Вернуться к Круг общения

Мария Константиновна Заньковецкая

Мария Константиновна Заньковецкая (настоящая фамилия — Адасовская, по мужу — Хлыстова; 1854—1934) — русская и советская актриса. Народная артистка Украинской ССР (1923). Одна из самых известных российских актрис рубежа XIX—XX веков. Марию Заньковецкую ставили на один уровень с мировыми звездами театральной сцены, Александр III предлагал ей работу в императорском театре, поклонниками ее таланта были Л. Толстой, И. Нечуй-Левицкий, В. Немирович-Данченко, К. Станиславский, П. Чайковский и многие другие.

Заньковецкая была в дружеских отношениях с Антоном Павловичем Чеховым, которому помогала с поисками подходящего хутора на Украине. В январе 1892 г. Чехов писал своей хорошей знакомой Н.М. Линтваревой: «Можэтэ себэ представить, я познакомился с хохлацкой королевой Заньковецкой, которую Украйна нэ забудэ. Она тоже хлопочет насчет хутора — хочет, чтоб я купил около нее, в Черниговской губ<ернии>. Барыня веселая». Сестра писателя Мария Павловна в одном из писем также упоминала актрису и ее помощь в поисках хутора: «После моей неудачи в Сорочинцах вопрос о покупке хутора не был оставлен. Мы смотрели объявления, наши знакомые и друзья помогали нам искать. Незадолго перед тем Антон Павлович познакомился с известной украинской артисткой М.К. Заньковецкой. Она симпатизировала Антону Павловичу и тоже принимала участие в поисках для нас хутора в Черниговской губернии недалеко от ее собственного имения. Но и с этим ничего не получилось».

Сама Заньковецкая вспоминала о знакомстве с Антоном Павловичем: «Я познакомилась с Чеховым у Суворина в Петербурге и очень подружилась с ним. Тогда он был еще совершенно здоров, широкоплеч, высок ростом. Ни за что бы не поверила тогда, что он погибнет от туберкулеза. <...> Чехов очень хорошо ко мне относился. <...> Я потом часто видалась с ним в Москве. Он любил беседовать со мной, навещал меня, когда я тосковала. Говорил, что у меня "красивая душа" и много милого, задушевного, чеховского <...>. Обещал написать пьесу, в которой для меня будет одна роль исключительно на украинском языке... но о дальнейшей ее судьбе я ничего не знаю: наши пути разошлись; он начал хворать, ему приходилось жить то в Крыму, то за границей, и больше я с ним не встречалась, а удивительной чистоты душевной был человек».

Биография

Мария Константиновна Адасовская родилась 23 июля (4 августа) 1854 года в деревне Заньки Нежинского уезда Черниговской губернии Российской империи (ныне — Черниговская область Украины). По названию села, в котором она выросла, Мария позже взяла творческий псевдоним — Заньковецкая. Была седьмым ребенком в семье Константина Константиновича Адасовского, обедневшего помещика и судьи уездного суда, и его жены Марии Васильевны.

В детстве пела в церковном хоре, организованном ее отцом. В 1874 году окончила частный пансион Ф. Осовской в Чернигове. Еще во время учебы в пансионе она участвовала в любительских постановках, сценках и пантомимах. Но серьезно задумываться о сценической карьере на тот момент не могла — родители и слышать об этом не хотели. В мае 1877 года в Нежине вступила в брак с артиллерийским офицером Алексеем Антоновичем Хлыстовым. Уехала с мужем в крепость Бендеры в Бессарабии, где познакомилась с офицером Николаем Карповичем Тобилевичем (Н.К. Садовским). Она разошлась с мужем (официально брак был расторгнут в 1888 году) и стала жить с Садовским, служившим в театральной труппе М.Л. Кропивницкого. По его совету Кропивницкий взял в труппу Марию Заньковецкую. Ее дебют на профессиональной сцене состоялся 27 октября 1882 года в Елисаветграде — она сыграла Наталку-Полтавку в одноименной пьесе И.П. Котляревского.

Заньковецкая служила в крупнейших украинских труппах под руководством М.Л. Кропивницкого, М.П. Старицкого, Н.К. Садовского, И.К. Карпенко-Карого и других. Успеху актрисы способствовал ее красивый голос — меццо-сопрано. В 1886 году вместе с труппой Кропивницкого выступала в Петербурге и имела большой успех. Она играла самые разнообразные роли, и веселые, вроде Приськи («По ревизии»), и глубоко-драматические — в пьесах «Наймычка», «Пока солнце взойдет, роса очи выест», «Не так склалося, як жадалося» и др. Особенно ей удавались роли беззаветно любящих и кротких молодых женщин. В Петербурге Заньковецкая с успехом выступала и в русской пьесе А.С. Суворина «Татьяна Репина». Исполнительский диапазон Заньковецкой был чрезвычайно широк. Талантливая трагедийная актриса, она мастерски играла и комедийные роли: Прони («За двумя зайцами» М. Старицкого), Цвиркунки («Черноморцы» Я. Кухаренко), Приськи («После ревизии» М. Кропивницкого) и другие.

Заньковецкая очаровывала многих, ее нельзя было назвать красавицей, но на сцене она преображалась. Один из современников так ее описывал: «Женщина среднего роста, хорошего телосложения, вся ее фигура немного наклонена вперед, подвижная, пластически выразительная, особенно руки. Не столько красивая, сколько очаровательная. Одухотворенное бледное лицо с высоким лбом. Над всем лицом господствуют большие, молодые, очень красивые темно-карие глаза». А. Чехов писал о ней восторженно: «Это не артистка, а волшебница какая-то. Она смотрит на меня волшебными цыганскими глазами. Просто-таки волшебство в ней есть, это же не глаза, а озера бездонные».

Талантом Заньковецкой восхищался П.И. Чайковский. Когда в 1893 году в Одессе состоялась постановка оперы «Пиковая дама», которой дирижировал композитор, украинские актеры во главе с Заньковецкой преподнесли ему венок с надписью на ленте «Смертные — бессмертному». Спустя некоторое время Чайковский побывал на спектакле с участием Заньковецкой и смог отблагодарить актрису. На его венке было написано: «Марии Константиновне Заньковецкой — бессмертной от смертного». О том, какое сильное впечатление производила игра Заньковецкой на зрителей даже в «глупейших пьесах», можно судить по воспоминаниям художника Михаила Нестерова, который, увидев ее в драме «Наймичка» захотел писать ее портрет.

В 1907 году вместе с Н.К. Садовским организовала первый профессиональный стационарный украинский театр в Киеве. После Октябрьской революции 1917 года возглавляла Народный театр в Нежине (1918), участвовала вместе с П.К. Саксаганским в создании Народного театра в Киеве (1918, ныне — Национальный академический украинский драматический театр имени Марии Заньковецкой во Львове). В 1922 году ей присвоили звание Народной артистки республики. Скончалась Заньковецкая в 1934 году в Киеве, похоронена на Байковом кладбище.

Мария Константиновна Заньковецкая

Мария Константиновна Заньковецкая

Мария Константиновна Заньковецкая

Мария Константиновна Заньковецкая

Мария Константиновна Заньковецкая

Мария Константиновна Заньковецкая