Людмила Ивановна Озерова (наст. фамилия Групильон) — драматическая актриса. Дебютировала в роли Ганнеле в одноименной пьесе Гауптмана, поставленной весной 1895 года Театром Литературно-артистическим кружком (позднее Суворинский, или Малый театр). В 1896 году Озерова сыграла роль Ганнеле в спектакле режиссера К.С. Станиславского на сцене театра Солодовникова. Озерова была знакома с Антоном Павловичем Чеховым, вела с ним переписку. В письмах, адресованных писателю, часто подписывалась «Ваша маленькая королева в изгнании». Это выражение Чехов повторил в своем дневнике и письме А.С. Суворину 8 февраля 1897 г., где рассказывал о визитах Озеровой. Актриса была влюблена в Чехова, по слухам, у них был недолгий роман в 1897 году. Ее называют одной из «антоновок», многочисленных поклонниц Чехова. Письма Чехова к Озеровой неизвестны. В Российской государственной библиотеке хранятся девять писем Озеровой к Чехову 1896 и 1897 годов.
Весной 1895 года Людмила Ивановна Озерова окончила театральные курсы и ее пригласили сыграть роль Ганнеле в постановке одноименной пьесы Г. Гауптмана на сцене Литературно-артистического кружка, принадлежавшего А.С. Суворину. Для участия в спектакле были приглашены актеры Александринского театра. Премьера этой постановки состоялась в апреле и сразу же привлеклла внимание критики. Причем главный успех достался Озеровой, ставшей первой исполнительницей роли Ганнеле в России. В прессе много писали о спектакле, поясняли его философский и символический смысл, восхищались талантливой игрой Озеровой. Так, например, в газете «Новое время» от 16 апреля 1895 года писали о молодой актрисе: «Искренность тона, гибкий и красивый голос, и эта напряженная, выдержанная до конца нервность, сила самообладания в сцене бреда, явлений, полное отсутствие "игры" актерской — это сама жизнь и сама смерть».
К начинающей актрисе пришла настоящая слава. Вскоре она получила бенефис, посмотреть на ее игру пришел Эрнесто Росси, актер и антрепренер, славившийся как открыватель актерских талантов. После спектакля он зашел в ее уборную, очень хвалил, говоря, что она может прекрасно сыграть Офелию. Известие о том, что великий Росси заметил Озерову, быстро распространилось по столице и дошло до Москвы. Триумф Озеровой в «Ганнеле» стал самой большой театральной новостью Петербурга.
11 октября 1895 года актриса дебютировала на сцене Михайловского театра в Санкт-Петербурге. Она сыграла роль Луизы в постановке «Коварство и любовь» Шиллера. Однако ее дебют был неудачным. Озерова жестоко провалилась. Театр отказался принимать ее на службу. Петербургские критики не скупились на нелестные эпитеты, называли ее игру нелепой и неестественной. О неудачном дебюте Озеровой в роли Луизы писало и «Новое время»: «Неестественная манерность, какая-то общая изможденность и болезненность, стенающий голос — давали впечатление совершенно противоположное шиллеровскому поэтическому образу страдающей, но сильной и искренней девушки».
После громкого провала Озеровой на сцене Чехов написал ей ободряющее письмо, так как считал, что «нет ничего больнее, чем неуспех». Озерова стала писать ему восторженные, экзальтированные письма: «А в такую ненастную ночь маленькая птичка одна, в слезах, забьется куда-нибудь на дерево, а мысленно будет близко, близко возле Вас. <...> Но среди мрака, меня окружавшего, Ваши добрые, простые, ласковые слова глубоко, глубоко запали мне в душу, и эти полтора года невольно мечтала я, — как увижу Вас, как отдам Вам свою больную, истерзанную, униженную, оскорбленную душу и как Вы все поймете, рассудите, утешите и успокоите. <...> Пожалуйста, будьте добры, поскорее приезжайте. Простите!!!!!» Свои письма зимой 1897 года она подписывалась: «самая маленькая Чайка», «ваша маленькая королева в изгнании».
Шестого февраля 1897 года Чехов приехал в Москву. Накануне его приезда Озерова писала ему: «Многоуважаемый, очень, очень хороший Антон Павлович, Вы, вероятно, забыли ее, и она понимает, что не имеет никакого права, но просит, просит Вас непременно навестить ее, как только приедете в Москву. Самая маленькая Чайка». В Москве он прожил две недели. Свое московское времяпрепровождение он называл «как бы сном». Одним из «сновидений» стала Озерова, о которой Чехов рассказал А.С. Суворину в письме из Москвы 8 февраля 1897 года: «У меня бывает... кто? Как бы Вы думали? — Озерова, знаменитая Озерова-Ганнеле. Придет, сядет с ногами на диван и глядит в сторону; потом, уходя домой, надевает свою кофточку и свои поношенные калоши с неловкостью девочки, которая стыдится своей бедности. Это маленькая королева в изгнании».
22 февраля Чехов поехал из Москвы не домой, а в Серпухов, на благотворительный спектакль Шавровой и ее труппы. Озерова, продлевая свидание, вызвалась проводить его и доехала с ним в поезде до Царицына. Чехов записал в дневнике: «До Царицына меня провожала Ганнеле-Озерова, маленькая королева в изгнании, — актриса, воображающая себя великой, необразованная и немножко вульгарная».
В марте 1897 года, когда Чехов лежал в клинике доктора Остроумова в Москве, Озерова его навещала. Этой же весной он предложил ей сыграть роль Ганнеле в спектакле, который он организовал для земских врачей Московской губернии в селе Покровском-Мещерском. Однако в процессе переговоров между ними возник конфликт и актриса в этом спектакле не выступила. После этого случая отношения Озеровой и Чехова прекратились.
Людмила Ивановна Озерова