Вернуться к Круг общения

Николай Николаевич Соловцов

Николай Николаевич Соловцов (настоящая фамилия — Федоров; 1857—1902) — русский актер, режиссер, антрепренер. Соловцов был среди первых постановщиков и исполнителей чеховских пьес, позднее он стал одним из главных пропагандистом его пьес в провинции. Для Соловцова Чехов всегда оставался одним из самых интересных современных драматургов, он следил за появлением новых чеховских пьес и одним из первых обращался к автору за разрешением играть их в своем театре. «Чайка» и «Три сестры» были поставлены в антрепризе Соловцова вслед за их премьерами в Петербурге и Москве, когда был высок интерес к этим пьесам и столичная пресса живо обсуждала их достоинства и недостатки.

Чехов и Соловцов познакомились в Таганроге. Антоша впервые увидел актера Николая Соловцова в гимназические годы на сцене таганрогского театра. Один из друзей Чехова по гимназии Андрей Дросси вспоминал об этом так: «Благодаря протекции гимназического товарища нашего Яковлева, сына <...> артиста, служившего несколько сезонов кряду в Таганроге, мы имели беспрепятственный доступ за кулисы, где и состоялось первое знакомство Антона Павловича с Соловцовым». Позднее их знакомство продолжилось в Москве. В 1887—1888 годах у Чехова и Соловцова, служившего в московском театре Корша актером и режиссером, сложились приятельские отношения. В 1887 году в театре поставили пьесу «Иванов», написанную по заказу Корша, ее режиссером стал Соловцов. В конце октября 1888 года в театре Корша состоялась премьера чеховского водевиля «Медведь». Эту пьесу Антон Павлович посвятил Соловцову, сыгравшему в ней роль помещика Смирнова. Эта постановка с успехом шла весьь сезон. В следующем сезоне Соловцов перешел в театр М.М. Абрамовой, там он продолжал играть «Медведя». Позднее он ездил с этим водевилем по провинции, также исполнял его в своей антрепризе в Киеве и Одессе.

25 октября 1889 года в театре М.М. Абрамовой впервые в Москве был сыгран чеховский «Трагик поневоле», где Соловцов выступил в роли Толкачева. 27 декабря этого же года в театре прошла премьера спектакля «Леший», переданного Чеховым для постановки Соловцову. Премьера была приурочена к бенефису Соловцова (он был его режиссером и сыграл в нем роль Федора Орловского). Чеховские пьесы включались Соловцовым в репертуар организованных им летних и весенних гастрольных поездок. Так, весной и летом 1889 года пьеса «Иванов» и водевиль «Медведь» были показаны Товариществом московских драматических артистов под руководством Н.Н. Соловцова в Одессе, Киеве, Харькове, Севастополе и других городах. Летом следующего года в Одессе была показана пьеса «Леший». В киевской антрепризе Соловцова были поставлены чеховские пьесы «Чайка» (1896), «Иванов» (1897), «Дядя Ваня» (1898), «Три сестры» (1901), а также игрались его водевили «Медведь», «Свадьба», «Предложение», «Юбилей». В «Иванове» Соловцов играл Лебедева.

В январе 1902 года Соловцов скоропостижно скончался. Узнав об этом, Чехов написал: «Смерть Соловцова, которому я посвятил своего "Медведя", была неприятнейшим событием в моей провинциальной жизни. Я его знал хорошо».

Биография

Николай Николаевич Соловцов (настоящая фамилия Федоров) родился в дворянской семье 3 (15) мая 1857 года в Орле. Учился в гимназии, но курса не окончил. Еще в детстве он увлекся театром: участвовал в домашних и гимназических спектаклях. В конце 1874 — начале 1875 года, бросив учебу, он поступил в орловскую труппу антрепренера Сервье. С этого началась его театральная деятельность. В молодости Соловцов был очень красив, это обстоятельство определило его первоначальное амплуа «героя-любовника». Позднее в его репертуар вошли и трагические, и драматические, и комические, а также, «народно-бытовые» и «светские» роли. В 1875—1876 годах Соловцов служил в «Артистическом обществе» Ярославля, позднее участвовал в антрепризах В.А. Смирнова. За несколько лет Соловцов сменил много трупп, много провинциальных городов: Ярославль, Оренбург, Астрахань, Саратов, Тамбов, Харьков, Полтава и другие. В 1882 году он дебютировал в Петербурге в Александринском театре, через год он покинул столицу и начал играть в антрепризе Лентовского в Нижнем Новгороде и в Москве (1883—1884). В 1884—1886 годах в Немецком клубе он был не только актером, но и режиссером. В 1887—1889 годах он служил в театре Корша в качестве актера и режиссера, в 1889—1890 — в Московском театре Абрамовой. В 1890 году Соловцев навсегда покинул Москву, и вся его последующая деятельность была связана с провинцией.

Еще в Москве Соловцов организовывал актерские товарищества, которые весной и летом гастролировали по России. Уехав из Москвы, он год прослужил в Харьковском товариществе М.М. Бородая, а потом переехал в Киев. Здесь в 1891 году он вместе с Т.А. Чужбиновым, Е.Я. Неделиным, Н.С. Песоцким создал «Товарищество драматических артистов» (впоследствии — Театр Соловцова). Первый постоянно действующий театр начал работу 1 сентября 1891 года. С 1893 года все театральное предприятие перешло в его руки, и до своей смерти он руководил киевским театром единолично. Одновременно в Одессе Соловцов создает городской театр, в котором кроме драмы организует итальянскую оперу. С 1901 года Соловцов держал антрепризу в Киеве и в Одессе одновременно. Театр Соловцова был одним из лучших частных провинциальных театров России, его называли образцовой антрепризой. Через два года антреприза Соловцова получила его имя, а в 1898 году для театра «Соловцов» на Николаевской площади было построено специальное здание.

Постановки в Театре Соловцова не уступали столичным, чему способствовала и серьезная режиссерская и актерская работа над каждым спектаклем, и тщательный отбор репертуара. Труппу театра Соловцова составляли известные провинциальные актеры: М.М. Глебова (по мужу Соловцова), И.П. Киселевский, И.М. Шувалов, Н.П. Рощин-Инсаров, М.И. Велизарий, А.А. Пасхалова, В.И. Немирович-Данченко, А.Я. Глама-Мещерская, А.В. Дарьял, Н.А. Лисенко. Помимо прочего, Соловцов известен и как драматург: он пишет пьесы «Евлалия Рамина» и «В дали» и переводит с польского комедии «Невольницы» и «Теплая вдовушка». Кроме этого, в течение двух лет он издавал и редактировал «Киевскую газету».

Осенью 1901 года в Киеве в его театре готовилось празднование двойного юбилея: 10-летие киевской антрепризы и 25-летие его творческой деятельности. В конце года Николай Николаевич ставил очередные спектакли в Одессе, там и настигла его внезапная болезнь. 12 (25) января 1902 года Соловцов скончался. Его смерть стала полной неожиданностью для всех. Гроб с телом Соловцова отправили в Киев, где решено было его похоронить. «Высшая ирония смерти выразилась в том, что Соловцов умер на следующий день после предполагавшегося юбилея», — писал обозреватель журнала «Театр и искусство». Похоронили Николая Николаевича Соловцова в склепе на Аскольдовой могиле. В 1919 году рядом с ним была похоронена его жена актриса Мария Глебова. Позднее кладбище и склеп были уничтожены, прах Соловцова и его супруги перенесли на центральную аллею Байкова кладбища. Театром Соловцова после смерти его основателя некоторое время руководила Мария Глебова. В 1919 году театр был национализирован, его труппа положила начало современному театру имени Леси Украинки.

Николай Николаевич Соловцов

Николай Николаевич Соловцов

Николай Николаевич Соловцов