Вернуться к Круг общения

Николай Георгиевич Гарин-Михайловский

Николай Георгиевич Гарин-Михайловский — русский инженер, путешественник и писатель, который публиковался под псевдонимом Н. Гарин. Личное знакомство и встречи с Антонгм Павловичем Чеховым относятся к 1903—1904 годам, когда Гарин руководил изыскательскими работами для постройки железной дороги от Севастополя до Ялты вдоль Южного берега Крыма. Брат супруги Антона Павловича Ольги Леонардовны, Константин Леонардович Книппер, также занимался строительством железных дорог, и родилась мысль устроить его перевод в изыскательскую партию Гарина-Михайловского. На этой почве состоялось несколько личных встреч писателей. Первая — в июле 1903 года, вторая — 3 октября того же года, в присутствии К.Л. Книппера. Гарин подарил Чехову свою книгу «Детство Темы» и «Несколько лет в деревне» с надписью «...от горячо любящего Н. Гарина».

В конце 1903 года Гарин должен был передать письмо известных русских литераторов, ученых, музыкантов, театральных деятелей к А.Ф. Марксу с просьбой изменить условия договора с Чеховым об издании Полного собрания сочинений в связи с 25-летним юбилеем литературной деятельности Чехова. Антон Павлович просил не делать этого. Визиты Гарина на Белую дачу продолжались до марта—апреля 1904 года. После смерти Чехова Гарин-Михайловский написал о нем воспоминания, которые были опубликованы впервые в том же, 1904 году.

Биография

Николай Георгиевич Гарин-Михайловский родился 8 февраля 1852 года в Санкт-Петербурге. Его отец, Георгий Антонович Михайловский, из дворян Херсонской губернии, служил в уланах. 25 июля 1849 года, во время Венгерской кампании, отличился в деле под Германштадтом, был награжден орденом св. Георгия 4-й степени. Мать, Глафира Николаевна (урожденная Цветинович) происходила из дворянской семьи сербского происхождения.

Детство Николая Михайловского прошло в Одессе. Он учился в одесской Ришельевской гимназии. В 1871 году поступил на юридический факультет Петербургского университета, где учился лишь один год. В 1872 году поступил в Петербургский институт инженеров путей сообщения. Летом 1876 года Михайловский работал на железной дороге в Бессарабии кочегаром. Последний год учебы Михайловского в Институте путей сообщения совпал с русско-турецкой войной. Летом 1878 года, когда война еще продолжалась, Михайловский окончил курс и получил диплом инженера.

После окончания курса Михайловский был направлен старшим техником в Болгарию, в Бургас, где участвовал в строительстве порта и шоссе. В 1879 году «за отличное исполнение поручений в минувшую войну» получил первый из своих орденов гражданской службы. Весной 1879-го молодой инженер получил работу на строительстве Бендеро-Галацкой железной дороги (ныне — часть Приднестровской железной дороги), которую вела компания концессионера Самуила Полякова. Работа инженера-изыскателя захватила Михайловского, он начал продвигаться по службе. Летом того же года, будучи по делам службы в Одессе, Михайловский познакомился с Надеждой Валериевной Чарыковой, и женился на ней 22 августа 1879 года. В браке у них родилось шестеро детей.

Зимой 1879—1880 годов Михайловский служил в Министерстве путей сообщения. Весной 1880-го участвовал в строительстве порта в Батуме, отвоеванном у Турции во время войны 1877—1878 гг., затем был помощником начальника участка на строительстве железной дороги Батум-Самтредиа (Поти-Тифлисской железной дороги). После окончания строительства Михайловский был переведен начальником дистанции бакинского участка Закавказской железной дороги. В конце 1882 года он подал в отставку.

В 1883 году Михайловский купил за 75 тысяч рублей имение Гундоровку в Бугурусланском уезде Самарской губернии, где и поселился с женой. Располагая довольно значительным оборотным капиталом, Михайловский намеревался создать в Гундоровке образцовое хозяйство. Кроме того, под влиянием народнических идей Михайловский хотел изменить сложившуюся на селе систему общественных отношений. Программа его была проста: «восстановление общины, уничтожение кулаков». Надежда Михайловская лечила местных крестьян и устроила школу, где занималась сама. Экономические дела в имении Михайловского шли хорошо, однако мужики с недоверием встречали нововведения, результатом конфликта с местными кулаками стала серия поджогов. Михайловский лишился мельницы, молотилки и всего урожая. Почти разорившись, он решил оставить деревню и вернуться к инженерной деятельности. Имение было поручено управляющему. В дальнейшем Михайловский появлялся в Гундоровке лишь наездами и редко жил здесь подолгу, предпочитая губернский город — Самару.

В мае 1886 года Михайловский поступил на службу во вновь созданное Временное управление казенных железных дорог. Он получил назначение на Самаро-Златоустовскую железную дорогу, состоявшую из двух участков: Самаро-Уфимского и Уфа-Златоустовского. Михайловский вел изыскания на участке «Уфа-Златоуст», который позднее стал начальным пунктом Транссибирской магистрали. Результатом личной инициативы Михайловского явился вариант проекта, дававший многомиллионную экономию. Строительство было начато Михайловским, в должности начальника участка, в январе 1888 г. по собственному проекту.

Строительство участка «Уфа-Златоуст» было завершено в сентябре 1890 года. Михайловский выступил с речью на торжествах, устроенных в Златоусте в честь прибытия первого поезда из Уфы. На этом его миссия была завершена, и он вернулся в свое самарское имение. В это же время он написал документальную повесть «Несколько лет в деревне», где изложил историю своего неудачного социально-экономического эксперимента 1883—1886 годов. Осенью 1890 г. Михайловский переслал эту рукопись в Москву с одним из своих знакомых, имевших связи в литературных кругах. В это же время он начал работу над первой своей автобиографической повестью, получившей позднее название «Детство Темы».

Рукопись «Несколько лет в деревне» была прочитана в дружеском кружке московских писателей на квартире Н.Н. Златовратского. Отзывы слушателей были сочувственными. Особенно ценно было одобрение идейного вождя литераторов народнического направления — Николая Константиновича Михайловского, который предложил напечатать рукопись в популярном журнале «Русская мысль». Вести переговоры с автором вызвался К.М. Станюкович, который и отправился в Самарскую губернию. В Гундуровку Станюкович приехал весной 1891 года. Сообщив Михайловскому об успехе его рукописи, он поинтересовался: «Что еще написали?». Тогда Михайловский начал читать готовые главы из повести «Детство Темы». Станюкович был в восторге, вызвался стать крестным отцом нового литературного таланта и ввести его в писательские круги.

Станюкович явился с еще одним предложением. Группа московских литераторов намеревалась купить у литератора Л.Е. Оболенского его захиревший журнал «Русское богатство». Станюкович предложил Михайловскому принять участие в этом проекте и внести пай деньгами. Михайловский достал денег, и с 1 января 1892 года «Русское богатство» перешло в руки новой редакции, причем официальной издательницей его числилась теперь Надежда Михайловская. В первых трех номерах обновленного журнала напечатана была повесть «Детство Темы», подписанная псевдонимом «Н. Гарин». Повесть была благожелательно встречена и читателями, и критикой. Не меньший успех имела книга очерков «Несколько лет в деревне», печатавшаяся с марта 1892 года в номерах журнала «Русская мысль». Автор сразу выдвинулся в первый ряд писателей своего времени. Уже в 1893 году появилось продолжение «Детства Темы» — повесть «Гимназисты». В 1895-м издана была третья часть — «Студенты». Над четвертой повестью этого цикла («Инженеры») Михайловский работал с 1898 года и до смерти.

В 1891 году Гарин-Михайловский руководил изыскательской партией, выбиравшей место для строительства железнодорожного моста через Обь для Транссибирской магистрали, и именно он отклонил вариант возведения этого сооружения в районе Томска. Это решение впоследствии привело к выбору участка на территории будущего Новосибирска и сыграло важную роль не только в развитии города, но и в его создании.

В июле 1892 года Михайловский получил должность заведующего изысканиями на строительстве Казано-Малмыжской железной дороги. В том же году, после литературного дебюта в качестве беллетриста, Михайловский возобновил свою публицистическую кампанию в печати как специалист-инженер. Его критические заметки по разным проблемам развития в России железнодорожного дела печатались, под разными псевдонимами, в столичных и провинциальных журналах и газетах.

В министерских кругах публицистическая деятельность Михайловского встречена была резко отрицательно, дошло до того, что министр путей сообщения потребовал от Михайловского прекращения выступлений в печати. Не считая возможным подчиниться, он подал в отставку (1894)7 В дальнейшем он проводил изыскания по поручениям земств (Казанского, Вятского, Костромского, Волынского). В свободное от изысканий время Михайловский жил в Самаре.

Михайловский был инициатором, идеологом, организатором и строителем в Самарской губернии ответвления Самаро-Златоустовской железной дороги «Кротовка-Сергиевск», где впервые в России была использована дешевая узкая колея. Строительство началось в сентябре 1895 года. Михайловский ввел на строительстве небывалые порядки: выборность администрации, коллегиальность в принятии решений, общественный контроль за финансами. После завершения всех дел, связанных со строительством Кротовско-Сергиевской железной дороги (введена в эксплуатацию 16 августа 1897 г.), Михайловский задумал совершить «для отдохновения» кругосветное путешествие. Однако в последний момент он получил от Петербургского географического общества предложение присоединиться к северокорейской экспедиции А.И. Звегинцова.

Корея в XIX веке была очень мало изучена, а северная ее часть, пограничная с Маньчжурией, долгое время вообще была недоступна для европейских исследователей. Экспедиция Звегинцова имела своей главной задачей исследование сухопутных и водных путей сообщения вдоль северной границы Кореи и далее, по восточному побережью Ляодунского полуострова, до Порт-Артура. Михайловский согласился принять участие в экспедиции, которая стала для него составной частью кругосветного путешествия. Для работы в экспедиции Михайловский пригласил людей, известных ему по работе инженера-изыскателя: молодого техника Н.Е. Борминского и опытного десятника И.А. Пичникова.

Кругосветное путешествие Михайловского продолжалось с июля по декабрь 1898 года. Путь от Москвы до Иркутска занял 12 дней, участок от Иркутска до Хабаровска, пройденный на лошадях и по воде, занял месяц. В результате весь путь от Петербурга до Владивостока занял 52 дня (8 июля — 29 августа 1898 г.). 3 сентября 1898 года участники экспедиции доставлены были пароходом из Владивостока в бухту Посьета, затем прошли на лошадях до Новокиевска, здесь были сформированы отдельные партии. Партия, возглавляемая Михайловским, должна была исследовать устье и верховья реки Туманган, район вулкана Пектусан и верховья реки Амноккан. Затем должна была идти в Капсан, где планировалось соединение с партией начальника экспедиции Звегинцова.

Всего по Корее и Маньчжурии Михайловским было пройдено около 1600 км, в том числе около 900 км верхом, до 400 км в лодке по Амноккану и до 300 км на китайской повозке-двуколке по Ляодунскому полуострову. Этот путь занял 45 дней. Михайловский вел дневник и технический журнал экспедиции. Из Порт-Артура Михайловский 31 октября отплыл через Чифу в Шанхай, где провел пять дней. 9 ноября началось путешествие на океанском пароходе «Gaelig», который дважды заходил в японские порты (11 ноября — Нагасаки, с 14 по 18 ноября — Иокогама). Конечным пунктом путешествия через Тихий океан был Сан-Франциско. Затем Михайловский пересек на поезде весь Североамериканский континент. В Нью-Йорке на английском пароходе «Лузитания» отправился в Англию, после чего он пересек Ла-Манш и отправился в Париж. Оттуда отправился в Россию.

Научные результаты своих наблюдений и исследований в Корее и Маньчжурии Михайловский опубликовал в специальных изданиях: «Отчеты членов осенней экспедиции 1898 года в Северной Корее» (1898) и в «Трудах осенней экспедиции 1898 года» (1901). Кроме того, на основе дневниковых записей написана была книга о путешествии (публиковалась первоначально в виде отдельных очерков под общим названием «Карандашом с натуры» в девяти номерах научно-популярного журнала «Мир Божий» за 1899 год). За время путешествия Михайловским было записано до 100 корейских сказок, но одна тетрадь с записями была потеряна в пути, поэтому число сказок сократилось до 64. Впервые они были изданы, вместе с первым отдельным изданием книги записок о путешествии, в 1903 году.

Весной 1903 года в Кастрополь на Южном берегу Крыма прибыла изыскательная партия, возглавляемая Н.Г. Гариным-Михайловским, по строительству южнобережной железной дороги, связывавшей бы Ялту с Севастополем. За 8 месяцев были рассмотрены 22 варианта трассы, но смерть Гарина-Михайловского помешала постройке дороги. Его изыскания были использованы позднее при строительстве междугородной троллейбусной трассы Симферополь-Алушта-Ялта.

В сентябре 1906 года Михайловский обосновался в Санкт-Петербурге. Активно участвовал в литературной и общественной жизни столицы. Входил в редакцию большевистского журнала «Вестник жизни», в котором сотрудничал вместе с А.В. Луначарским, В.В. Воровским, В.Д. Бонч-Бруевичем. Скоропостижно скончался 10 декабря 1906 года от паралича сердца во время заседания редакции, где в тот день читался и обсуждался его драматический этюд «Подростки». Похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища. Надгробие создано в 1912 году (скульптор Л.В. Шервуд).

Николай Гарин-Михайловский с женой Надеждой

Николай Георгиевич Гарин-Михайловский

Могила Гарина-Михайловского на Литераторских мостках в Санкт-Петербурге