избрало А. Плещеева в действительные члены.

В конце 1850-х годов А. Плещеев обратился к прозе, сначала — к жанру рассказа, затем опубликовал несколько повестей, в частности, «Наследство» и «Отец и дочь» (1857), отчасти автобиографические «Буднев» (1858), «Пашинцев» и «Две карьеры» (1859). В ноябре 1859 года Плещеев стал пайщиком газеты «Московский вестник», в которой дали согласие участвовать И.С. Тургенев, А.Н. Островский, М.Е. Салтыков-Щедрин, И.И. Лажечников, Л.Н. Толстой и Н.Г. Чернышевский. Плещеев энергично приглашал к участию Некрасова и Добролюбова и вел борьбу за смещение политической ориентации газеты резко влево. «Московский вестник» под руководством Плещеева стал политической газетой, поддерживавшей позиции «Современника». В Москве в доме Плещеева на литературных и музыкальных вечерах бывали Некрасов, Тургенев, Толстой, А.Ф. Писемский, А.Г. Рубинштейн, П.И. Чайковский, актеры Малого театра. Плещеев был участником и избирался старейшиной «Артистического кружка».

В 1860 году вышли два тома «Повестей и рассказов» Плещеева, а в 1861 и 1863 годах — еще два сборника стихотворений. Литературные заработки приносили поэту скудный доход. В 1864 году он был вынужден поступить на службу и получил место ревизора контрольной палаты московского почтамта. После закрытия в 1866 году журналов «Современник» и «Русское слово» (еще ранее были прекращено издание журналов братьев Достоевских «Время» и «Эпоха») Плещеев оказался в числе литераторов, практически потерявших журнальную трибуну.

В 1868 году Н.А. Некрасов, став во главе журнала «Отечественные записки», пригласил Плещеева переехать в Петербург и занять пост секретаря редакции. Здесь поэт сразу же оказался в дружеской обстановке, среди единомышленников. После смерти Некрасова Плещеев взял на себя руководство стихотворным отделом и проработал в журнале вплоть до 1884 года. Одновременно вместе с В.С. Курочкиным, А.М. Скабичевским, Н.А. Демертом стал сотрудником «Биржевых ведомостей». После закрытия «Отечественных записок» Плещеев способствовал созданию нового журнала под названием «Северный вестник», в котором проработал до 1890 года. Как заведующий литературным отделом журнала Плещеев открыто конфликтовал с народнической группой редакции. В результате Плещеев рассорился с А.М. Евреиновой и в 1890 году прекратил сотрудничество с журналом.

Активно поддерживал начинающих литераторов. Сыграл важнейшую роль в жизни Ивана Сурикова, который нищенствовал и готов был покончить с собой. Жизнь Сурикова переменилась после первой публикации, устроенной Плещеевым. Имея огромное влияние в редакциях и издательствах, Плещеев помогал В.М. Гаршину, А. Серафимовичу, С.Я. Надсону, А. Апухтину. Крепкая дружба связывала Плещеева с начинающим А.П. Чеховым, которого Плещеев считал самым многообещающим из молодых литераторов.

В 1870—1880-е годы Плещеев занимался преимущественно стихотворными переводами с немецкого, французского, английского и некоторых славянских языков. Он перевел крупные драматические произведения («Ратклиф» Гейне, «Магдалина» Геббеля, «Струэнзе» Бера), стихи немецких поэтов (Гейне, Гартман, Пруц, французских (Гюго, Монье), английских (Байрон, Теннисон, Саути, Мур), венгерских (Петефи), итальянских (Леопарди), произведения украинского поэта Шевченко. Плещеев переводил и художественную прозу. Некоторые произведения («Чрево Парижа» Золя, «Красное и черное» Стендаля) впервые были изданы именно в его переводе. Поэт переводил также научные статьи и монографии. В 1887 году вышло в свет полное собрание стихотворений Плещеева. Второе издание (1894 год), с некоторыми дополнениями было издано уже после смерти Плещеева его сыном. В последующие годы были изданы также «Повести и рассказы».

Плещеев активно интересовался театральной жизнью, был близко знаком с А.Н. Островским. В разное время он занимал должности старшины Артистического кружка и председателя Общества сценических деятелей, активно участвовал в деятельности Общества русских драматических писателей и оперных композиторов, нередко сам выступал с чтениями. Он написал 13 оригинальных пьес. Театральные постановки по его драматургическим произведениям — «Услуга» и «Нет худа без добра» (обе 1860 года), «Счастливая чета», «Командирша» (обе 1862), «Что часто бывает» и «Братья» (обе 1864), и др.) — шли в ведущих театрах страны. В эти же годы он переработал для русской сцены около тридцати комедий зарубежных драматургов.

Важное место в творчестве Плещеева последнего десятилетия его жизни занимала детская поэзия и литература. Успех имели его сборники «Подснежник» (1878) и «Дедушкины песни» (1891). Некоторые стихотворения стали хрестоматийными («Старик», «Бабушка и внучек»). Поэт принимал активное участие в издательском деле, именно в развитии детской литературы.

В 1890 году Плещеев получил огромное наследство от пензенского родственника Алексея Павловича Плещеева и поселился с дочерьми в роскошных апартаментах парижского отеля «Mirabeau», куда звал всех своих знакомых литераторов и щедро дарил им крупные суммы денег. Поэт внес значительную сумму в Литературный фонд, учредил фонды имени Белинского и Чернышевского для поощрения талантливых писателей, стал поддерживать семьи Г.И. Успенского и С.Я. Надсона.

В 1893 году, уже тяжело больной, Плещеев в очередной раз отправился на лечение в Ниццу и по пути 26 сентября (8 октября) 1893 скончался от апоплексического удара. Тело его было перевезено в Москву и погребено на территории Новодевичьего монастыря. Власти запретили публиковать какое бы то ни было «панегирическое слово» на смерть поэта, но на церемонии прощания 6 октября собралось огромное количество людей.

Алексей Николаевич Плещеев

Алексей Николаевич Плещеев

Алексей Николаевич Плещеев

Алексей Николаевич Плещеев