Вернуться к Круг общения

Глафира Викторовна Панова

Глафира Викторовна Панова (1869—1943) — русская актриса. Играла на сцене Московского Малого театра и Петербургского Александринского театра. Была знакома с Антоном Павловичем Чеховым. Они познакомились летом 1889 года в Одессе, где труппа Малого театра находилась на гастролях. Вместе с актерами в Одессе отдыхал и Антон Павлович. Он много времени проводил в обществе двадцатилетней Глафиры Пановой. В те дни Панова была очень привлекательной девушкой и Чехов был ею увлечен, но, как всегда в таких случаях, остерегался серьезных отношений. Он то и дело подтрунивал над собой, называл себя А. Пановым, говорил, что много денег потратил на угощение ее мороженым и т. д.

В то время бывшая балерина Панова, ставшая драматической актрисой, мечтала занять видное место в труппе Малого театра и делилась своей мечтой с Чеховым. Он подарил ей свою недавно изданную книгу «В сумерках», на которой написал: «Глафире Викторовне Пановой. Будущему светилу с громадной славой и с 12 000 жалованья от автора». По пути из Одессы в Ялту на пароходе «Ольга» Чехов написал письмо брату Ивану, в котором упоминал и Панову:

Без тебя жил я почти так же, как и при тебе. Вставал в 8—9 часов и шел с Правдиным купаться. В купальне мне чистили башмаки, которые у меня, кстати сказать, новые. Душ, струя... Потом кофе в буфете, что на берегу около каменной лестницы. В 12 ч. брал я Панову и вместе с ней шел к Замбрини есть мороженое (60 коп.), шлялся с нею к модисткам, в магазины за кружевами и проч.

Среди спектаклей, в которых в Одессе играла Панова, была комедия Эркмана-Шатриана «Друг Фриц». Ее сюжет незатейлив. В Эльзасе проживает убежденный холостяк Фриц Кобюс, которого играл А.П. Ленский. Его приятель, сторонник брака, добрый и честный Девид Зихель (О.А. Правдин), предсказывает, что Фриц вскоре женится. Это невероятное предсказание сбывается. Фриц влюбляется в Сюзель (Г.В. Панова) и женится на ней. Актеры Малого театра делали акцент на перипетиях сюжета. Зрители и критика обратили внимание на исполнительницу женской роли. «Г-жа Панова сумела изобразить прелестный тип молодой простодушной невинной девушки. Эта роль как нельзя более подходит к г-же Пановой: она сама так молода, так мила», — писал одесский рецензент.

Милая актриса и ее товарищи по сцене думали, что «Друг Фриц» затронет какие-то струны души Чехова — ведь и ему в 29 лет, казалось бы, пора создавать свою семью. Но Чехов остался совершенно равнодушен к этой пьесе и ее сюжету, будто и не заметил их. Никакие дипломатические ухищрения Клеопатры Александровны Каратыгиной и Лики Ленской не продвинули отношений Чехова с Пановой. Но надежда утрачена не была. Уже после одесских гастролей, в октябре 1889 года, Каратыгина писала Чехову: «Вот что я Вам скажу, адски нарядный литератор! Сидит у меня Глафира, и мы Вас адски ругаем. Я ей объявила, что Вы собираетесь к ней с визитом. Но она заявляет, что Ваше намерение... равняется желанию совсем не бывать у нее».

В ноябре 1889 года Чехов через К.А. Каратыгину послал Г.В. Пановой письмо. Оно до нас не дошло. 8 ноября Каратыгина отвечала Чехову:

Почудились мне звуки горечи и горя
В стихах, что Вы Глафире написали...
Спешу исполнить завтра порученье,
По первопутку отвезу по назначенью.

Известно, что в декабре 1889 года Чехов посетил Панову. 7 декабря он писал А.С. Суворину: «Я знавал драматических актрис, перешедших из балета в драму. Вчера перед мальчишником я был с визитом у одной такой актрисы. Балет она теперь презирает и смотрит на него свысока, но все-таки не может отделаться от балетных телодвижений. Ступни ее ног, когда она стоит, находятся всегда в таком отношении (А и В — это носки), что не кажется безобразным». И тут же в письме нарисовал ступни ног и обозначил их А и В.

По-видимому, атмосфера одесской беззаботности иссякла, а вместе с ней и кратковременное увлечение Пановой. Вскоре Панова вышла замуж за актера, переводчика и театрального деятеля Николая Федоровича Гильдебрандта, переехала в Петербург, где поступила в Александринский театр. Больше с Чеховым она не встречалась.

Биография

Глафира Викторовна Панова (по мужу Гильдебрандт) родилась 21 апреля 1869 года в Москве. В 1887 окончила Драматические курсы московского императорского Театрального училища и вошла в труппу Малого театра. Первые же появления актрисы на сцене в пьесах «Княгиня Курагина» и «Цепи» (роль гимназистки Нюты) оказались успешными, заинтересовали зрителей и театральных обозревателей. Дебютанткой взялась руководить заслуженная артистка императорских театров Н.М. Медведева. Уроки актерского мастерства ей давал Арбенин. Панова выступала в амплуа «инженю драматик», среди ее основных ролей: Лаура («Севильский обольститель»), Софья («Горе от ума»), Соколова («Симфония»), Актея («Смерть Агриппины»), донья Рафаэль («Граф де Ризоор»), Сашенька («Предрассудки»).

В 1890 году Панова вышла замуж за актера Николая Федоровича Гильдебрандта (по сцене Арбенина; 1863—1906). У них родилась дочь Ольга Николаевна Арбенина-Гильдебрандт (1898—1980), ставшая артисткой Александринского театра. В 1895 году Глафира Викторовна Панова вместе с мужем перешла из Малого театра в Александринский (Санкт-Петербург), дебютировала ролями Иоланты («Дочь короля Рене») и Лауры («Севильский обольститель») «и очень тепло была встречена публикой и печатью». Внимание к себе привлекла «искренностью, простотою и задушевностью исполнения». Лучшими работами актрисы в АТ стали: Лаура («Бой бабочек»), Раиса («Выгодное предприятие»), Аксюша («Лес»), Юлинька («Доходное место»), Негина («Таланты и поклонники»). В 1906 году она была награждена Большой Золотой медалью. В 1907 году вышла на пенсию. Умерла в 1943 году в Нижнем Тагиле.

Глафира Викторовна Панова

Глафира Викторовна Панова в роли Аксюши («Лес» А.Н. Островского, 1896)

Глафира Викторовна Панова в роли Ольги Трифоновны Алякрицкой («Нараспашку» В.А. Тихонова, 1906)