Исаак Ильич Левитан (1860—1900) — известный русский художник, академик Императорской Академии художеств (1898). Родился в образованной обедневшей еврейской семье. Получил образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В этом же училище учился брат Антона Павловича Чехова Николай.
Антон Павлович Чехов и Левитан были ровесниками, они познакомились в студенческие годы. Студент медицинского факультета Московского университета Антон приходил готовиться к экзаменам к брату Николаю в квартиру, которую тот снимал на Сретенке. У Николая собиралась большая компания молодых художников, в которую входил и Исаак Левитан. Молодые люди быстро подружились. Когда Антон Чехов начал сотрудничать с юмористическими журналами, он помогал нуждавшемуся в деньгах Левитану получать заказы на иллюстрации и карикатуры.
Но особенно они сдружились после 1885 года, когда Левитан после окончания училища провел лето вместе с семьей Чеховых в подмосковной усадьбе Киселевых Бабкино. Друзья разыгрывали сценки, много шутили, Левитан от проделок товарищей быстро уставал и закрывался в комнате. Чеховы однажды повесили на дверь художнику табличку: «Торговля скороспелыми картинами ковенского купца Исаака сына Левитанова». Левитан в долгу не остался: флигель литератора скоро оказался украшен рекламой: «Доктор Чехов принимает заказы от любого плохого журнала. Исполнение аккуратное и быстрое. В день по штуке».
«Стыдно сидеть в душной Москве, когда есть Бабкино... Птицы поют, трава пахнет. В природе столько воздуха и экспрессии, что нет сил описать... Каждый сучок кричит и просится, чтобы его написал Левитан», — вспоминал Чехов.
Мария Павловна Чехова вспоминала, что однажды в Бабкино Левитан признался ей в любви: «Иду я однажды по дороге из Бабкина к лесу и встречаю Левитана. Мы остановились, начали говорить о том, о сем, как вдруг Левитан бух передо мной на колени и... объяснение в любви. Помню, как я смутилась, мне стало как-то стыдно, я закрыла лицо руками. «Милая Мафа, каждая точка на твоем лице мне дорога...», — слышу голос Левитана. Я не нашла ничего лучшего, как повернуться и убежать». Несмотря на отказ, они остались близкими друзьями.
Однажды Чехов познакомил Левитана с Софьей Кувшинниковой. Жена врача Дмитрия Кувшинникова устраивала в своей московской квартире салон, где собирались знаменитости, например бывали там Илья Репин, Владимир Гиляровский, актриса Мария Ермолова, писательница Татьяна Щепкина-Куперник. 26-летний Левитан влюбился в Кувшинникову, которая была старше его на 13 лет. Для художника она стала музой, а для Чехова — прототипом героини рассказа «Попрыгунья». Прочитав рассказ, в котором легко можно было узнать не только Кувшинникову, но и ее мужа и самого Левитана, художник пришел в ярость. Дружба прервалась на три года. О примирении Чехова и Левитана вспоминала Татьяна Щепкина-Куперник. Однажды по пути в усадьбу Чехова в Мелихове она заехала в мастерскую к Левитану. Тот рассказал, как тяжело переживает разрыв с другом. «А за чем дело стало? Поедемте!» — ответила Щепкина-Куперник. Чехов встретил их на крыльце, друзья пожали друг другу руки, и размолвка была забыта.
В 1899 году тяжело больной Левитан приезжал в Ялту, где в то время уже жил Чехов. Поездка далась Исааку Ильичу тяжело. Он с трудом одолевал при ходьбе даже легкий подъем. Прогулки Чехова и Левитана по Ялте были короткими, у обоих была сильная одышка — у Левитана из-за больного сердца, у Чехова из-за легких. В один из дней Левитан написал этюд, который вставили в каминное углубление, будто для него и сделанное. Чехов рассказал об этом Книппер: «На моем камине он изобразил лунную ночь во время сенокоса. Луг, копны, вдали лес, надо всем царит луна». В мае 1900 года Чехов навестил друга в Москве. Это была их последняя встреча: через два месяца, в августе, художника не стало.
Чехов потерял близкого друга и родного человека. Чехов, как никто другой, знал Левитана, но он так и не оставил о нем никаких воспоминаний... О душевной близости Чехова и Левитана напоминают полотна художника, подаренные Антону Павловичу, и его фотография с дарственной надписью. В кабинете писателя в Ялте пять работ Левитана: в нише, за его рабочим столом, висит картина «Река Истра». Художник изобразил вид на реку с берега, на котором была расположена усадьба Бабкино. Второй этюд Левитана — «Дуб и березка» — подарен Чехову еще в 1884 г. На стене с камином еще две небольшие работы: «Сепия» и «Тяга». В нише камина находится последний подарок художника — «Стога сена в лунную ночь».
Биография Левитана
Датой рождения Исаака Ильича Левитана официально считается 18 (30) августа 1860 года. Местом рождения называют Кибарты Мариампольского уезда Сувалкской губернии, хотя в записи о его рождении указаны Кейданы Ковенской губернии. Будущий художник родился в образованной еврейской семье. Отец Эльяш Абрамович Левитан (1827—1877) происходил из раввинской семьи местечка Кейданы, он учился в Вильне, самостоятельно изучил французский и немецкий языки. На жизнь зарабатывал преподаванием этих языков, затем был переводчиком во время строительства железнодорожного моста французской компанией. Мать Исаака Левитана — Бася Зунделевна (или Гиршевна) Левитан (1830—1875). Кроме Исаака, в семье было еще трое детей: брат Абель-Лейб (позже взял имя Адольф), сестры Таубе (в замужестве Тереза Бирчанская, родилась в 1856 году) и Михле (Эмма, родилась 18 июля 1859 года). Детские годы Исаака прошли в Кейданах.
В 1871 году Абель-Лейб Левитан поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Осенью 1873 года в училище был принят и его младший брат, тринадцатилетний Исаак. Его преподавателями в училище были известные художники Перов, Саврасов и Поленов. В 1875 году умерла мать Левитана, а отец из-за болезни не мог больше работать и содержать детей. В 1876 году братья Левитаны были освобождены от оплаты за учебу «ввиду крайней бедности» и как «оказавших большие успехи в искусстве». После смерти отца в феврале 1877 года, для Левитана, его брата и сестер наступило время крайней нужды. В марте 1877 года две работы Левитана, представленные на выставке, были отмечены прессой, и шестнадцатилетний художник получил малую серебряную медаль и 220 рублей «для возможности продолжить занятия».
В 1879 году вышел указ, запрещающий евреям жить в Москве. Восемнадцатилетнего Левитана выслали из города, и он два года вместе с братом, сестрой и зятем жил на небольшой даче в подмосковной Салтыковке. Затем на деньги от продажи своей картины «Вечер после дождя» (1879), Левитан снял комнату на Большой Лубянке в Москве.
В летние месяцы 1880—1884 годов он писал с натуры в Останкино. К этому времени относятся работы «Дубовая роща. Осень» (1880), «Дуб» (1880), «Сосны» (1880), «Полустанок» (начало 1880-х годов). Весной 1885 года Левитан окончил училище с дипломом учителя чистописания. В апреле 1885 года он поселился неподалеку от Бабкина, в глухой деревне Максимовке. По соседству в имении Киселевых гостили Чеховы, пригласившие его пожить у них. В середине 1880-х годов материальное положение художника улучшилось, однако резко обострилась болезнь сердца. После поездки в 1886 году в Крым здоровье улучшилось. После возвращения художник организовал выставку пятидесяти своих пейзажей. В конце 1880-х — начале 1890-х годов Левитан возглавлял пейзажный класс в Училище изящных искусств художника-архитектора А.О. Гунста.
Три чрезвычайно продуктивных летних сезона (1888—1890) Левитан провел в Плёсе, небольшом городке на Волге. За это время он создал около 200 картин, принесших ему широкую известность, а Плёс стал у пейзажистов очень популярным. В конце 1889-го — в начале 1890-го года Левитан впервые совершил поездку за границу, побывал во Франции и Италии. Главной целью поездки было знакомство с современной живописью, представленной на проходившей в Париже Всемирной выставке.
В марте 1891 года Исаак Левитан вступил в Товарищество передвижных художественных выставок. Известный московский меценат Сергей Морозов предоставил художнику удобную мастерскую в Трёхсвятительском переулке, в которой художник и поселился. К весне 1892 года Левитан закончил картину «Осень» и выставил ее на XX Передвижной выставке вместе с картинами «У омута», «Лето» и «Октябрь». В 1892 году Левитан как «лицо иудейского вероисповедания» вновь был вынужден уехать из Москвы, но вскоре, благодаря хлопотам друзей, ему позволили вернуться.
Лето 1893 года Левитан провел в деревне Курово-Покровское Тверской губернии в усадьбе Панафидиных. Летом 1894 года Левитан вместе с Софьей Кувшинниковой вновь приехал в эти места и поселился в имении Островно, на берегу одноименного озера. Там, на озере Удомля и Островенском озере, сформировался сюжет знаменитой картины «Над вечным покоем».
В 1895 году художник совершил поездку в Австрию и во Францию. В 1896 году в Одессе состоялась совместная выставка Исаака Левитана, Виктора Симова и Александра Попова. Левитан на несколько недель ездил в Финляндию. В 1896 году после перенесенного тифа усилились симптомы аневризмы сердца. Болезнь стала тяжелой и неизлечимой.
В 1898 году Левитану присвоили звание академика пейзажной живописи. Он стал преподавателем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Художник мечтал создать большую мастерскую «Дом пейзажей», в которой могли бы работать все русские пейзажисты. Здоровье его все ухудшалось, и зимой 1899 года по рекомендации врачей он поехал в Ялту. Он ходил, тяжело опираясь на палку, задыхался, говорил о своей близкой смерти. Ялта художнику не помогла. Левитан вернулся в Москву и почти не выходил из своего дома в Трёхсвятительском переулке. 8—17 мая 1900 года Чехов навестил тяжело больного Левитана. Через два месяца художника не стало, он не дожил совсем немного до своего 40-летия. В его мастерской осталось около 40 неоконченных картин и около 300 этюдов.
Исаак Левитан умер 22 июля (4 августа) 1900 года, его похоронили на старом еврейском кладбище, по соседству с Дорогомиловским кладбищем. В 1901 году прошла посмертная выставка произведений Левитана в Петербурге и Москве. 22 апреля 1941 года прах художника перенесли на Новодевичье кладбище, его могила находится рядом с могилами его друзей писателя А.П. Чехова и художника М.В. Нестерова.
Самые известные картины Левитана
- Осенний день. Сокольники (1879)
- Березовая роща (1885—1889)
- Вечер на Волге (1888)
- Вечер. Золотой Плёс (1889)
- Золотая осень. Слободка (1889)
- После дождя. Плёс (1889)
- Тихая обитель (1890)
- У омута (1892)
- Владимирка (1892)
- Вечерний звон (1892)
- Осенний пейзаж с церковью (1893—1895)
- Над вечным покоем (1894)
- Осень. Усадьба (1894)
- Свежий ветер. Волга (1895)
- Март (1895)
- Ненюфары (1895)
- Весна — большая вода (1896—1897)
- Тишина (1898)
- Последние лучи солнца (Последние дни осени) (1899)
- Сумерки. Стога (1899)
- Сумерки (1900)
- Озеро (1899—1900)
- На озере (1893)
- Буря. Дождь (1899)
Левитан (слева) и Чехов (справа)
Автопортрет Исаака Левитана
Портрет Левитана. Художник В.Д. Поленов
Исаак Ильич Левитан
Исаак Ильич Левитан