Вернуться к Круг общения

Константин Сергеевич Станиславский

Константин Сергеевич Станиславский (1863—1938) — русский и советский театральный режиссер, актер, педагог, теоретик, реформатор театра. Первый народный артист СССР (1936), кавалер ордена Ленина (1937). Почетный член АН СССР (1925). Создатель знаменитой актерской системы, которая на протяжении более сотни лет имеет огромную популярность в России и мире. В 1888 году стал одним из основателей Московского общества искусства и литературы (МОиЛ). В 1898 году вместе с Владимиром Немировичем-Данченко основал Московский Художественный театр, в котором поставил все первые чеховские пьесы. Станиславский исполнял роли Тригорина в «Чайке», Астрова в «Дяде Ване», Вершинина в «Трех сестрах», Гаева в «Вишневом саде», Шабельского в «Иванове». Написал книгу «А.П. Чехов в Московском Художественном театре» и посвятил ему отдельную главу в книге «Моя жизнь в искусстве».

Сам Станиславский писал, что не помнит, когда именно впервые увидел Чехова. Вероятно, они познакомились в Москве 3 ноября 1888 года, на открытии Общества искусства и литературы. Пло воспоминаним Станиславского, в этот период они иногда встречались «на официальных обедах, юбилеях, в театрах». Об одной из таких встреч Станиславский рассказал подробно:

Помню встречу в книжном магазине А.С. Суворина в Москве. Сам хозяин, в то время издатель Чехова, стоял среди комнаты и с жаром порицал кого-то. Незнакомый господин, в черном цилиндре и сером макинтоше, в очень почтительной позе стоял рядом, держа только что купленную пачку книг, а А.П., опершись о прилавок, просматривал переплеты лежащих подле него книг и изредка прерывал речь А.С. Суворина короткими фразами, которые принимались взрывом хохота.

Очень смешон был господин в макинтоше. От прилива смеха и восторга он бросал пачку книг на прилавок и спокойно брал ее опять, когда становился серьезным.

Антон Павлович обратился и ко мне с какой-то приветливой шуткой, но я не ценил тогда его юмора.

Мне трудно покаяться в том, что Антон Павлович был мне в то время мало симпатичен. Он мне казался гордым, надменным и не без хитрости. Потому ли, что его манера запрокидывать назад голову придавала ему такой вид, — но она происходила от его близорукости: так ему было удобнее смотреть через пенсне. Привычка ли глядеть поверх говорящего с ним, или суетливая манера ежеминутно поправлять пенсне делали его в моих глазах надменным и неискренним, но на самом деле все это происходило от милой застенчивости, которой я в то время уловить не мог.

В 1898 году Станиславский вместе с Немировичем-Данченко основали Художественный театр. Одной из первых пьес для театра Немирович решил взять «Чайку» Чехова. Станиславский взялся за ее постановку. Тогда он и начал по-настоящему знакомиться с творчеством Антона Павловича. Этой пьесы, по собственному признанию, он тогда «не понимал». «И только во время работы, незаметно для себя... вжился и бессознательно полюбил ее» и «сделался восторженным поклонником» таланта Чехова. Свои воспоминания Станиславский заканчивает рассказом о репетициях и премьере «Вишневого сада» — последней пьесе Чехова:

Сравнивая, как держал себя на репетициях Чехов, с тем, как вели себя другие авторы, удивляешься необыкновенной скромности большого человека и безграничному самомнению других, гораздо менее значительных писателей. Один из них, например, на мое предложение сократить многоречивый, фальшивый, витиеватый монолог в его пьесе сказал мне с горечью обиды в голосе:

— Сокращайте, но не забывайте, что вы ответите перед историей. Напротив, когда мы дерзнули предложить Антону Павловичу выкинуть целую сцену — в конце второго акта «Вишневого сада», — он сделался очень грустным, побледнел от боли, которую мы ему причинили тогда, но, подумав и оправившись, ответил:

— Сократите!

И никогда больше не высказал нам по этому поводу ни одного упрека.

Биография

Константин Сергеевич Станиславский (настоящая фамилия Алексеев) родился 5 (17) января 1863 года в Москве, в многодетной (всего у него было девять братьев и сестер) купеческой семье, состоявшей в родстве с крупнейшими заводчиками и меценатами того времени — С.И. Мамонтовым и братьями Третьяковыми. Отец — Сергей Владимирович Алексеев, мать — Елизавета Васильевна (урожденная Яковлева). Городской голова Москвы Алексеев приходился ему двоюродным братом.

В семье Алексеевых увлекались театром: в московском доме был специально перестроенный для театральных представлений зал, в имении Любимовке — театральный флигель. Свою сценическую деятельность Станиславский начал еще в юности. 5 сентября 1877 года Костя Алексеев (псевдоним Станиславский он взял в 1885 году) впервые выступил в домашнем любительском спектакле. Вокруг него образовался кружок любителей театра, получивший название Алексеевского. Он занимался пластикой и вокалом с лучшими педагогами. Первое публичное выступление состоялось на любительской сцене в доме Андрея Карзинкина на Покровском бульваре в декабре 1884 года. Он сыграл Подколесина в гоголевской «Женитьбе», поставленной артистом Малого театра Михаилом Решимовым. Уже в постановках Алексеевского кружка и в других любительских спектаклях проявилось его замечательное актерское дарование.

В 1881 году Константин окончил гимназию при Лазаревском институте восточных языков, затем работал в конторе золотоканительной фабрики товарищества «Владимир Алексеев» в Рогожской части, под начальством своего дяди, Александра Владимировича Алексеева, и его сына Николая Александровича. В 1893 году стал помощником управляющего после ранней смерти отца и трагической гибели двоюродного брата, Николая Алексеева. В семейной фирме он работал до ее национализации в 1918 году. По инициативе Станиславского на фабрике появились читальня, чтения с показом диапозитивов и хор из рабочих, репетиции которого проводились четыре раза в неделю. В 1895 году на фабрике был создан театр для рабочих, под вывеской «Рогожское отделение 1-ого Московского Общества трезвости». Среди первых постановок созданного Станиславским фабричного театра были «Бедность не порок» А.Н. Островского и «Предложение» по А.П. Чехову.

В 1888 году Станиславский совместно с режиссером А.Ф. Федотовым, певцом и педагогом Ф.П. Комиссаржевским, художником Ф.Л. Соллогубом основал Общество искусства и литературы и создал при нем драматическую труппу, вложив в него личные финансовые средства. В Обществе искусства и литературы круг ролей Станиславского расширился. В это время, чтобы скрыть свою настоящую фамилию, взял сценический псевдоним Станиславский. За десять лет работы на сцене МОИиЛ Станиславский стал известным актером. Наряду с комедийными он создал и трагические образы, например Отелло в трагедии Шекспира и Уриэля Акосты в одноименной пьесе Гуцкова, выступив и постановщиком этих спектаклей.

На сцене Общества первым режиссерским опытом стали «Горящие письма» Петра Гнедича (1889). В январе 1891 года официально взял на себя в Обществе искусства и литературы руководство режиссерской частью. Поставил спектакли «Уриэль Акоста» Карла Гуцкова (1895), «Отелло» (1896), «Польский еврей» Эркмана-Шатриана (1896), «Много шума из ничего» (1897), «Двенадцатая ночь» (1897), «Потонувший колокол» Герхарта Гауптмана (1898), где сыграл Акосту, бургомистра Матиса, Бенедикта, Мальволио, мастера Генриха.

В 1898 году Станиславский вместе с Владимиром Немировичем-Данченко основал Московский художественный театр. Его труппа состояла из учеников Немировича-Данченко по Музыкально-драматическому училищу и актеров-любителей Общества искусства и литературы. В первые же месяцы репетиций выяснилось, что разделение обязанностей руководителей условно. Репетиции трагедии «Царь Федор Иоаннович» Алексея Толстого начал Станиславский, создавший мизансцены спектакля, потрясшие публику на премьере, а Немирович-Данченко настоял на выборе на роль царя Федора своего ученика Ивана Москвина и на индивидуальных занятиях помог ему создать трогательный образ «царя-мужичка», который стал открытием спектакля.

Станиславский считал, что с «Царя Федора» началась историко-бытовая линия МХТ, к которой он относил постановки «Венецианского купца» (1898), «Антигоны» (1899), «Смерти Иоанна Грозного» (1899), «Власть тьмы» (1902), «Юлия Цезаря» (1903) и другие. С Чеховым он связывал линию интуиции и чувства, важнейшую линию постановок Художественного театра, куда относил «Горе от ума» (1906), «Месяц в деревне» (1909), «Братья Карамазовы» (1910), «Николай Ставрогин» (1913), «Село Степанчиково» (1917), «Живой труп» (1911), «Где тонко, там и рвется» (1912), «Пир во время чумы» (1915) и другие.

Значительнейшие спектакли Художественного театра, такие, как «Царь Федор Иоаннович», «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад» ставились Станиславским и Немировичем-Данченко совместно. В совместной работе над пьесой Максима Горького «На дне» (1902) обозначились противоречия двух подходов. Афиша «На дне» не была подписана ни тем, ни другим режиссером. Вначале за режиссерским столом сидели оба руководителя. С 1906 года «каждый из нас имел свой стол, свою пьесу, свою постановку», — ибо, как пояснял Станиславский, каждый «хотел и мог идти только по своей самостоятельной линии, оставаясь при этом верным общему, основному принципу театра». Первым спектаклем, где он работал отдельно, был «Бранд» Генрика Ибсена. В это время Станиславский вместе с Всеволодом Мейерхольдом создали Театр-студию на Поварской улице (1905). Опыты поисков новых театральных форм Станиславский затем продолжил в «Жизни Человека» Леонида Андреева (1907) и в «Синей птице» Мориса Метерлинка (1908).

Первой его постановкой после Октябрьской социалистической революции стал «Каин» Джорджа Байрона (1920). Общий кризис усугублялся в Художественном театре тем, что значительная часть труппы во главе с Качаловым, выехавшая в 1919 году в гастрольную поездку, оказалась отрезанной военными событиями от Москвы. Безусловной победой стала постановка «Ревизора» (1921). На роль Хлестакова режиссер назначил Михаила Чехова, недавно перешедшего из МХАТа в его 1-ю студию. В 1922 году МХАТ под руководством Станиславского отправился в длительные зарубежные гастроли по Европе и Америке, которым предшествует возвращение (но не в полном составе) качаловской труппы.

В 1920-х годах 1-я и 3-я студии МХАТа превратились в самостоятельные театры. В 1924 году в труппу Художественного театра влилась большая группа студийцев, в основном воспитанников 2-й студии. После прихода в труппу МХАТ молодежи Станиславский вел с ними занятия, выпускал на сцену их работы, выполненные с молодыми режиссерами. В числе этих работ «Битва жизни» по Чарльзу Диккенсу (1924), «Дни Турбиных» Михаила Булгакова (1926), «Бронепоезд 14-69» Всеволода Иванова (1927), «Растратчики» Валентина Катаева и «Унтиловск» Леонида Леонова (1928).

В 1928 году после сердечного приступа, случившегося в юбилейный вечер в МХАТе, врачи запретили Станиславскому выходить на подмостки. Он вернулся к работе только в 1929 году, сосредоточившись на теоретических изысканиях, на педагогических пробах «системы» и на занятиях в своей Оперной студии, существовавшей с 1918 года (ныне — Московский академический музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко), где были им поставлены оперы Николая Римского-Корсакова «Майская ночь» (1928) и «Золотой петушок» (1932). Также руководил постановкой музыкальной драмы «Борис Годунов» Модеста Мусоргского (1929). Обновил традиции постановок зарубежной оперной классики, создав спектакли «Богема» Джакомо Пуччини (1927), «Севильский цирюльник» Джоаккино Россини (1933), «Кармен» Жоржа Бизе (1935) и другие.

В начале 1930-х годов, используя свой авторитет и поддержку вернувшегося в СССР Максима Горького, обратился к правительству, пытаясь добиться особого положения для Художественного театра. Ему пошли навстречу. В январе 1932 года к названию театра была добавлена аббревиатура «СССР», уравнявшая его с Большим и Малым театрами. В сентябре 1932 года театру было присвоено имя Максима Горького, и он стал именоваться: МХАТ СССР им. Горького.

В 1933 году Станиславский был награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 1937 году — орденом Ленина. В 1933 году МХАТу было передано здание бывшего Театра Корша для создания филиала театра. Среди работ МХАТ этих лет — «Страх» Александра Афиногенова (1931), «Мертвые души» (1932), «Таланты и поклонники» (1933), «Мольер» по Булгакову (1936).

В 1935 году открылась последняя — оперно-драматическая студия Константина Станиславского (ныне — Электротеатр Станиславский). Среди ее работ был «Гамлет» Шекспира. Он встречался с актерами у себя дома, в квартире в Леонтьевском переулке, превратив репетиции в актерскую школу по разрабатываемому им методу психо-физических действий. Вслед за книгой «Моя жизнь в искусстве» и в продолжении разработки «системы» Станиславский успел отправить в печать первый том «Работы актера над собой», который был издан посмертно в 1938 году.

Станиславский умер 7 августа 1938 года на 76-м году жизни в Москве. Вскрытие показало гипертрофию сердца, эмфизему легких, аневризмы. Похоронен 9 августа 1938 года на Новодевичьем кладбище (участок № 2).

Константин Сергеевич Станиславский

Константин Сергеевич Станиславский

Константин Сергеевич Станиславский

Константин Сергеевич Станиславский

К.С. Станиславский — Астров «Дядя Ваня». МХТ, 1889 г.