Павел Матвеевич Свободин (1850—1892; наст. фамилия — Козиенко) — русский актер, драматург, прозаик, поэт. В 1871 году окончил Петербургское театральное училище, в 1871—1877 годах актер Александринского театра. В 1877—1884 годах играл в провинции, затем в Москве — в театрах Бренко и Корша. С сезона 1884/1885 года и до конца жизни был одним из ведущих актеров Александринского театра. Близкий друг Антона Павловича Чехова. Они познакомились в январе 1889 года и до самой смерти Павел Свободин был одним из самых близких друзей Чехова. Они много общались, регулярно переписывались. Известны 104 письма Свободина Чехову, письма Чехова Свободину не сохранились.
Знакомство Чехова со Свободиным состоялось во время постановки пьесы «Иванов» в Александринском театре в конце января 1889 года. В чеховской пьесе актер исполнял роль графа Шабельского. До этого они, разумеется, знали друг друга, но лично не были знакомы. Свободин охотно выступал с чтением чеховских рассказов, Чехов ценил Свободина как актера и перед постановкой «Иванова» в Александринском театре специально предупреждал, что роль Шабельского предназначена Свободину. В день премьеры «Иванова» Свободин подарил Чехову свою фотографию с надписью: «Милому Антону Павловичу Чехову от полюбившего его П. Свободина. Петербург. 31 янв. 89 г. Первое представление "Иванова"».
Образованный человек, член петербургского театрально-литературного комитета, одаренный литератор и художник-карикатурист, остроумный, неистощимый на выдумки, Свободин быстро сблизился с Чеховым, стал своим в семье писателя. Летом 1889 года Павел Матвеевич со своим девятилетним сыном гостил у Чеховых в имении Линтваревых в Сумах, вместе они ездили в Полтавскую губернию к знакомым Чехова помещикам Смагиным. Позже Свободин бывал в гостях у Чехова в доме на Садовой-Кудринской в Москве, приезжал он и в Мелихово, где даже собирались, но не успели выстроить для него специальную, «свободинскую» комнату.
Свободин вносил в ежедневную жизнь то, что Чехов так любил, — шутку, юмор, розыгрыш, импровизированный театр. Благодаря способности к истинному, органическому перевоплощению Свободин мог говорить и действовать в духе и тоне своих героев, придумывая на ходу эпизоды. Для Чехова трансформации Свободина воскрешали проказы юности, он легко становился его партнером. В Сумах на берегу реки Псел Свободин во фрачной паре, крахмальном воротничке, белых перчатках и цилиндре стоял с удочкой и ловил рыбу. «Спектакль» вызывал восторг Чехова и всех окружающих. Тем же летом в маленьком городке Ахтырке Свободин разыгрывал из себя графа, а Чехов — его камердинер — подобострастно называл его «ваше сиятельство».
Литературный талант Свободина также способствовал общности интересов с Чеховым. Он писал рассказы, пьесы, очерки о русских провинциальных актерах («Лицедеи»), делал подписи к рисункам, сам легко рисовал карикатуры, сотрудничал в юмористических журналах, писал стихи. Известно, что Чехов читал Свободину повесть «Рассказ неизвестного человека», предназначенную для «Русской мысли» и еще не вполне оконченную. Млаший брат Антона Павловича Михаил в книге «Вокруг Чехова» рассказывал об этом:
Я помню, как это чтение происходило в саду, днем, причем у Свободина было очень серьезное лицо. Он вставлял свои замечания. Первоначально эта повесть была озаглавлена так: "Рассказ моего пациента", но Свободин посоветовал брату Антону переменить это заглавие на приведенное выше. Это чтение меня тогда очень удивило, потому что я знал, что Антон Павлович никогда никому сам своих произведений не читал и осуждал тех авторов, которые это делали.
Из письма Свободина Чехову от 23 июня 1892 года видно, что он знал и «Палату № 6» до публикации повести, и она показалась ему «глубже и сильнее», чем «Рассказ неизвестного человека».
Весной и летом 1889 года Чехов писал комедию «Леший». Он много говорил о будущей пьесе с гостившим у него в Сумах Свободиным. Пьеса еще не была завершена, а Свободин должен быть вернуться в Петербург. Чехов обещал завершить пьесу к предполагавшемуся бенефису артиста. Дальнейшая история создания «Лешего» ясна из писем Свободина к Чехову. Вот несколько отрывков из них: 10 августа 1889 года: «А что наш "Леший"?» 27 сентября 1889 года: «Ах, если бы Вы кончили "Лешего" к 15 октября!». 28 сентября 1889 года: «Ради бога, к тем двум актам "Лешего", что были написаны, припишите еще два акта и — делу конец». 30 сентября 1889 года: «Нам с Вами уже пора ставить вопрос ребром: идет у меня в бенефис "Леший" 31 октября или нет? Иными словами, хотите Вы моей смерти или нет?».
Зная два первых действия, Свободин детально описывал Чехову ход событий драмы в третьем и четвертом актах. Он был чутким советчиком и тонким критиком. Чехов внимательно прислушивался к мнению Свободина, и много из того, что он советовал, использовал в работе над «Лешим». Артист сделал все от него зависящее, чтобы поставить «Лешего» на сцене Аалександринского театра. Вместе с членами своей семьи он переписывал пьесу, вел переговоры с дирекцией театра и сам читал ее на заседании литературно-театрального комитета. Однако комитет забраковал «Лешего» якобы за его «несценичность». Пьесу показал московский частный театр М.М. Абрамовой, а затем несколько провинциальных антреприз.
Чехов одобрительно отзывался о семейной жизни Свободина. К тому времени, когда Чехов познакомился со Свободиным, личная жизнь актера наладилась. После разрыва с первой женой актера М.И. Барышевой его дети Елена и Владимир жили с ним. Второй женой Свободина была Ольга Михайловна Струкова, провинциальная актриса. В этом браке родился третий ребенок Свободина — Михаил. После рождения сына Струкова стала враждебно относиться к детям Свободина от первого брака, что сделало разрыв с ней неизбежным. Позже Павел Матвеевич встретил Анну Васильевну Богуцкую, и она была до конца дней с ним.
Дружба Чехова и Свободина прервалась внезапной смертью актера. Свободин умер 9 октября 1892 года во время исполнения роли Оброшенова в спектакле по пьесе А.Н. Островского «Шутники» на сцене Михайловского театра. Узнавший о внезапной его смерти Чехов писал 10 октября 1892 Суворину:
Ваша телеграмма о смерти Свободина захватила меня, когда я выезжал со двора на приемку больных. Можете представить мое настроение. Этим летом Свободин гостил у меня; был очень мил, кроток, покойно и благодушно настроен и сильно привязан ко мне. Для меня было очевидно, что он скоро умрет; было очевидно и для него самого. Он старчески жаждал обычного покоя и ненавидел уже сцену и все, что к сцене относится, и боялся возвращения в Петербург.
О смерти Свободина Чехову сообщал и их общий знакомый, редактор «Русской мысли» Вукол Михайлович Лавров:
10.10.1892
Многоуважаемый Антон Павлович! С глубоко потрясенным сердцем я должен выполнить тягостную обязанность, возложенную на меня, и уведомить Вас о кончине Павла Матвеевича Свободина. Наш друг пал, как воин, на поле брани, с оружием в руках, — умер на сцене от разрыва сердца. Для меня это страшная и невосполнимая потеря. С покойным меня связывала долгая дружба, ярко окрашенная сходством симпатий и вкусов, и его отсутствие оставляет в моем сердце пришлую пустоту. Я не могу не прибавить к этому письму, что Павел, человек с тонким и художественным чутьем, был всегда не только поклонником Вашего таланта, но и высоко ставил Вас, как человека. Я думаю эта утрата тяжело отзовется в Вашем сердце. Простите мне нервозность этого письма и верьте моему глубокому уважению и преданности. В. Лавров.
12 октября Чехов ответил Лаврову:
А каков Свободин? Жутко подумать. А мы дня за два до телеграммы об его смерти решили строить в поле баню со «Свободинской» комнатой, которую хотели предоставить в его полное распоряжение. Я ждал его смерти, так как знал его болезнь, но все-таки мне думалось, что он проживет еще года два-три. У него было хроническое воспаление почек. Болезни сердца и грудная жаба были только симптомами этой болезни. Я потерял в нем друга, а моя семья — покойнейшего и приятнейшего гостя.
Биография
Павел Матвеевич Свободин родился в Санкт-Петербурге 14 декабря 1850 года. Он был внебрачным сыном ремесленника французского происхождения Мартина Вольфа и дочери крепостного крестьянина, бедной мещанки Ларисы Филипповны Козиенко. В дальнейшем на протяжении своей жизни использовал как фамилию матери, так и фамилию отца, до 1884 года пользовался псевдонимом Матюшин, но известность получил как Павел Свободин. Вспоминать о своем детстве артист не любил — оно было тяжелым. Отец пил, в семье вечно не хватало денег, жилось плохо. Его родители не были обвенчаны и ребенок считался незаконнорожденным. Потом, когда отношения родителей были оформлены, в семье родились дочь Зинаида и сын Дмитрий.
У Павла рано появились художественные способности — он рисовал, сочинял стихи, танцевал, пел. В десятилетнем возрасте его определили в Петербургское театральное училище вольноприходящим. А через три года он был зачислен в балетный класс «казенным воспитанником». В училище он провел восемь лет. Мальчика тяготила атмосфера балетного отделения и после долгих и настойчивых просьб он был переведен в драматический класс. Он учился у актеров Петра Каратыгина и Павла Васильева — актеров разных поколений, школ и амплуа. Постоянное самообразование — отличительная черта Свободина. «Я много работаю над собой», — писал Свободин друзьям в 1880-е годы. Еще будучи воспитанником училища, он сыграл роль мальчика Гриши в пьесе В.А. Дьяченко «Гувернер» и уже тогда обратил на себя внимание театральной публики своим умением держаться на сцене.
После окончания училища в 1871 году он поступил в Александринский театр, но вскоре ушел из него, чтобы играть в провинции. Тогда он взял псевдоним Свободин. Первым городом, в который попал Павел Матвеевич, была Самара, на тот момент один из крупнейших театральных городов. Здесь Свободин играл в современных пьесах, классике, опереттах, водевилях. В Самаре он быстро сошелся с местной интеллигенцией. После Самары были Орел, Саратов. Актер много играл в пьесах Островского. Публика любила его. Осенью 1879 года, прослышав о новом частном театре, который организуется в Москве, Павел Матвеевич поехал туда «попытать счастье». В Москве Свободина приняли в организованный в 1880 году первый частный театр — Драматический театр А.А. Бренко или, как его чаще именовали, Пушкинский театр. В Москве Свободин познакомился и близко сошелся с редактором журнала «Русская мысль» Вуколом Михайловичем Лавровым. Эта дружба продолжалась до конца дней актера.
Театр Бренко просуществовал в Москве до 1882 году, когда был закрыт за долги. Все актеры труппы перешли во вновь созданный театр Ф.А. Корша, открывшийся в этом же году. У Корша Свободин пробыл лишь один сезон, играл свой старый репертуар, много выступал в классике. Через два месяца Свободин вернулся в Петербург. В 1884 году Свободин всновь стал актером Александринского театра. Играя в Александринском театре на протяжении оставшейся жизни, Свободин стал любимцем публики, ценившей в нем талантливого исполнителя многих ролей. Репертуар Свободина слагался из комических и разнохарактерных ролей. Его отличительной чертой стало умелое сочетание остроты внешнего рисунка роли с психологической разработкой характера, тщательная работа над деталями. Репертуар Свободина в Александринском театре был обширен, но более всего он выделялся в роли Прибыткова («Последняя жертва» А.Н. Островского), Репетилова («Горе от ума» А.С. Грибоедова), Оргона («Тартюф» Мольера), Муромского («Свадьба Кречинского» А.В. Сухово-Кобылина), Плюшкина («Мертвые души» Н.В. Гоголя), Звездинцева («Плоды просвещения» Л.Н. Толстого).
Поклонник Островского, Свободин видел в нем защитника русского театра. Павел Матвеевич тяжело переживал смерть драматурга. «Теперь, когда умер Островский, нам надлежит подать в отставку по доброй воле», — с горькой иронией писал он В.М. Лаврову. Свободин был мастером гримировки. Даровитый художник, он сам делал эскизы грима персонажей и легко изменял свой внешний облик, что помогало ему перевоплощаться. Помимо работы в театре, Свободин находил время для литературной деятельности. Его рассказы, стихи и пьесы печатались в «Артисте», «Живописном Обозрении», «Русской Мысли», «Северном Вестнике», «Новом Времени» и других изданиях.
Давняя болезнь (грудная жаба) терзала Свободина все чаще и чаще. Но даже в тяжелые минуты своего недуга он продолжал шутить. В подтверждение вышесказанного письмо, которое он писал А.П. Чехову:
14.12.1891.
Здоровье мое скверно. Лечит меня Шершевский — наша знаменитость. У меня астма, эмфизема, жаба и несколько мелких лягушек. На старости лет приходится заниматься надуванием: дую в аппарат Вальденбурга. Сегодня притащили ко мне эту виселицу, купили новый намордник, посредством которого делаются выдыхания и — уповаю на Бога.
Не обращая внимания на свои болезни, Павел Матвеевич продолжал курить и пить. Работа с утра до ночи в театре, уроки декламации в гимназиях, литературный труд — все это вело к перенапряжению, которое не могло не сказаться на состоянии его здоровья. Весной 1891 года Свободин взял у начальства отпуск, собрал денег и решил поехать за границу попутешествовать, подлечиться и отвлечься. В мае 1891 года Свободин из Венеции сообщал Лаврову: «Милый друг Вукол! С 4 мая путаюсь по белу свету со своей толстой половиной. Не буду, на сей раз откровенным, умолчу, а вообще, о путешествии. Вспоминай меня, как я тебя вспоминаю». В этом письме Свободин описывал путешествие во Флоренцию, Неаполь, Рим, Геную, потом Швейцарию, Париж.
Во время путешествия по Италии он услышал о судьбе дипломата Николая Корсакова, друга Пушкина, умершего во Флоренции от чахотки в возрасте двадцати лет. Эта история произвела на актера сильное впечатление, он боялся умереть вдали от родины и поэтому засобирался домой. В декабре 1891 года он писал Чехову: «Я прескверно болен. Так болен, что приходится подумывать о прекращении своей сценической деятельности. Никому я этого не говорил еще. Уж, какой я, к лешему, актер, когда у меня на сцене делаются такие приступы схваток и спазм в груди, горле и левом локте, что и караул закричать нельзя!»
Свободин давно мечтал сыграть роль Оброшенова в пьесе Островского «Шутник». Премьера была назначена на 9 октября 1892 года в Михайловском театре. До конца третьего акта «Шутники» шли сравнительно благополучно, хотя было заметно, что Свободин играет не так, как всегда, а точно под влиянием какого-то шока. Отыграв акт, Свободин направился в свою артистическую уборную и с улыбкой сказал одевавшему его портному Богданову: «Принеси, милый чайку, до выхода я еще поблаженствую». Не успел Богданов далеко отойти, как послышался сдавленный крик актера. Несколько человек сразу бросились к нему, послали за врачом, но уже было поздно. Он умер в театральном костюме и гриме. Ему не было сорока двух лет.
В последний путь актера провожала вся труппа Александринского театра. Свободин был похоронен на Волковском православном кладбище, за старой церковью, рядом с матерью. В 1936 году был перезахоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (Некрополь мастеров искусств). Первоначальное надгробие, установленное «от родных, друзей и Общества для пособия нуждающимся сценическим деятелям», не сохранилось.
Павел Матвеевич Свободин
Павел Матвеевич Свободин
Павел Матвеевич Свободин
Павел Матвеевич Свободин
Павел Матвеевич Свободин в роли Плюшкина («Мертвые души»)