Игнатий Николаевич Потапенко (1856—1929) — русский прозаик и драматург, близкий приятель Антона Павловича Чехова. В 1890-х годах он был одним из самых популярных писателей в России. Антон Павлович познакомился с Игнатием Нииколаевичем в 1889 году в Одессе, и тогда Потапенко произвел на него впечатление человека скучного и неинтересного. Однако, когда они вновь встретились в Мелихове в конце июля 1893 года, Антон Павлович был приятно поражен. Его гость оказался человеком живым, общительным, веселым и, в дополнение ко всему, очень музыкальным. Он превосходно пел, играл на скрипке. Нашлись и общие литературные интересы. Писатели довольно быстро сблизились, перешли на «ты», и Потапенко стал одним из наиболее желанных гостей Чеховых. В следующем году они путешествовали вместе по России и подолгу гостили друг у друга.
В 1894 году Потапенко познакомился в Мелихове с гостившей там Ликой (Лидиией Стахиевной) Мизиновой, безнадежно влюбленной в Чехова. Вскоре это знакомство переросло в любовную связь. Несмотря на то, что Игнатий Николаевич был женат, вместе с Мизиновой он уехал в Париж. За границей у них родилась дочь Христина. Роман Потапенко с Мизиновой продолжался недолго, писатель вернулся к жене, угрожавшей покончить с собой. Лика вернулась в Россию с маленькой дочерью, которая вскоре умерла.
Пережитые Ликой события чрезвычайно затронули Чехова. Узнав о ее беременности, в письме сестре он назвал Потапенко «жидом и свиньей». По мнению многих исследователей, любовная история Лики Мизиновой и писателя Игнатия Потапенко была отражена в пьесе Чехова «Чайка» в образах Нины Заречной и Тригорина. Несмотря на то, что Чехов в этой пьесе задел не только личную жизнь Потапенко, но и его писательские амбиции, тот не обиделся. Чехов доверил ему процедуру согласования текста «Чайки» с цензурой. Потапенко был единственным из друзей и знакомых Чехова, провожавшим Чехова в Мелихово на второй день после провала «Чайки» в Александринском театре. Они продолжали общаться. После смерти Чехова Потапенко написал о нем воспоминания. В воспоминаниях он не называл себя лучшим другом Чехова. Он писал: «Главное же, чем он был для меня: человеком, которого я нежно любил».
О знакомстве Чехова и Потапенко их общий знакомый режиссер и основатель Художественного театра Вл. И. Немирович-Данченко рассказывал так: «В эти годы близким человеком у Чехова был новый писатель Потапенко. Он выступил с двумя повестями: "Секретарь его превосходительства" и "На действительной службе" — и сразу завоевал имя. Он приехал из провинции. Был очень общителен, обладал на редкость приятным, метким, трезвым умом, заражал и радовал постоянным оптимизмом. Очень недурно пел. Писал много, быстро; оценивал то, что писал, невысоко, сам острил над своими произведениями. Жил расточительно, был искренен, прост, слабоволен; к Чехову относился любовно и с полным признанием его преимущества. Женщины его очень любили. Больше всего потому, что он сам любил их и — главное — умел любить. Многие думали, что Тригорин в "Чайке" автобиографичен. И Толстой где-то сказал так. Я же никогда не мог отделаться от мысли, что моделью для Тригорина скорее всех был именно Потапенко».
Биография
Игнатий Николаевич Потапенко родился 30 декабря 1856 года в селе Федоровка Белозерского уезда Херсонской губернии в семье священника и крестьянки. Отец Потапенко — Николай Афанасьевич Потапенко (1819—1903) — человек с необычной биографией, сменивший три сословия: еврей, забранный в 1832 году в кантонисты, дослужился до уланского корнета и получил дворянство, а в 1860 году, когда Игнатию было 4 года, принял священный сан. Игнатий Николаевич получил духовное образование, окончив Херсонское духовное училище и Одесскую духовную семинарию. Позднее учился в Новороссийском и Петербургском университетах (с 1877 года) и в Петербургской консерватории по классу пения (1878—1881). Однако он так и не окончил ни университет, ни консерваторию. В 1885—1890 годах служил в Одессе, затем вернулся в Петербург и уже профессионально занялся писательством.
Первые произведения Потапенко публиковались еще с 1973 года в «Русской правде», «Нови», «Дело», «Вестнике Европы», «Книжках недели» и других. Сначала это были только стихи, но вскоре начали выходить сборники его рассказов и очерков. В 1890 году вышла его повесть о молодом священнике-альтруисте «На действительной службе». Она стала настоящим событием в литературной жизни России и принесла автору широкую известность. В 1898 году в словаре Брокгауза и Ефрона писатель Потапенко был определен как «один из плодовитейших современных беллетристов». Его рассказы, очерки, романы, повести и театральные пьесы печатали почти во всех ежемесячных и еженедельных журналах, они выходили как отдельными изданиями, так и в сборниках, переводились на иностранные языки. Его пьесы ставились в Малом театре и провинции. В конце 1890-х — середине 1900-х годов 12-томное собрание сочинений Потапенко было переиздано пять раз. В это время он был популярен не менее А.П. Чехова и Л.Н. Толстого.
Самые яркие произведения Игнатия Потапенко посвящены жизни приходского духовенства — жизни, знакомой сыну сельского священника не понаслышке. В своих произведениях он описывал городки и деревни южнороссийских губерний, он изображал мещанские нравы и чиновничью психологию. Самая яркая черта Потапенко-беллетриста — это бодрый и ясный взгляд на жизнь, отсутствие пессимизма и скептицизма. Игнатий Потапенко посвятил писательскому творчеству 60 лет жизни. Пик его популярности пришелся на конец XIX — начало XX столетия.
На рубеже веков писатель стал терять популярность, хотя и продолжал много писать до 1907 года. Попытка издавать журнал (1903—1904) привела к банкротству и судебному делу. В дальнейшем он был старейшиной театрального клуба Петербурга. В 1911 году принял участие в коллективном романе «Три буквы» на страницах «Синего журнала» (написал завершающие главы романа).
События революции и Гражданской войны Потапенко переждал в своем имении под Вологдой, затем жил в Витебской губернии, Таганроге, Житомире, Киеве. В 1922 году вернулся в Петроград. В последние годы переиздавал дореволюционные сочинения, писал рассказы и романы из советской жизни, последний роман «Мертвое море» вышел в 1929 году, в год его смерти. Умер Игнатий Николаевич Потапенко 17 мая 1929 года, в возрасте 72 лет. Похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища.
В 1969 г. на экраны страны вышел фильм Сергея Юткевича «Сюжет для небольшого рассказа», в котором история создания пьесы «Чайка» и ее провала на сцене Александринского театра переплетается с рассказом о взаимоотношениях Чехова с Ликой Мизиновой и Потапенко. Роль Потапенко исполнил Юрий Яковлев.
Игнатий Николаевич Потапенко
Игнатий Николаевич Потапенко
Игнатий Николаевич Потапенко
В редакции «Русской мысли»: А.П. Чехов, И.И. Иванюков, В.А. Гольцев; М.И. Ремезов, М.А. Саблин, В.М. Лавров, И.И. Потапенко. 1880-е гг.