Вернуться к Круг общения

Петр Ильич Чайковский

Петр Ильич Чайковский испытывал большую симпатию к творчеству Антона Павловича Чехова, восхваляя его реализм, его язык, лирику и поэтичность. Знаменитый композитор раньше многих специалистов увидел в Чехове необычайный талант. В апреле 1887 года он увидел рассказ Чехова «Миряне» в одной из газет. Впечатление от рассказа было таким сильным, что через своего издателя Петра Юргенсона Петр Ильич достал первый сборник Чехова «Пестрые рассказы», а прочитав и его, написал для Чехова письмо в редакцию газеты. К сожалению, письмо не дошло до адресата. В письмах композитору С. Танееву Петр Ильич утверждал, что Чехов становится новым большим русским талантом, будущим столпом нашей словесности.

Эта любовь и уважение композитора были взаимны, сам Чехов писал, что сильно любил музыку Чайковского. С большим уважением он относился и к самомому композитору. Еще в 1887 году, когда писатель гостил в Бабкине, он слышал от хозяйки имения Марии Владимировны Киселевой-Бегичевой истории о Чайковском. У Киселевой-Бегичевой был очень драматический эпизод в биографии: ее отец ее Владимир Петрович Бегичев после смерти первой супруги женился снова, и новая жена невзлюбила падчерицу. Однажды в присутствии гостей она заявила, что выдаст Марию за старика-купца, который вот-вот должен приехать за ней. Мария Владимировна в слезах выбежала из комнаты. Чайковский, бывший среди гостей, догнал ее, утешил и сказал, что готов предложить ей руку и сердце, если это поможет ей выбраться из этого дома. У Бегичевой уже был любимый человек, и она не стала женой Чайковского, но навсегда осталась благодарна композитору и состояла долгое время с ним в переписке.

Личное знакомство Антона Павловича Чехова и Петра Ильича Чайковского состоялось в декабре 1888 года. Чехов приехал в Петербург и посетил дом поэта Плещеева, где познакомился с братом Петра Ильича — Модестом Ильичом. Тот пригласил Антона Павловича на завтрак, на котором присутствовал и Петр Ильич. Эта встреча произвела на Чехова ошеломляющее впечатление. И не только потому, что он сидел за одним столом и беседовал с любимым композитором. Его поразило, что этот великий человек знает его творчество и ценит его талант. Чехов потом рассказывал сестре: «Он просто хороший человек и не похож на полубога».

В октябре 1889 года Чехов обратился с письмом к Петру Ильичу Чайковскому, в котором просил разрешения посвятить ему сборник «Хмурые Люди». Чайковский от этой просьбы пришел в восторг и писал брату: «Представь себе, Чехов написал мне, что хочет посвятить мне свой новый сборник рассказов. Я был у него с благодарностью. Ужасно горжусь и радуюсь». Через день композитор пришел в гости к Антону Павловичу и лично дал свое согласие. В тот же день, через несколько часов Чехов получает от Чайковского письмо: «Посылаю при сем свою фотографию и убедительно прошу вручить посланному Вашу! Достаточно ли выразил Вам мою благодарность за Посвящение? Мне кажется, что нет, а потому еще скажу Вам, что я глубоко тронут вниманием Вашим!». Чехов отвечает Чайковскому, отсылая вместе с письмом забытый им портсигар: «Очень, очень тронут, дорогой Петр Ильич, и бесконечно благодарю Вас. Посылаю Вам и фотографию, и книги, и послал бы даже солнце, если бы оно принадлежало мне». Сестра Чехова Мария Павловна вспоминала: «Антон Павлович в тот день был счастлив!». О визите композитора Чехов написал редактору и издателю «Нового времени» Алексею Суворину: «Вчера у меня был П.И. Чайковский, что мне очень польстило: во-первых, большой человек, во-вторых, я ужасно люблю его музыку, особенно «Онегина». Хотим писать либретто». Брат Антона Павловича Михаил вспоминал о той встрече:

В середине октября 1889 года судьба дала мне счастье лично увидеть его (Чайковского) у нас же в гостях... Он пришел к нам запросто, посидел, достал из бокового кармана свою фотографию, на которой была уже заготовлена надпись: «А.П. Чехову от пламенного почитателя. 14 октября 1889 года. П. Чайковский», и преподнес ее брату Антону. Затем они разговаривали о музыке и о литературе. Я помню, как оба они обсуждали содержание будущего либретто для оперы «Бэла», которую собирался сочинить Чайковский. Он хотел, чтобы это либретто написал для него по Лермонтову брат Антон.

К сожалению, опера по произведению Михаила Лермонтова, о которой упоминает Михаил Павлович, так и не было написана. Чайковский спешил уехать во Флоренцию, чтобы засесть за сочинение «Пиковой дамы», а Чехов собирался на Сахалин. Так два великих человека ввиду жизненных обсотоятельств не смогли реализовать совместный проект. Вскоре Чайковский получил посвященный ему сборник с надписью «Петру Ильчу Чайковскому от будущего либреттиста 89.14.XI А. Чехов». Между ними завязалась краткая переписка: всего лишь из шести писем. Четыре из них — обмен любезностями, а еще два — это просьба Чехова помочь его знакомому виолончелисту, и ответ Чайковского, в котором он передает совет этому виолончелисту не ждать сольных концертов, а устроиться играть в какой-нибудь оркестр, «ведь даже сам Карл Давыдов не брезгует этого делать». А еще в одно из писем для Чехова был вложен абонемент на сезон концертов Русского Музыкального Общества, которым с удовольствием пользовалась вся семья Чеховых.

В 1892 году Антон Павлович написал рассказ «После театра», в котором девочка, вернувшись из оперы с «Евгения Онегина», пытается написать свое «письмо Татьяны». «Я готов день и ночь стоять почетным караулом у крыльца того дома, где живет Петр Ильич, — до такой степени я уважаю его. Если говорить о рангах, то в русском искусстве он занимает теперь второе место после Льва Толстого, который уже давно сидит на первом», — писал Чехов. Мария Павловна Чехова вспоминала, что однажды, зайдя в комнату, обнаружила Антона у рояля, он одним пальцем пытался подобрать тему из 5-ой симфонии Чайковского. Очень полюбил Чехов последний романс Чайковского «Снова как прежде один». После смерти Чайковского в 1893 году Чехов отправил Модесту Ильичу телеграмму: «Известие поразило меня. Страшная тоска... Я глубоко уважал и любил Петра Ильича, многим ему обязан. Сочувствую всей душой».

Биография

Петр Ильич Чайковский родился 7 мая 1840 года в Воткинске Вятской губернии (современная Удмуртия) в семье Ильи Петровича Чайковского, подполковника и инженера, и Александры Андреевны Чайковской (урожденной Ассиер). Родители композитора получили образование в Санкт-Петербурге, позже переехали на Урал, где Илья Петрович получил должность директора Камско-Воткинского сталелитейного завода. Кроме Петра в семье Чайковских было еще четверо детей. Для их воспитания родители выписали из Петербурга гувернантку — француженку Фанни Дюрбах. Детство Петра Ильича, как и вся его дальнейшая жизнь, было тесно связано с искусством и музыкой — его отец играл на флейте, а мать — на фортепиано и арфе. В доме Чайковских стоял рояль и механический орган, в исполнении которого композитор впервые услышал одну из арий «Дон Жуана» — по словам самого Петра Ильича, волшебное звучание музыкального инструмента произвело на него неизгладимое впечатление.

Еще в детстве Петр Чайковский начал сочинять стихи, а затем увлекся музыкой. Чтобы развить его способности, родители наняли учительницу музыки — на протяжении нескольких лет Петр Ильич изучал азы музыкального искусства вместе с Марьей Марковной Пальчиковой. Вскоре Чайковский начал на слух подбирать пьесы и романсы, которые играли у него дома. Его брат Модест Чайковский вспоминал: «Когда ему запрещали быть у инструмента, продолжал на чем попало перебирать пальцами. Однажды, увлекшись этим немым бренчанием на стекле оконной рамы, он так разошелся, что разбил его и очень сильно ранил себе руку».

В 1848 году отец композитора Илья Чайковский вышел в отставку и вместе с семьей переехал в Москву, а затем в Петербург. В 1850 году будущий композитор поступил в Императорское училище правоведения — закрытое учебное учреждение, где обучались только мальчики. В то же время он продолжал заниматься музыкой, отец нанял для него профессионального пианиста Рудольфа Кюндингера. Чайковский вспоминал: «Каждое воскресенье я проводил с ним час и делал быстрый прогресс в игре на фортепиано». Вместе с учителем он регулярно посещал концерты — в тот период он узнал о творчестве Глинки, Шуберта, Шумана, Мейербера, Даргомыжского, и был буквально очарован их произведениями.

В 1854 году от холеры умерла мать будущего композитора, что стало для него сильнейшим ударом. После похорон Александры Андреевны Илья Петрович вместе с двумя младшими детьми переехал к своему брату, а Петр Ильич вернулся к учебе. В училище Чайковский познакомился и подружился с поэтом Алексеем Апухтиным. Вместе они издавали журнал «Училищный вестник», где публиковали свои стихи и статьи. Чайковский много читал — выписывал журнал «Современник», покупал книги Александра Пушкина, Александра Грибоедова и Михаила Лермонтова. Кроме того, в училище он занимался в хоре.

В 1859 году Чайковский закончил училище. В его аттестате почти по всем предметам были отличные оценки, и будущего композитора приняли на работу в министерство юстиции. Он продолжил общаться с сокурсниками по училищу, среди которых было много представителей высшего общества. Чайковский посещал их салоны и музыкальные вечера. В 1861 году друг Ильи Чайковского Василий Писарев пригласил будущего композитора съездить с ним в Европу в качестве секретаря и переводчика. В путешествии композитор посетил Германию, Францию и Великобританию. Позднее он писал сестре: «Если я в жизни сделал какую-нибудь колоссальную глупость, то это именно моя поездка. Ты помнишь Писарева? <...> Я до сих пор и не подозревал, что бывают на свете такие баснословно подлые личности; теперь тебе нетрудно понять, каково мне было провести три месяца неразлучно с таким приятным сотоварищем».

После возвращения Чайковский вернулся к работе в министерстве юстиции. По совету отца он совмещал работу и занятия музыкой. С сентября 1861 года он посещал занятия Антона Рубинштейна при Русском музыкальном обществе (РМО), а в 1862 году стал одним из первых студентов только что открывшейся Санкт-Петербургской консерватории. В 1863 году Петр Ильич уволился со службы и сосредоточился на творчестве. В консерватории он был одним из лучших учеников, в то время он сочинил свои первые произведения — увертюру «Гроза» по пьесе Александра Островского, кантату на оду Фридриха Шиллера «К радости», пьесу «Характерный танец». В 1865 году он закончил консерваторию композитор с высшей наградой — большой серебряной медалью. В начале 1866 года переехал из Петербурга в Москву, где стал преподавать на недавно созданных музыкальных курсах, которые вскоре были преобразованы в Московскую консерваторию.

В Москве Петр Ильич написал Первую симфонию «Зимние грезы», оперы «Вода» и «Ундина» (обе были уничтожены автором после премьеры, но восстановлены после его смерти). Несмотря на неуверенность и сомнения, в то время Петр Ильич принял окончательное решение связать свою дальнейшую судьбу с композиторской деятельностью и принялся творить — в последующие годы были написаны Вторая и Третья симфонии, множество квартетов, балетов, камерных произведений, опер. Работы автора высоко ценились — вскоре он получил поддержку влиятельных меценатов Москвы и Петербурга (самой известной из которых была Надежда фон Мекк), стал получать пенсию от императора Александра III, что позволило ему полностью отдаться искусству, а также обрел славу за рубежом. Композитор давал концерты в разных городах России, часто гастролировал по Европе, а также пробовал себя в качестве дирижера в рамках мировых турне. Публика отмечала его новаторский подход к музыке — по свидетельствам современников, каждый его концерт вызывал у слушателей невероятную гамму эмоций, которая буквально захлестывала зал.

В 1868 году Петр Чайковский познакомился с французской оперной певицей Дезире Арто, которая в том году приехала на гастроли в Россию. Для нее композитор сочинил несколько романсов и пьесу для фортепиано. Чайковский хотел жениться на Арто, однако против свадьбы выступили ее родители. Композитор и певица расстались и больше не общались. Единственной женой Чайковского стала студентка Московской консерватории Антонина Милюкова. Они познакомились в 1872 году на одном из музыкальных вечеров. Милюкова присылала Чайковскому письма с признаниями в любви. Они поженились в 1877 году, однако вскоре расстались. Позже Чайковский много раз пытался получить развод у Антонины, но та отказывалась. До конца жизни Петр Ильич оставался ее законным супругом.

С конца 1870-х произведения Чайковского играли не только в России, но и за рубежом — во Франции и США. Композитор стал давать концерты в Европе. В то же время он работал над новыми произведениями — балетом «Лебединое озеро», оперой «Орлеанская дева», фантазией «Итальянское каприччио». В 1880 году Чайковский сочинил торжественную увертюру «1812 год» в память о победе над Наполеоном, за которую от российского правительства получил орден Святого Владимира IV степени.

В 1880-х годах Чайковский путешествовал по Европе, бывал на концертах Эдварда Грига, Ганса фон Бюлова, Артура Никиша и других композиторов, с которыми начал переписываться. Его слава в России в это время росла. В 1885 году Чайковский стал членом совета директоров Русского музыкального общества и возглавил его московское отделение. В последующие годы создал ряд произведений, ставших самыми известными в его творчестве — балеты «Спящая красавица», «Щелкунчик», оперу «Пиковая дама», симфонию «Манфред». Его племянник Юрий Давыдов так описывал состояние зрителей, которые посещали его концерты: «Трудно передать состояние зрителей. Возбужденные лица, слезы на глазах, усталые от аплодисментов руки и охрипшие голоса молодежи».

В 1891 году Петр Ильич отправился с гастрольным туром в США, где выступил с концертом на открытии Карнеги-холла в Нью-Йорке. Публика приняла композитора тепло, а американские газеты писали о нем: «Чайковский дирижирует с внушительной силой мастерства, и оркестр повинуется ему как один человек». Вернувшись в Петербург в 1893 году, Чайковский планировал продолжить работу над новыми произведениями, на 1894 год запланировал новый гастрольный тур, однако судьба распорядилась по-другому. В конце октября 1893 года в Петербурге началась эпидемия холеры. Заразился ей и Чайковский. Врач Лев Бертенсон, которого родственники композитора вызвали 2 ноября, обнаружил у Чайковского «холеру в самой злой форме». Композитор умер 6 ноября 1893 года в квартире своего брата Модеста. По личному распоряжению императора Александра III Петра Чайковского похоронили в Александро-Невской лавре в Некрополе мастеров искусств за счет казны.

Петр Ильич Чайковский

Петр Ильич Чайковский

Петр Ильич Чайковский

Чехов. Фотография, подаренная П.И. Чайковскому. 1889 г.

П.И. Чайковский. Фотография, подаренная А.П. Чехову. 1889 г.

Письмо П.И. Чайковского к А.П. Чехову от 14 октября 1889 г.