Дарья Михайловна Мусина-Пушкина (1873—1947) — актриса Александринского театра, преподаватель, профессор Ленинградской консерватории. Соученица Марии Павловны Чеховой по курсам Герье, она была знакома с Антоном Павловичем Чеховым, давшим ей прозвище «Цикада» за вокальные способности и любовь к пению. Часто бывала у них в гостях на Садовой-Кудринской в Москве, позднее приезжала в имение Мелихово. Михаил Павлович Чехов вспоминал: «Антону шел только 26-й год, и наша квартира наполнилась молодежью. Интересные барышни — Лика Мизинова, Даша Мусина-Пушкина...»
В 1893 году Дарья Мусина-Пушкина вышла замуж за инженера Андрея Николаевича Глебова. В 1895 году он трагически погиб. 3 мая 1897 года, о чем извещает дневник Павла Егоровича Чехова, «приехала Маша и Мусина-Пушкина». 13 мая Антон Павлович писал Суворину: «Едва я телеграфировал Вам про вдову, как в самом деле ко мне приехала молодая вдова, жена того самого инженера Глебова, который на юге затеял миллионное дело и был убит егерем на охоте под Петербургом. Вдова очень милая, интересная женщина, пропела мне десятка три романсов и уехала, и я по-прежнему в одиночестве...». На память о том визите осталась фотография сидящих на скамейке Антона Павловича Чехова и Дарьи Михайловны Мусиной-Пушкиной.
Биография
Дарья Михайловна Мусина-Пушкина (в замужестве Глебова (1891—1895), Озаровская (1902—1912), Апушкина (1912—1937), сценический псевдоним Мусина) родилась в 1873 году в семье русского дворянина, потомка известного рода, помещика Михаила Илларионовича Мусина-Пушкина (1836—1915) и французской певицы и театральной актрисы Зелии Казимировны Песио (1838—1873), скончавшейся вскоре после ее рождения. М.И. Мусин-Пушкин закончил Парижскую Высшую национальную консерваторию музыки и танца по классу скрипки.
Дарья с детства училась игре на скрипке и пению. Окончила гимназию в Петербурге, затем в Москве курсы Герье. В 1890 году поступила в Петербургскую консерваторию по классу рояля. В 1891 году была помолвлена со своим соседом по имению в Мологском уезде Ярославской губернии, Андреем Николаевичем Глебовым — инженером, предпринимателем, золотопромышленником, первооткрывателем золотоносных месторождений в Европе (в Донбассе); в 1893 году вышла за него замуж. В 1894 году родилась их дочь, Тамара Андреевна Глебова. Муж строил дорогу на юге России, стал миллионером, но в 1895 погиб на охоте. Мусина вернулась в консерваторию, теперь уже на вокальное отделение к знаменитой преподавательнице Н.А. Ирецкой.
Актриса Императорского Александринского театра в Петербурге с конца 1890-х по 1912 год; сценический псевдоним — Мусина. Выступала на сцене на протяжении двадцати лет. Одна из первых ролей Мусиной в этом театре (1901) — Артемида в трагедии Еврипида «Ипполит», задуманной и поставленной С.М. Волконским, с которым она затем поддерживала дружеские отношения, в связи с их общим интересом к «дельсартианству». С 1902 по 1912 годы была замужем за Юрием Эрастовичем Озаровским, драматургом и режиссером Александринского театра и находилась под его сильным творческим влиянием. В их доме часто бывали М. Савина, Ф. Шаляпин, В. Комиссаржевская, Ида Рубинштейн, Айседора Дункан.
После ухода из Александринского театра Мусина играла в собственном театре «Стиль», который открыла вместе с Озаровским. Спектакли носили авангардный характер, построенный на классическом репертуаре. «Стиль» просуществовал несколько лет и был закрыт из-за недостатка средств. В 1911 году она принимала участие в исторических спектаклях императорской труппы на Юбилейной выставке в Царском Селе. Позднее занималась декламацией, участвовала в вечерах «Бродячей собаки», выступала в пантомиме. В 1912 году разошлась с Озаровским и вышла замуж в третий раз — за юриста и писателя, автора известного исследования по русско-японской войне, генерал-майора Владимира Александровича Апушкина. Несколько лет играла в частных драматических театрах. Мусина стала одной из первых в России пропагандисток системы Ф. Дельсарта — обучала пластике в сочетании с декламацией и вокалом.
В 1918—1931 годах была преподавателем (с 1926 профессором) Петроградской (Ленинградской) консерватории. Преподавала сольное пение, пластику сцены, руководила оперным классом. Как режиссер, ставила оперы в Большом зале консерватории. В профессиональных и любительских творческих коллективах Мусина создала особый тип представлений по принципам Дельсарта: пантомима в сочетании с декламацией и пением. Как режиссер, ставила оперы в Большом зале консерватории, в том числе поставила в 1929—1930 гг. оперы: «Черевички» («Ночь перед Рождеством») П.И. Чайковского, «Паяцы» Р. Леонкавалло, «Русалку» А.С. Даргомыжского, «Орфея и Эвридику» К.В. Глюка.
В 1931 году В.А. Апушкин был арестован и выслан в Вологду; Д.М. Мусина была вынуждена оставить должность профессора Ленинградской консерватории и вслед за мужем отправиться в ссылку. В.А. Апушкин вскоре был повторно арестован и погиб в лагере в 1937 году. Д.М. Мусина прожила в Вологде до 1946 года; преподавала более 11 лет в Вологодском музыкальном училище. Создала оперную студию, состоящую из студентов и певцов-любителей; эта студия для Вологды на несколько лет восполнила отсутствие в городе оперного театра.
В 1946 году вернулась в Ленинград, поселилась вместе с сестрой Ольгой Михайловной Блатовой в Доме ветеранов сцены на Петровском острове. Скончалась в Ленинграде в мае 1947 года. Похоронена на Серафимовском кладбище.
Антон Павлович Чехов и Д.М. Мусина-Пушкина в Мелихове. Фото 1897 г.
Дарья Михайловна Мусина-Пушкина
Дарья Михайловна Мусина-Пушкина
Дарья Михайловна Мусина-Пушкина
Дарья Михайловна Мусина-Пушкина
Дарья Михайловна Мусина-Пушкина