Вернуться к Круг общения

Михаил Михайлович Дюковский

Михаил Михайлович Дюковский (1860—1902) — знакомый семьи Чеховых, воспитатель 3-й военной гимназии в Москве, а затем последовательно: эконом, помощник инспектора и инспектор Московского мещанского училища. С Михаилом Михайловичем Дюковским (1860—1902) судьба свела Чеховых во второй половине 1870-х годов. Тогда он был воспитателем 3-й военной гимназии, поступив на службу в 18 лет, сразу после окончания первого в Москве педагогического института. Николай и Антон довольно много времени проводили с новым знакомым, большим поклонником искусства. Поводов для общения хватало — обсуждали не только книги и журналы из кадетской библиотеки, но и творческие успехи братьев Чеховых.

Дюковский общался практически со всеми членами семьи Чеховых. Бывал у него и Михаил Чехов, водил дружбу Иван. Последнему Дюковский помогал готовиться по математике для поступления в военную гимназию, а в 1884-м году способствовал его поступлению в Мещанское мужское училище преподавателем, в которое сам перешел в начале 80-х годов и где проработал до 1893-го года сначала помощником инспектора, а затем сам стал инспектором.

Дюковский часто бывал в гостях у Чеховых в Москве, присутствовал на семейных торжествах. Его имя появляется в дневниках Павла Егоровича Чехова (в августе 1892-го он приезжал в Мелихово) и в письмах Марии Павловны. Более того, Михаил Михайлович Дюковский фигурирует на страницах рассказа Александра Чехова «Визиты» (1885), а в рассказе самого Антона Павловича «Шведская спичка» (1884) фамилию Дюковский носит один из главных персонажей. Известно о появлении его на премьере пьесы Чехова «Иванов» в 1887 году, и тогда же на именинах у Ивана Павловича (а годом ранее — у Антона Павловича).

Братья Чеховы часто бывали в большой квартире Дюковского, находившейся в здании училища. Художник Николай Чехов фактически превратил её в свою студию. Здесь была создана картина «Въезд Мессалины в Рим», над которой трудились в соавторстве три друга — Николай Чехов, Фёдор Шехтель и Исаак Левитан. К сожалению, картина не сохранилась. Михаил Дюковский позировал для одной из самых известных картин Николая — «Гулянье первого мая в Сокольниках». Его легко узнать в образе молодого человека с букетом. Нетрудно разглядеть Дюковского и в других произведениях Николая Чехова. На картине «Девица в голубом платье» (1881) он изображен вместе с дальней родственницей Чеховых — Юленькой Лядовой. Девушка в пышном голубом платье сидит за фортепиано, рядом с ней, чуть в полумраке, расположился молодой человек и внимательно слушает её игру.

Антон Павлович весьма ценил дружбу с Дюковским. В подаренных автором книгах можно найти посвящения: «Другу, приятелю, меценату... любителю изящного...» По словам Михаила Чехова, Дюковский «дорожил каждой строчкой Антона и каждым обрывочком от рисунка Николая и хранил их так, точно собирался передать в какой-нибудь музей». Благодаря ему и его наследникам до нас дошли не только картины, среди которых «Гулянье в Сокольниках», но и целый архив работ Николая Чехова. В нём ученические работы Николая, множество его этюдов, набросков, рисунков. В семье наследников сохранился альбом Дюковского, в котором есть страницы с шуточными записями Антона и рисунки Николая Чеховых, как и рукопись повести «Шведская спичка».

На «Белой даче» Чехова в Ялте хранится медная пластинка «Пир женихов Пенелопы», подаренная Антону Павловичу Михаилом Дюковским. Это созданный с восковой модели медный гальванопластический барельеф «Пир женихов Пенелопы». Она находится в кабинете, на стене напротив письменного стола, там, где его повесил много лет назад сам писатель. На барельефе изображен интерьер роскошного дворца, заполненного пирующими женихами, которые прибыли в Итаку, чтобы завладеть не только супругой безвестно исчезнувшего Одиссея, но и его царством — островом Итакой. Вдоль нижней грани композиции хорошо видна рельефная надпись, подтверждающая авторство и указывающая год изготовления прототипа: «Графъ Ѳеодоръ Толстой сочинялъ и работалъ 1818». «Пир женихов Пенелопы» — работа графа Фёдора Петровича Толстого (1783—1873), выдающегося русского скульптора, художника, одного из крупнейших медальеров романтико-классицистической школы первой половины XIX века. Известно, что Дюковский приобрел этот барельеф в антикварном магазине.

Михаил Михайлович Дюковский

Н.П. Чехов. Гуляние в Сокольниках

Н.П. Чехов. Девица в голубом

Ф.П. Толстой. «Пир женихов Пенелопы»