Николай Дмитриевич Телешов (1867—1957) — русский и советский писатель, поэт, организатор известного кружка московских писателей «Среда» (1899—1916), первый руководитель музея МХАТ. Совладелец торгового дома «Телешов Дмитрий Егорович», учрежденного его отцом (1877), член правления торгово-промышленного товарищества «Ярославской Большой мануфактуры»; гильдейский староста купеческой управы Московского купеческого общества (1894—1898). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1938).
Николай Дмитриевич Телешов и Антон Павлович Чехов познакомились на свадьбе молодого писателя И. Белоусова в феврале 1888 года. О встречах и взаимоотношениях с Чеховым Телешов рассказывал:
С Антоном Павловичем Чеховым я познакомился в 80-х годах у Белоусова на свадьбе. Встречался в течение всей его жизни в Москве у него на квартире, у Сытина, потом в Ялте, в Художественном театре, у меня на «Среде». Отношения были простые, добрые (деловыми назвать нельзя), скорей дружелюбные. Впечатление с первого часа знакомства очаровательное. Он всегда был ласков со мною и внимателен, что отражалось и в переписке...
На протяжении 1890—1900-х годов писатели вели переписку. Чехов, ознакомившись с произведениями Телешова, продолжал внимательно следить за развитием его литературной деятельности и так оценил его как писателя: «Вы — писатель образцовый, таковым и останетесь теперь на веки вечные» (Из письма А.П. Чехова к Н. Телешову от 7 февраля 1903 г). Чехов дал ему совет «перешагнуть границу Европы». В своих воспоминаниях Телешов рассказывал:
Вспоминается, как встретились мы однажды в вагоне. Встреча была совершенно случайная. Он ехал к себе в Лопасню, где жил на хуторе, а я — в подмосковную дачную местность Царицыно, снимать дачу на лето.
— Не ездите на дачу, ничего там интересного не найдете, — сказал Чехов, когда узнал мою цель. — Поезжайте куда-нибудь далеко, верст за тысячу, за две, за три. Ну, хоть в Азию, что ли, на Байкал. Вода на Байкале бирюзовая, прозрачная: красота! Если времени мало, поезжайте на Урал: природа там чудесная. Перешагните непременно границу Европы, чтобы почувствовать под ногами настоящую азиатскую землю и чтоб иметь право сказать самому себе: «Ну, вот я и в Азии!»
А потом можно и домой ехать. И даже на дачу. Но дело уже будет сделано. Сколько всего узнаете, сколько рассказов привезете! Увидите народную жизнь, будете ночевать на глухих почтовых станциях и в избах, совсем как в пушкинские времена; и клопы вас будут заедать. Но это хорошо. После скажете мне спасибо. Только по железным дорогам надо ездить непременно в третьем классе, среди простого народа, а то ничего интересного не услышите. Если хотите быть писателем, завтра же купите билет до Нижнего. Оттуда — по Волге, по Каме...
По совету Чехова в 1894 году Телешов совершил длительное путешествие в Сибирь. По итогам поездки он создал серию рассказов, посвященных быту переселенцев (циклы «За Урал», «По Сибири» и «Переселенцы», рассказы «Нужда», «На ходу», «Самоходы», «Домой» и другие). Чехов высоко отзывался о прозе писателя. Он писал Телешову из Ялты 14 сентября 1902 года: «Сегодня я получил вашу "Белую цаплю" и "Книгу рассказов и стихотворений" <...> Многое мне понравилось, многое очаровало. Ваши вещи — прелесть...».
В последний раз Телешов с Чеховым встретился в Москве в 1904 году. «Вагон с его гробом встречали мы всей Москвой (я был с венком от Кассы взаимопомощи литераторов и ученых) и провожали его до могилы», — вспоминал Телешов. Впоследствии он принимал участие в перенесении праха писателя со старого упраздненного кладбища на новое кладбище Новодевичьего монастыря.
После смерти Чехова Телешов создал «Общество А.П. Чехова и его эпохи» и был его бессменным председателем. Работа общества выражалась главным образом в устройстве открытых научных собраний, большая часть которых посвящена была исследованиям жизни и творчества А.П. Чехова, воспоминаниям о нем и его эпохе, а также в организации вечеров, посвященных знаменательным датам в жизни и деятельности писателей — В.М. Гаршина, В.Г. Короленко, А.М. Горького, Н.Г. Гарина-Михайловского, А.И. Эртеля, И.А. Белоусова и др.; артистов — В.Ф. Комиссаржевской, А.И. Сумбатова-Южина; ученых и общественных деятелей — А.Е. Грузинского, А.Ф. Кони и др. Некоторые из докладов, зачитанных на собраниях, были опубликованы в «Чеховском сборнике» (1929), положившем начало издательской деятельности Общества.
Биография
Николай Дмитриевич Телешов родился 29 октября (10 ноября) 1867 года в Москве в купеческой семье. Его предки были крепостными крестьянами Владимирской губернии, самостоятельно выкупившиеся на волю. Родители: Дмитрий Егорович и Елизавета Петровна Телешовы.
Он рано приобщился к чтению и литературе. Еще двенадцатилетним подростком в 1880 году стал свидетелем грандиозных Пушкинских торжеств в Москве: торжественного открытия памятника поэту, выступлений Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева и др. Чуть раньше, в десять лет, в типографии И.Д. Сытина он познакомился с процессом возникновения книги. Со временем возникла потребность самому приобщиться к литературному процессу. Деловые связи и дружба с Сытиным будут сопровождать его всю жизнь.
В 1884 году Телешов окончил московскую Практическую академию коммерческих наук. В этом же году в журнале «Радуга» он напечатал свое первое стихотворение «Покинутая». В 1886 году принял активное участие в подготовке сборника молодых поэтов «Искреннее слово». Первые его стихи носили на себе следы влияния С.Я. Надсона, А.А. Фета, И.С. Никитина, А.Н. Плещеева. Сборник этот не обратил на себя никакого внимания, но был первым опытом вхождения в литературную среду.
Он публиковался в журналах «Семья», «Россия», в «Гражданине» князя Мещерского, «Детском чтении» Д.И. Тихомирова. Основная тема ранних рассказов — купеческий и мещанский быт («Петух», «Мещанская драма», «Дуэль», «Именины»). Ранние рассказы составили первый сборник «На тройках» (1895). У Телешова был дар собирать вокруг себя людей. У него дома по вторникам стали собираться начинающие литераторы, спорить о литературе и читать свои произведения. Круг постепенно расширялся, и вот уже на огонек начали заглядывать и Владимир Гиляровский, и врач Сергей Голоушев, писавший театральные рецензии под псевдонимом Сергей Глаголь, и Иван Бунин вместе со старшим братом Юлием.
С 1899 года эти встречи стали происходить по средам, и кружок превратился в литературное объединение «Среда». Как раз в том же 1899 году Телешов познакомился в Нижнем Новгороде с Максимом Горьким, который, приезжая в Москву, тоже заходил на «Среды». Бывал на «Средах» и Федор Шаляпин, любивший читать вслух чьи-нибудь произведения, а иногда и садившийся за рояль и начинавший петь. Супруга Телешова Елена Андреевна окончила Московское училище живописи, ваяния и зодчества, училась у Поленова, знала многих живописцев. Так что на собрания кружка заглядывали и художники: Исаак Левитан, Аполлинарий Васнецов, Александр Головин.
«Среды» продолжались с 1899 по 1916 год. Горький впервые прочитал здесь свою пьесу «На дне». Из произведений писателей кружка впоследствии были составлены сборники «Знание», «Слово» и «Нижегородский сборник». К концу 1890-х годов прекратилось сотрудничество Телешова с консервативной прессой. Свои новые произведения он помещал в либеральных журналах «Мир Божий», «Русская мысль», «Журнал для всех», многочисленных сборниках и альманахах. К кругу знакомств писателя кроме А.П. Чехова, В.А. Гиляровского, И.А. Белоусова присоединились братья Ю.А. Бунин и И.А. Бунины, Н.Н. Златовратский, К.М. Станюкович, Д.Н. Мамин-Сибиряк, редакторы и сотрудники московских журналов.
Иногда члены объединения устраивали называемые «выходные», или «большие», «Среды», на которые звали самый широкий круг авторов. В том числе и декадентов — Валерия Брюсова, Константина Бальмонта, Андрея Белого. Съезжались на «Большие Среды» и артисты. Такие вечера, по свидетельству Николая Дмитриевича, любили посещать многие мхатовцы, среди которых были Качалов, Книппер-Чехова, Сулержицкий.
29 ноября 1903 года Телешов был избран действительным членом Общества любителей российской словесности; казначей общества с 14 февраля 1909 года. Около 1905 года Телешов претерпел характерную для его поколения эволюцию влево. В его произведениях появились ноты социального протеста: «Крамола», «Петля», «Между двух берегов», «Черной ночью». Он впервые в России организовал в Подмосковье сельскую гимназию для рабочих, железнодорожных служащих и крестьян. Телешов возглавлял кассу взаимопомощи литераторов и ученых, был инициатором издания различных сборников («Друкарь», «1914 год», «В помощь пленным русским воинам») и постановок любительских спектаклей писателей, являлся присяжным суда чести при обществе печати и литературы. В 1917 году он был избран гласным Московской городской думы.
После Октябрьской революции Телешов принимал участие в работе Народного комиссариата просвещения. Он участвовал в организации Музея МХТ, директором которого был с 1923 года. В эти годы он занимался детской литературой, задумал цикл «Легенды и сказки»: «Крупеничка» (1919), «Зоренька» (1921). Начал писать художественные мемуары «Записки писателя» (1925—1943), повествующие о событиях литературной жизни Москвы XIX—XX вв. На его квартирах проходили заседания членов городской комиссии «История московских улиц» Общества охраны памятников истории и культуры Москвы. Книга «Начало конца» (1933) представляет собой повести и рассказы о событиях революции 1905—1907 годов.
Умер Николай Дмитриевич Телешов в Москве 14 марта 1957 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 2).
Николай Дмитриевич Телешов
Николай Дмитриевич Телешов
Группа участников «Сред» Телешова. Слева направо: С.Г. Скиталец, Л.Н. Андреев, М. Горький, Н.Д. Телешов, Ф.И. Шаляпин, И.А. Бунин, Е.Н. Чириков (1902)
Могила Телешова на Новодевичьем кладбище в Москве