Федор Иванович Шаляпин (1873—1938) — великий русский оперный певец, первый народный артист Республики. Федор Шаляпин — величайший представитель русской оперной школы. Он обладал певучим басом (basso cantante) большого диапазона, чрезвычайной гибкости и тембровой выразительности. Вокальный дар сочетался с феноменальными актерскими способностями и мастерством перевоплощения. Был хорошо знаком с Антоном Павловичем Чеховым, они встречались в Москве и в Ялте, переписывались. Их познакомил Иван Бунин в 1898 году. В мемуарах Ивана Алексеевича есть упоминание об этом знакомстве:
В Москве когда-то говорили, что Шаляпин дружит с писателями в пику Собинову, который соперничал с ним в славе. <...> Но мне кажется, что Шаляпина тянуло к нам не всегда корыстно. Помню, например, как горячо хотел он познакомиться с Чеховым, сколько раз говорил мне об этом. Я наконец спросил:
— Да за чем же дело стало?
— За тем, — отвечал он, — что Чехов нигде не показывается, все нет случая представиться ему.
— Помилуй, какой для этого нужен случай! Возьми извозчика и поезжай.
— Но я вовсе не желаю показаться ему нахалом! А кроме того, я знаю, что я так оробею перед ним, что покажусь еще и совершенным дураком. Вот если бы ты свез меня как-нибудь к нему...
Я не замедлил сделать это и убедился, что все была правда: войдя к Чехову, он покраснел до ушей, стал что-то бормотать... А вышел от него в полном восторге:
— Ты не поверишь, как я счастлив, что наконец узнал его, и как очарован им! Вот это человек! Вот это писатель! Теперь на всех прочих буду смотреть как на верблюдов.
Знакомство Чехова и Шаляпина продолжилось осенью 1898 года в Ялте. В сентябре этого года артисты Московской частной русской оперы С.И. Мамонтова приехали на Южный берег Крыма с гастролями. Среди них были Федор Шаляпин и пианист Сергей Рахманинов. 18 сентября в Ялту прибыл Антон Павлович Чехов. Он остановился на даче Бушева неподалеку от набережной. 20 сентября Чехов побывал на концерте артистов Частной оперы в Ялтинском городском театре. Концерт шел при участии Шаляпина и аккомпанирующего ему Рахманинова. Антон Павлович сидел в директорской ложе, а по завершении выступления зашел за кулисы поздравить артистов. Несмотря на шумный успех Шаляпина, Чехов выделил именно молодого Рахманинова и предсказал ему большое творческое будущее.
В этот же вечер Чехов получил записку из городского сада, где располагались тогда театр, летняя концертная эстрада и ресторан под открытым небом: «Сейчас же, как придете домой, дорогой Антон Павлович, и прочтете эту писульку, идите в городской сад, мы там обедаем и Вас ждем». Подписали ее Шаляпин, Рахманинов и В.С. Миролюбов — в прошлом оперный певец, позднее издатель «Журнала для всех», старый знакомый Чехова. Весь этот вечер они провели вместе, и на следующий день Чехов написал в Париж Лидии Мизиновой: «Милая Лика, Вы легки на помине. Здесь концертируют Шаляпин и Секар-Рожанский, мы вчера ужинали и говорили о Вас. <...> Вас хвалили как певицу и я был рад. Храни Вас Бог».
По всей видимости, Чехов встречался с артистами каждый день. «Погода очень хорошая, тепло. Здесь Шаляпин и поэт Бальмонт — и пока не скучно поэтому», — пишет Чехов 21 сентября в Москву Е.З. Коновицеру. Между Чеховым и Шаляпиным быстро установились дружеские отношения, они много общались, переписывались. Федор Иванович был поклонником творчества Антона Павловича. О московской постановке «Чайки», увиденной им 8 января 1899 года, он писал Чехову в телеграмме: «Вчера смотрел "Чайку" и был подхвачен, унесен в неведомый доселе мне мир. Спасибо, дорогой Антон Павлович, спасибо. Как много в этой маленькой птичке содержания! Искренно, от всей души целую создателя необычайного произведения, которое поставлено Художественным театром удивительно хорошо. Федор Шаляпин».
Антон Павлович провел в Ялте всю зиму и только в начале апреля 1899 года приехал в Москву. Шаляпин дважды навещал его. Своей ялтинской знакомой К.М. Иловайской Чехов 20 мая 1899 года писал: «В своем последнем письме, говоря о знаменитостях, я пропустил Шаляпина и Урусова. Первый был у меня два раза. Он помолодел, похорошел, стал родителем (его жена-итальянка произвела на свет сына), поступил на казенную сцену».
В начале сезона 1899—1900 годов после необычайного успеха «Бориса Годунова», в котором Шаляпин исполнял главную роль, его пригласили на императорскую сцену. В течение сезона он спел 33 спектакля в Большом театре и 5 спектаклей в Петербурге. Это был настоящий творческий взлет молодого артиста. Несмотря на то, что Шаляпин мечтал вернуться в очаровавший его Крым, из-за большой занятости поездку приходилось откладывать. Связующим звеном между Чеховым и Шаляпиным были в эту пору друзья, и первый среди них — М. Горький. «Шаляпин — простой парень, большущий, неуклюжий, с грубым умным лицом. В каждом суждении его чувствуется артист. Но я провел с ним полчаса, не больше», — писал Горький Чехову в октябре 1900 года сразу после знакомства с Шаляпиным. Эта встреча положила начало их многолетней дружбе.
В начале апреля 1902 года Шаляпин едет в Крым, останавливается у Горького на даче «Нюра» в Нижнем Мисхоре. К тому времени Чехов уже построил для себя дом на окраине Ялты — в деревне Аутка. 13 апреля Шаляпин пришел в гостик Антону Павловичу с Горьким и пианистом Александром Гольденвейзером. На чеховской Белой даче он встретил Бунина, Телешова, Скитальца, Немировича-Данченко, Сулержицкого, Спендиарова. Артист много пел под аккомпанемент Марии Павловны Чеховой.
Шаляпин и Чехов встречались и в Москве, у общих друзей, в том числе у Владимира Алексеевича Гиляровского на его шумных «субботах» в Столешниковом переулке. Осенью 1902 года Чехов провел в Москве больше месяца. Его встречи с Шаляпиным были редкими. Виделись они в Художественном театре на премьерах пьесы Горького «Мещане» и «Власть тьмы» Л.Н. Толстого. В октябре Шаляпин навестил Чеховых в их московской квартире, а позднее прислал в подарок свою фотографию с дарственной надписью: «Дорогому, любимому Антону Павловичу Чехову на память. Федор Шаляпин в Москве 3/X 902». Чехов тоже подарил Шаляпину свой фотоснимок. Сохранилась записка Чехова, которую он к нему приложил: «Дорогой Федор Иванович, все ждал Горького, чтобы вместе отправиться к Вам, и не дождался. Недуги гонят меня вон из Москвы». Шаляпин ответил: «Дорогой мой Антон Павлович! Адски досадно мне, что не пришлось еще разок посидеть с вами, проклятая "бенефисная" работа затрепала всякую мою свободную минуту — жалко, жалко, но что же поделаешь». Фотография с дарственной надписью Чехова постоянно находилась на письменном столе певца в его кабинете на Новинском бульваре, а потом в Петербурге. Портрет Шаляпина, подаренный Чехову, и в настоящее время находится в доме-музее писателя в Ялте.
Незадолго до нового 1904 года Чехов приехал в Москву на премьеру «Вишневого сада», которая приходилась на день его рождения 17 января. Он был нездоров, но принял приглашение Шаляпина и побывал в Большом театре на опере «Демон» в бенефис Федора Ивановича. Во время премьеры «Вишневого сада» в Художественном театре на сцене чествовали Чехова, а по окончании спектакля, на ужине артистов Художественного театра, Шаляпин произнес небольшую речь о писателе.
К следующему приезду Чехова в Москву Ольга Леонардовна сняла для него комфортабельную квартиру в Леонтьевском переулке, в доме Катык. Там же одну из квартир занимала семья Шаляпиных, но самого Федора Ивановича не было в Москве. Сообщая знакомым новый адрес, писатель со свойственной ему иронией, неизменно указывал, что это дом, «где живет великий Шаляпин».
Антон Павлович Чехов умер 2 июля 1904 года в Баденвайлере в Германии. 9 июля его провожали в последний путь на Новодевичье кладбище в Москве. Похороны Чехова были многолюдными, собралась толпа любопытных. В газете «Русское слово» писали: «Всеобщее внимание обратил своими огромными размерами венок из дивных роз, орхидей, лилий. Все бросились к лентам. На них была следующая надпись: "С великой скорбью Шаляпин — дорогому, незабвенному А.П. Чехову"».
В книге «Маска и душа», написанной Шаляпиным на склоне лет в эмиграции, Федор Иванович писал о знакомстве с Чеховым как об одном из драгоценных воспоминаний своей жизни и сожалел, что не успел стать для писателя более близким другом.
Биография
Федор Иванович Шаляпин родился 1 (13) февраля 1873 в Казани в крестьянской семье. Его отец — Иван Яковлевич Шаляпин (1838—1901) был приписан к деревне Сырцевы Вожгальской волости Вятского уезда Вятской губернии. Мать Шаляпина Евдокия Михайловна (в девичестве Прозорова, 1845—1891 была крестьянкой из деревни Дудинской Куменской волости Вятской губернии. В поисках заработка Шаляпины часто переезжали и с 1872 года жили в Казани, в селе Ометьево, в Суконной слободе и в Татарской слободе. Иван Яковлевич служил писцом в Казанской уездной земской управе. Их сын Федор родился во флигеле дома купца Лисицына, где тогда жили Шаляпины.
Мальчиком его отдали на обучение сапожному делу к Н.А. Тонкову, затем В.А. Андрееву. Получил начальное образование в частной школе Ведерниковой, затем учился в Четвертом приходском училище в Казани, позже — в Шестом городском начальном двухклассном училище. В мае 1885 года Шаляпин окончил училище, получив высший балл. В том же году отец устроил Федора учеником в открывшееся ремесленное училище в Арске. Уже в детском возрасте Федор обладал красивым голосом и часто подпевал матери. С девяти лет он был певчим в церковном хоре. В 12 лет участвовал в спектаклях гастролировавшей в Казани труппы в качестве статиста.
В 1889 году Федор Шаляпин поступил статистом в драматическую труппу Василия Серебрякова. Его первое сольное выступление состоялось 9 марта 1890 года — Шаляпин исполнил партию Зарецкого в опере Петра Чайковского «Евгений Онегин» в постановке Казанского общества любителей сценического искусства. 19 сентября 1890 года он переехал в Уфу и устроился в хор опереточной труппы под руководством Семена Семенова-Самарского. Заменяя заболевшего артиста, он исполнил сольную партию Стольника в опере Станислава Монюшко «Галька». После этого 17-летнему Шаляпину стали давать небольшие оперные партии, например, Феррандо в «Трубадуре» и Неизвестного в «Аскольдовой могиле». Вскоре певец перебрался в Тифлис (ныне Тбилиси, Грузия), где в течение года брал бесплатные уроки пения у известного певца Дмитрия Усатова. Усатов помог Шаляпину устроиться в тифлисскую оперу Виктора Людвигова-Форкатти и Владимира Любимова.
В 1893 году Шаляпин переехал в Москву, в 1894 году — в Санкт-Петербург, где пел в «Аркадии» в оперной труппе Михаила Лентовского. Зимой 1894—1895 годов выступал в оперном товариществе в Панаевском театре, в труппе Ивана Зазулина. Прекрасный голос начинающего артиста и выразительная музыкальная декламация обратили на него внимание критики и публики. В 1895 году Шаляпин был принят дирекцией Императорских театров в состав Санкт-Петербургской оперной труппы. На сцене Мариинского театра с успехом пел партии Мефистофеля («Фауст» Шарля Гуно) и Руслана («Руслан и Людмила» Михаила Глинки).
Державший в то время оперный театр в Москве меценат Савва Мамонтов заметил в Шаляпине выдающееся дарование и в 1896 году уговорил его перейти в свою труппу. Мамонтов помог раскрыться таланту певца. Четыре сезона Шаляпин пел в мамонтовской «Частной русской опере», и за это время приобрел широкую известность. В автобиографической книге «Маска и душа» Шаляпин характеризует эти годы творческой жизни как важнейшие: «У Мамонтова я получил тот репертуар, который дал мне возможность разработать все основные черты моей артистической натуры, моего темперамента». Он создал ряд значительных образов в таких произведениях, как «Псковитянка» (Иван Грозный), «Садко» (Варяжский гость) и «Моцарт и Сальери» (Сальери) Н.А. Римского-Корсакова; «Русалка» (Мельник) А.С. Даргомыжского; «Жизнь за царя» (Иван Сусанин) М.И. Глинки; «Борис Годунов» (Борис Годунов), «Хованщина» (Досифей), «Фауст» (Мефистофель) Ш. Гуно.
С сентября 1899 года Шаляпин — ведущий солист Большого и одновременно Мариинского театров. В эти годы он много гастролировал, выступал в Милане (в 1901 году дебютировал в «Ла Скала» в заглавной партии оперы «Мефистофель» Арриго Бойто), Риме (1904), Монте-Карло (1905), Берлине (1907), Нью-Йорке (1908), Париже (1908), Лондоне (1913—1914). В революцию 1905 года он жертвовал сборы от своих выступлений рабочим. Его выступления с народными песнями («Дубинушка» и др.) порой превращались в политические демонстрации. В 1907—1908 годах гастролировал в США и Аргентине.
С 1914 года выступал в частных оперных антрепризах С.И. Зимина в Москве и А.Р. Аксарина в Петрограде. В годы Первой мировой войны гастрольные поездки Шаляпина прекратились. Певец открыл на свои средства два лазарета для раненых солдат, жертвовал большие суммы на благотворительность. В 1915 году состоялся дебют Шаляпина в кино, где он исполнил главную роль в исторической кинодраме «Царь Иван Васильевич Грозный» (по драме Льва Мея «Псковитянка»).
После Октябрьской революции 1917 года Федор Шаляпин занимался творческим переустройством бывших императорских театров, был выборным членом дирекций Большого и Мариинского театров, руководил в 1918 году художественной частью последнего. В том же году был первым из деятелей искусств, удостоенных звания народного артиста Республики.
В 1922 году уехав за границу на гастроли, Шаляпин не вернулся в Советский Союз. В августе 1927 года постановлением Совета народных комиссаров РСФСР его лишили звания Народного артиста и права возвращаться в страну. Все обвинения с великого артиста были сняты только в 1991 году. За границей певец пользовался неизменным успехом, гастролируя почти во всех странах мира — в Англии, Америке, Канаде, Китае, Японии, на Гавайских островах. С 1930 года Шаляпин выступал в труппе «Русская опера». В конце лета 1933 года Шаляпин исполнил главную роль в кинофильме «Дон-Кихот» австрийского кинорежиссера Георга Пабста по одноименному роману Мигеля Сервантеса. В 1935—1936 годах Шаляпин вместе с аккомпаниатором Жоржем де Годзинским отправился в свои последние гастроли — на Дальний Восток. В Маньчжурии, Китае и Японии он дал 57 концертов.
В 1901—1936 годах Шаляпин записывался на фонограф и грампластинки, среди записей — сцены из опер, романсы, русские народные песни. Всего им было сделано около 500 записей, из них около 300 — в эмиграции. Уже будучи уже знаменитым оперным исполнителем, Федор Шаляпин много рисовал, занимался живописью, лепил.
Шаляпин был дважды женат. Со своей первой женой, итальянской балериной Иолой Торнаги, Шаляпин познакомился в Нижнем Новгороде. Обвенчались в церкви села Гагино в 1898 году. В этом браке у четы Шаляпиных родилось шестеро детей. Состоя в браке, Федор Иванович сблизился с Марией Валентиновной Петцольд (урожденной Элухен; 1882—1964), у которой уже было двое детей от первого брака. У них родилось три дочери. Фактически у Шаляпина появилась вторая семья, а первый брак не был расторгнут. Одна семья жила в Москве, вторая — в Петрограде. Брак Марии Валентиновны и Шаляпина был оформлен официально в одной из русских церквей в Праге во время его сольных гастролей, предположительно 10 ноября 1927 года.
В мае 1937 года у Шаляпина обнаружили лейкоз, через год, 12 апреля 1938 года, на 66-м году жизни, он скончался в Париже. Певец был похоронен на парижском кладбище Батиньоль (25-й дивизион). На могильной плите сделана надпись: «Здесь покоится Федор Шаляпин, гениальный сын земли русской». В 1984 году прах великого певца был перевезен на родину и захоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. 31 октября 1986 года на могиле был установлен надгробный памятник работы скульптора А. Елецкого и архитектора Ю. Воскресенского.
Ф.И. Шаляпин. Фотография с дарственной надписью А.П. Чехову. 3 октября 1902 г.
Федор Иванович Шаляпин
Федор Иванович Шаляпин
Федор Иванович Шаляпин
Федор Иванович Шаляпин