Вернуться к Круг общения

Клеопатра Александровна Каратыгина

Клеопатра Александровна Каратыгина (1848—1934) — русская актриса, играла на сцене Московского Малого и Петербургского Александринского театров. Много играла в провинции. С 1872 по 1900 каждое лето с труппой Малого театра совершала гастрольные поездки по России. В 1889 году театр был на гастролях в Одессе. Тогда Каратыгина познакомилась с Антоном Павловичым Чеховым, приехавшим в Одессу в начале июля по приглашению артистов Малого театра. Их познакомил премьер труппы Александр Павлович Ленский вскоре после приезда писателя.

Основная группа «московского товарищества», как называли себя гастролеры, разместилась в «Северной гостинице»: тут были руководитель поездки О.А. Правдин с женой, А.П. Ленский с женой, К.А. Каратыгина, И.Н. Греков с женой, М.Ф. Багров, Г.В. Панова, Е.П. Александрова и другие артисты. В гостиничном номере Каратыгиной актеры часто собирались на чаепития. Актриса вспоминала: «Отдых наш был после спектакля, когда мы могли и попить чайку, и поесть, и наболтаться вдосталь. Сборный пункт был всегда у меня в № 48, в четвертом этаже "Северной гостиницы". Комната эта стала с этих пор исторической». Через день после знакомства в номер Каратыгиной пришел и Антон Павлович. О его визите актриса вспоминала так:

На другой день А.П. принес мне том своих «Рассказов», где была напечатана «Тина». Я, конечно, была в восторге от его любезности. Чехов слышал, что я исколесила всю Россию и Сибирь с Кяхтой и Сахалином, и по этому случаю надписал на книге: «Великой Артистке Земли Русской». Я говорю: «Что за надпись? Зачем издеваетесь? Никому нельзя будет похвастать вашим подарком, будут смеяться». — «А зачем, — говорит, — вы называете меня нарядным литератором? Будут смеяться? А пускай покатаются с ваше и по-вашему, да потом и смеются».

С утра до вечера он находился в компании актеров, вместе с ними купался, катался на яхте, обедал, пил чай, ходил по магазинам, винным погребкам и на спектакли, а потом участвовал в оживленных ночных застольях. И так каждый день. В письме брату Ивану Павловичу от 16 июля Чехов говорил: «В 5 у Каратыгиной чай, к<ото>рый всегда проходил особенно шумно и весело; в 8, кончив пить чай, шли в театр. <...> После спектакля рюмка водки внизу в буфете и потом вино в погребке — это в ожидании, когда актрисы сойдутся у Каратыгиной пить чай. Пьем опять чай, пьем долго, часов до двух, и мелем языками всякую чертовщину». Они поддерживали приятельские отношения, вели переписку. Чехов во время подготовки к поездке на остров Сахалин обращался к ней за советом. В сентябре этого же года они встречались в Москве. Позднее Каратыгина написала о нем воспоминания.

Как вспоминала Каратыгина, перед отъездом на Сахалин Чехов был у нее «раза три». Когда Каратыгина убедилась в настойчивости и решимости А.П. Чехова на поездку в Сибирь и на Сахалин, она написала ему длинное письмо (14 страниц, покрытых с обеих сторон мелким почерком) с рассказом о сибирских городах, о людях, которых она знала, о том, кого она предупредила о предстоящем приезде Чехова, что следует посмотреть и т. д. «Я уверена, — сообщала она Чехову, — что и в Иркутске Вы будете радушно приняты, ибо я туда писала». Она советовала Чехову посмотреть, как плавят золото на Нерчинском заводе и т. п. Это было что-то вроде инструкции, каким образом следует себя вести в тех местах. По ее письмам к Чехову можно понять, что окончательный маршрут его странствия еще не был сформирован. Именно Клеопатра Каратыгина советовала Чехову отправляться на каторжный остров из Одессы, морским путем, а возвращаться через Сибирь. Однако совету Каратыгиной в итоге Чехов не последовал.

Биография

Клеопатра Александровна Каратыгина (урожд. Глухарева, начинала выступать на драматической сцене под псевдонимом Сморова) родилась 10 (22) января 1848 года в Санкт-Петербурге. Принадлежала к артистической семье. Ее отец, А.А. Глухарев, служил скрипачом в оркестрах петербургских императорских театров. Мать, О.П. Глухарева (урожд. Обольянинова), пела в императорском хоре русской и итальянской опер. Дед, А.И. Глухарев, играл наперсников в трагедиях и упомянут А.С. Пушкиным, бабушки А.И. Гусева и Е.И. Ежова были актрисами. Муж А.А. Каратыгин (племянник В.А. и П.А. Каратыгиных) — провинциальный актер.

С 5 лет Каратыгина играла в Александринском театре (АТ) детские роли, с 7 — выступала в пьесах «Двумужница», «Уголино», «Русалка», танцевала в водевиле «Вечный жид» с Ю.Н. Линской и П.А. Каратыгиным. В 8 лет поступила в частный пансион и начала обучаться балетному танцу, одновременно исполняя в балетах и операх партии амуров и пейзанок. В 13 была принята в петербургское императорское Театральное училище, в балетный класс. Знаменитая в ту пору французская актриса Л. Фей-Вольнис, приглашенная для работы с учениками во французских пьесах, занимала Каратыгину в драматических спектаклях, давала ей уроки. «...Под ее руководством я прошла роли Тизьбы в "Анжело", леди Грей ("Дети Эдуарда"), Марии Тюдор, Лукреции Борджиа. 6-го авг. 1866 г. в Красносельском театре в присутствии царя я сыграла, вместе с Вольнис, роль графини во французской пьесе "Qui trop embrasse mal étreint"», — вспоминала Каратыгина в автобиографии.

В 1866 Каратыгина завершила образование и следующие три года танцевала в труппе балета Александринского театра. В 1869 в городке Сувалки началась ее деятельность драматической актрисы: она играла небольшие роли, пела в водевилях и исполнила роль старухи («Гувернер»). В 1870 году вышла замуж, после чего много играла в провинции. Она выступала в Минске, Самаре (у А.А. Рассказова), Перми, Екатеринбурге, Ирбите, Сибири и на Дальнем Востоке. Играла в Иркутске, Хабаровске, в Нерчинском заводе, Нижнеудинске, Владивостоке. Актриса писала в дневнике: «Репертуар мой был самый разнообразный: серьезные первые характерные роли Кабановой в "Грозе" или Мурзавецкой в "Волках и овцах" перемежались с партией Мефистофеля в оперетте Эрве "Фауст наизнанку" или опереттой же "Все мы жаждем любви"; я пела куплеты, романсы, даже главные оперные партии, например, в "Роберте-дьяволе", и танцевала в дивертисментах».

В 1882 Каратыгина играла в московском театре Солодовникова, в 1883 — у Ф.А. Корша. Летом того же года совершила турне с артистами московского Малого театра во главе с Г.Н. Федотовой, выступая в первых ролях «старух» и «гранд-дам», комических и характерных. С тех пор участвовала в подобных поездках в течение 17 лет. Сезоны 1886/87 и 1887/88 служила в АТ в тех же амплуа. Затем выступала в петербургском театре «Фантазия», работала в Одессе (у Грекова), в Новочеркасске (у Н.Н. Синельникова), сезон 1895/96 — в петербургском Театре Литературно-артистического кружка А.С. Суворина (по рекомендации А.П. Чехова), с 1896 по 1903 — в труппе московского Малого театра. Здесь ее лучшими ролями считались Чебоксарова («Бешеные деньги»), Феклуша («Гроза»), Зыбкина («Правда — хорошо, а счастье лучше»), Лизавета Богдановна («Месяц в деревне»).

В 1903 Каратыгина вновь вошла в труппу АТ и работала в нем более 8 лет. Среди ее немногочисленных работ этого периода были и прежние, и новые роли: Бетти Штурган («Воспитатель Флаксман»), Юлия Обридж («Лорд Квекс»), Лизавета Богдановна («Месяц в деревне»), Манефа («На всякого мудреца довольно простоты»), Ревекка Штроман («Жанина»), Эльфрида («Фея-каприз»), Марта («Фауст»), Феклуша («Гроза»), г-жа Пернель («Тартюф»), m-lle Bienaimée («Где тонко, там и рвется»), Надежда Францевна («Виноватая»), Ципсер («Звезда»), Зинаида Савишна («Иванов»), княгиня Чернопятова («Перед зарею»).

С 1911 Каратыгина выступала на разных частных сценах, сезон 1916/17 — в петербургском Малом (Суворинском) театре, позднее в неск. коллективах артистов. С 1919 до конца жизни была актрисой БДТ, где, несмотря на почтенный возраст, занимала видное положение. Умерла в 1934 году.

Клеопатра Александровна Каратыгина