Вернуться к Круг общения

Федор Осипович Шехтель

Федор (Франц-Альберт) Осипович Шехтель (1859—1926) — русский архитектор, живописец и график, сценограф. Кавалер орденов Св. Анны и Св. Станислава. Кавалер орденов Св. Анны и Св. Станислава. Один из наиболее ярких представителей стиля модерн в русском и европейском зодчестве, принадлежит к числу крупнейших зодчих рубежа XIX—XX столетий. По его проектам возводили типографии и особняки, доходные дома и магазины, вокзалы и церкви, гостиницы и дачи. На сегодняшний день известно о более чем 210 архитектурных работах зодчего, большинство из которых были разработаны и осуществлены в Москве и Подмосковье. Около 86 возведенных по проектам Ф.О. Шехтеля сооружений сохранились. Многие из его построек вошли в золотой фонд отечественной архитектуры и находятся под охраной государства.

Родился Шехтель в семье обрусевших немцев и получил при католическом крещении имя Франц-Альберт. В 1915 году принял православие, при крещении получил имя Федор, с которым и вошел в историю русской архитектуры. Несколько лет он учился в московском училище живописи, ваяния и зодчества вместе с Исааком Левитаном и Николаем Чеховым. С Антоном Чеховым, братом Николая, Шехтель познакомился в 1877 году, когда тот приезжал из Таганрога в Москву на каникулы. Позже, когда Антон поселился в Москве, между ними установились дружеские отношения. Их многое объединяло. Шехтелю приходилось подрабатывать рисовальщиком под псевдонимом «Финь Шампань» в тех же журналах, где печатались ранние рассказы и фельетоны Антоши Чехонте. Они постоянно общались и переписывались до последних дней жизни писателя.

Шехтель был своим человеком в семье Чеховых. С Николаем он дружил до самой его смерти в 1889 году. Младший брат Чехова, Михаил, вспоминал: «Еще будучи совсем молоденьким учеником, посещавшим архитектурные классы, Шехтель часто приходил к нам в 1877 г., когда мы были особенно бедны. Стоило только нашей матери сказать, что у нее нет дров, как он и его товарищ Хемус уже приносили ей под мышками по паре здоровенных поленьев, украденных ими из чужого штабеля по пути». Шехтеля в семье Чеховых любили за простоту, находчивость, веселый, общительный характер. В те же годы, что Антон и его брат Николай Чеховы Шехтель сотрудничал в юмористических журналах, помещая в них свои рисунки. Он выступал и как театральный художник, оформляя красочные спектакли-феерии в популярном тогда театре Лентовского.

Антон Павлович Чехов посвятил Шехтелю свой рассказ «Два скандала». Он был включен в сборник «Сказки Мельпомены» (1884). В 1886 году Шехтель оформил обложку книги Чехова «Пестрые рассказы». В ялтинском доме писателя, в его рабочем кабинете, до сих пор есть предметы, напоминающие об их дружбе и общении. Например, среди фотокарточек, хранящихся в кабинете писателя, находится фотография Федора Осиповича с дарственной надписью: «Хорошему другу Антону Павловичу Чехову. Ф. Шехтель. 7 сент. 86 г.». В кабинете Чехова находится еще один подарок Шехтеля — принадлежности к камину. Набор был подарен Антону Павловичу в Мелихове в 1894 году и позже перевезен в Ялту.

В 1910 году по просьбе городского головы Таганрога Хандрина Шехтель выполнил проект Таганрогской городской библиотеки, в которую Чехов передал значительную часть своих книг. За свою работу он денег не взял. Торжественное открытие нового библиотечного здания, построенного в стиле модерн, состоялось 17 января 1914 года, через 10 лет после смерти Чехова. В 1922 году Федор Осипович возглавил выставочный комитет Общества друзей Музея им. Антона Павловича Чехова, в задачу которого входила организация выставки памяти писателя. Несмотря на то, что по экономическим причинам выставка не состоялась, Шехтель на протяжении ряда лет оставался членом общества, участвовал в его заседаниях, работал над мемуарами об А.П. Чехове.

Биография

Федор (Франц-Альберт) Осипович Шехтель родился 26 июля (7 августа) 1859 года в Санкт-Петербурге в семье Осипа Осиповича и Дарьи Карловны (Розалии Доротеи) Шехтелей. В семье было шестеро детей — Осип (1858), Франц-Альберт (1959), Александра (1860), Юлия (1862), Мария (1863), Виктор-Иоанн (1867). 27 сентября (9 октября) 1859 года Франц-Альберт был крещен в католическую веру в церкви Святой Екатерины.

Будущий архитектор происходил из семьи немецких колонистов, прибывших в июне 1766 года в колонию Шукк в Саратовском Поволжье. В 1820-х годах дед Ф.О. Шехтеля перебрался в Саратов. Шехтели были богатыми купцами, в Саратове им принадлежало несколько магазинов и домовладений, гостиница, ткацкая фабрика и крахмальный завод. Магазины Шехтелей были также в Красноярске, Енисейске, Москве, Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге. Основы процветания семьи заложил дед будущего зодчего, Осип Осипович, его дело продолжили пятеро сыновей — Франц, Антон, Иван, Алоиз и Осип, состоявших по завещанию «в нераздельном капитале».

Старший из сыновей Осипа Шехтеля, купец 1-й гильдии Франц Осипович Шехтель в 1840 году стал одним из основателей первого в Саратове литературно-музыкального купеческого кружка — Немецкого танцевального клуба; в 1858 году выступил учредителем саратовского Коммерческого клуба. В 1859 году устроил в своем загородном саду увеселительный сад «Тиволи» и построил в нем деревянный летний театр. Этот театр положил начало истории Саратовского академического театра драмы. Отец будущего архитектора Осип (Иосиф) Осипович Шехтель был младшим из братьев. Он окончил Технологический институт в Санкт-Петербурге, получив специальность инженера-технолога. В Петербурге он женился происходившей из петербургской купеческой семьи Дарье Карловне (Розалии Доротее) Гетлиб. В феврале 1866 года семья Осипа Осиповича Шехтеля переехала в Саратов. К тому времени в семье было уже пятеро детей. На момент переезда в Саратов будущему архитектору исполнилось шесть лет. К тому времени из пяти братьев Шехтелей в живых оставались только Осип Осипович и Франц Осипович. Общее дело братьев требовало постоянного внимания, а Франц Осипович тяжело болел.

В Саратове отец будущего архитектора вместе с братом управлял крахмальным заводом, ткацкой фабрикой и театром. Однако в конце февраля 1867 года Осип Осипович умер от пневмонии, через два месяца скончался и его брат Франц. После их смерти остались запутанные торговые дела и долги. Так как братья были в «нераздельном капитале», семья осталась без средств к существованию. К тому времени у Дарьи Карловны Шехтель было уже шестеро детей (летом 1867 года, уже после смерти мужа, она родила сына Виктора-Иоанна).

Материальное положение семьи было настолько тяжелым, что Дарья Карловна отдала двухлетнего Виктора-Иоанна в семью петербургского статского советника Ф.К. Дейча, фамилию которого он впоследствии взял. Старший сын Осип был определен в Мариинскую земледельческую школу в Николаевском городке; старшая дочь также росла в чужой семье; младшие дети, в том числе Франц-Альберт, продолжали жить с матерью в описанном за долги доме, где получали домашнее образование. Заботу о семье Шехтелей взял на себя их родственник Тимофей Ефимович Жегин, женатый на Екатерине, старшей дочери Франца Осиповича Шехтеля. По его протекции в 1871 году Дарья Карловна устроилась экономкой в дом Павла Третьякова в Москве.

Франц-Альберт Шехтель остался в Саратове. С момента отъезда матери он воспитывался в семье Т.Е. Жегина, вместе с его дочерьми. Одна из них, Наталья, спустя много лет стала его женой. Осенью 1871 года Франц-Альберт поступил во второй класс Саратовской мужской гимназии. Учился юный Шехтель средне, имея хорошие баллы лишь по чистописанию, рисованию и черчению. За недостаточные знания по арифметике и латинскому языку его оставили на второй год. В 1873 году Франц Шехтель стал одним из 43 воспитанников Приготовительного училища местной Тираспольской римско-католической епархиальной семинарии. Воспитанники учились за счет казны и жили в общежитии при семинарии. 20 июля 1875 года Франц-Альберт получил свидетельство об окончании полного курса подготовительного училища. К тому времени его попечитель уже умер.

Вдова Жегина с детьми переехала в Москву летом 1875 года. Вероятно, вместе с ней в Москву переехал и шестнадцатилетний Франц-Альберт. Он поселился вместе с матерью в доме П.М. Третьякова, который взял на себя заботу о его воспитании. В доме Третьякова он познакомился со многими культурными деятелями, среди которых был и известный архитектор Александр Каминский. Благодаря этому знакомству Шехтель определился со своей будущей профессией. Каминский взял его к себе в мастерскую. В соавторстве с нимм летом 1875 года Шехтель исполнил в русском стиле конкурсный проект фасада здания Исторического музея. Этот проект считается первым в творчестве Шехтеля. Вместе с Каминским Франц-Альберт работал более десяти лет — до прекращения архитектурно-проектной деятельности Каминского в 1887 году.

В 1875 году Шехтель поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества на курс Д.Н. Чичагова. Училище он так и не окончил, 1 сентября 1878 года его отчислили с формулировкой «за плохую посещаемость». Вероятно, одной из причин частых прогулов стала болезнь матери, которая в том же году по состоянию здоровья оставила работу у Третьяковых. С этого времени Франц-Альберт был вынужден самостоятельно зарабатывать на жизнь и заботиться о больной матери. Он не получил диплом архитектора, но работал в архитектурных мастерских Александра Каминского, Дмитрия Чичагова, Константина Терского. Из-за отсутствия диплома архитектора ему было непросто убедить потенциальных заказчиков в своем профессионализме. Первые заказы были за пределами Москвы. Он занимался обновлением четырех усадеб семьи железнодорожных магнатов фон Дервизов в Рязанской губернии; для известного миллионера Саввы Морозова на реке Киржач построил деревянную дачу в русском стиле, по заказу главы торгового дома «Викула Морозов и сыновья» Викулы Морозова перестроил усадьбу в подмосковном Одинцове-Архангельском. В конце 1880-х — начале 1890-х годов по проектам Шехтеля были построены усадьба князя Л.С. Голицына в Судаке и винные склады в имении Г.К. Ушкова в Форосе и многие другие. Уже в этих проектах проявились удивительные грани его дарования: Шехтель совмещал византийский стиль с готическим, монастырские башни со средневековыми, не боялся экспериментов.

Почти десять лет Шехтель работал и как архитектор, и как иллюстратор, и как театральный художник. Он оформлял журналы, иллюстрировал книги, рисовал театральные афиши и даже ресторанное меню. Вместе с Николаем и Антоном Чеховыми Франц Шехтель сотрудничал в ряде московских газет, в юмористических журналах «Будильник» и «Сверчок». По его эскизам был оформлен сборник Антона Чехова «Пестрые рассказы», обложка «Записок охотника» И.С. Тургенева и ряд других изданий. В 1882 году он поступил на службу к известному антрепренеру М.В. Лентовскому. Он оформлял киоски и отдельные выставочные павильоны, создавал декорации и костюмы для спектаклей в театре «Скоморох» и Большом театре. В мае 1883 года был оформителем поставленного Лентовским в рамках коронационных торжеств аллегорического шествия «Весна-Красна». Шествие имело большой успех, и в том же году Лентовский издал эскизы к шествию в виде отдельного альбома. Работа Ф.О. Шехтеля в качестве оформителя шествия и альбома «Весна-Красна» стала первой крупной удачей начинающего художника. Ему поручили оформление театрального зала в саду «Эрмитаж», декорирование Московского Манежа.

Тогда же Шехтель стал заниматься преподавательской, общественной и благотворительноой деятельностью. В 1886 году Шехтель стал преподавателем основанных архитектором А.О. Гунстом «Классов изящных искусств»; в 1892 году его назначили почетным старшиной Московского Совета детских приютов; в том же году по просьбе А.П. Чехова участвовал в сборе средств в помощь пострадавшим от неурожая в Поволжье. К 1887 году Шехтель уже не испытывал финансовых трудностей, он переехал в большую, дорогую квартиру на Тверской и женился на Наталье Тимофеевне Жегиной (1861—1938). В этом же году Шехтель стал купцом второй гильдии. В апреле 1888 года у Шехтелей родилась дочь Екатерина, а в июле 1890 года — сын Борис. Всего у них было четверо детей: Екатерина (1888—1968), Борис (1889—1895), Вера (1896—1958) и Лев (1892—1969).

Первые крупные заказы появились у Шехтеля в начале 1890-х. Тогда он работал преимущественно в неоготическом и неорусском стилях. Поворотным моментом в творческой биографии Шехтеля стала постройка им в 1893 году в стиле «английской готики» особняка З.Г. Морозовой на Спиридоновке. В проекте особняка Шехтель отошел от распространенной в то время фронтально-фасадной композиции городских построек, поставив здание посреди участка с отступом от красной линии улицы. Он придал одинаковую художественную выразительность не только главному, но и всем другим фасадам здания. Новаторство Шехтеля выразилось не только при построении пространственной композиции особняка, но и при проектировании планировки здания: все помещения организованы вокруг своеобразного «ядра» — парадной лестницы. Шехтель первым из архитекторов привлек к оформлению интерьеров начинающего художника М.А. Врубеля, который оформил малую готическую гостиную особняка тремя панно «Утро», «Полдень» и «Вечер», выполнил скульптуру «Роберт и Бертрам» для парадной лестницы и сделал рисунок витража с изображением рыцаря на коне. Постройка этого особняка сделала Шехтеля востребованным, популярным архитектором.

Помимо особняка Морозовой в то время по проектам Шехтеля были сооружены «готический» особняк М.С. Кузнецова на Первой Мещанской улице, комплекс построек дачи И.В. Морозова в Петровском парке, собственный дом архитектора в Ермолаевском переулке, отделаны интерьеры особняков А.В. Морозова в Подсосенском переулке (также совместно с М.А. Врубелем) и А.П. Харитоненко на Софийской набережной. В этих проектах зодчий постепенно отходит от стилевого прототипа — английской готики, упрощает архитектурную композицию, намеренно укрупняет детали и отказывается от излишнего декора. В 1894 году, во время строительства особняка Морозовой, 35-летний Шехтель получил официальное разрешение Техническо-строительного комитета МВД на работу по гражданской строительной и дорожным частям. В качестве экзаменационной работы Шехтелем был представлен проект дома З.Г. Морозовой, объем графики которого составил более 700 листов. С этого времени свои проекты Франц Осипович стал подписывать как «техник архитектуры», а основным местом его архитектурных работ стала Москва. В январе 1895 года Ф.О. Шехтель был принят в Московское архитектурное общество (МАО), членом которого он оставался более 30 лет.

После строительства первых особняков в Москве Шехтель стал получать множество заказов. Одно из первых — типография для «Товарищества скоропечатни Александра Левенсона» — было выдержано в готическом стиле, а его интерьер и декор фасада архитектор выполнил в стиле модерн. Новаторский облик получили и последующие постройки — торговые дома Матвея Кузнецова и Василия Аршинова. Шехтель строил банки и вокзалы, особняки и гостиницы, часовни и церкви, театры и типографии, памятники и даже бани. Один из известных проектов — особняк московского миллионера Степана Рябушинского. Светлый особняк украшали спиралевидные и криволинейные линии, а кубовидный объем здания подчеркивали большие окна. Внутри Шехтель продумал особый интерьер, где каждая деталь была произведением искусства. Ключевым элементом дома является лестница-волна, которая объединяет этажи: от первого, символизирующего подводное царство, до второго — воздушного мира и третьего — вышеупомянутой часовни, купол которой расписан звездами.

В 1901 году для получения звания академика Федор Осипович подал в Императорскую Академию художеств список своих построек, который к тому времени состоял из 45 крупных реализованных проектов. После создания архитектором ансамбля российских павильонов на Международной выставке в Глазго, Шехтель был удостоен почетного звания академика архитектуры. В этот период среди работ архитектора появились дома в новых стилях — неоклассическом и неорусском. Шехтель обращался к культурному наследию и искал вдохновение в постройках прошлых лет, а после переосмысливал их и строил современные здания. Одной из таких работ стал Ярославский вокзал. Его центральная часть была построена в неорусском стиле и напоминала русский терем, а дополняли постройку декоративные элементы в стиле модерн — кованые детали, мозаика и растительные орнаменты. Вход в вестибюль украшали рельефные изображения гербов городов, которые связала железная дорога — Москвы, Архангельска и Ярославля.

В 1902 году Федор Осипович перестроил здание Московского художественного театра в Камергерском переулке. Причем работал Шехтель безвозмездно. Вместе со Станиславским, Немировичем-Данченко и Саввой Морозовым он создал здание, ставшее эталоном новой театральной культуры. Архитектор полностью перепланировал художественную отделку помещений: зрительный зал оформил на контрасте темного низа и светлого верха, орнамент потолка расписал в серебристо-сиреневых тонах, стены украсил бледно-розовыми фонариками. В театре Шехтель продумал все — от мельчайших деталей отделки до знаменитого символа МХТ, занавеса с белой чайкой.

При строительстве Шехтель использовал современные дешевые и надежные материалы: каркасные конструкции и металл, железобетон и стекло, глазурованный и облицовочный кирпич. Основным принципом архитектора было проектирование не «снаружи внутрь», а «изнутри наружу». Шехтель считал, что не владелец должен приспосабливать постройку под себя, а она сама должна быть построена с учетом потребностей хозяина. Поэтому архитектор уделял большое внимание внутренней планировке зданий и интерьерам.

Шехтель являлся одним из основателей Московского литературно-художественного кружка (1899); с 1906 по 1922 год был бессменным председателем Московского архитектурного общества (МАО), участник всех состоявшихся в России с 1892 по 1912 год архитектурных съездов. С 1908-го состоял членом комитета по устройству международных конгрессов архитекторов. Был почетным членом Общества британских архитекторов, архитектурных обществ Рима, Вены, Глазго, Мюнхена, Берлина, Парижа.

В конце 1900-х — начале 1910-х годов в творчестве архитектора появляются рационалистические черты и ретроспективистские тенденции, большая однотипность и простота используемых образов. В качестве примеров переосмысления классического наследия в творчестве Шехтеля в этот период можно назвать собственный дом архитектора на Большой Садовой улице (1909), выставочное здание в Камергерском переулке (1914—1915) и библиотеку-музей А.П. Чехова в Таганроге (1910).

После Октябрьской революции 1917 года Федор Шехтель пытался приспособиться к новой жизни. Однако началась Гражданская война и заказы на строительство практически перестали поступать. В 1918 году особняк Шехтеля национализировали, вместе с семьей ему пришлось скитаться по съемным квартирам. При этом архитектор занимал высокие посты: был председателем Архитектурно-технического совета Главного комитета государственных сооружений, председателем художественно-технической комиссии при НТО ВСНХ — центральном органе, который управлял наукой, — преподавал во ВХУТЕМАСе, был членом и председателем жюри на архитектурных конкурсах.

В 1920-х годах строительство в стране стало возобновляться. Федор Шехтель создавал новые проекты — Мавзолея Ленина, Болшевского оптического завода, однако почти все его работы были отклонены. Из всех проектов построили только павильон Туркестана на Всероссийской сельскохозяйственной выставке 1923 года. С 1924 года Шехтель руководил архитекторами при ДнепроГЭСе. Последние годы Шехтель жил в бедности, порой его мизерной пенсии не хватало даже на лекарства. Чтобы содержать жену и больную дочь, он попытался продать свою обширную коллекцию предметов искусства, но безуспешно. Федор Шехтель умер в Москве от рака желудка 7 июля 1926 года. Шехтеля похоронили на Ваганьковском кладбище на территории фамильного захоронения, надгробие которого было сооружено по проекту зодчего в 1895 году.

Дарья Карловна и Осип Осипович Шехтели с детьми (Федор Осипович — крайний справа)

Франц Осипович Шехтель

Наталья Тимофеевна Жегина

Семья Шехтелей (слева направо) — Мария, Франц-Альберт, Дарья Карловна, Осип. Москва, 1875

Обложка альбома «Весна-красна». Рис. Шехтеля

Павильон на Триумфальной площади

Обложка книги Чехова «Пестрые рассказы». Рис. Шехтеля

Особняк З.Г. Морозовой в Москве

Особняк Рябушинского в Москве

Ярославский вокзал в Москве

Городская публичная библиотека им. А.П. Чехова в Таганроге

Проект Мавзолея Ленина, 1924

Надгробие семьи Шехтель