Вернуться к Круг общения

Сергей Александрович Найденов

Сергей Александрович Найденов (настоящая фамилия — Алексеев; 1868—1922) — русский писатель, драматург. Был знаком с Антоном Павловичем Чеховым и Алексеем Максимовичем Горьким, который привлек молодого драматурга в свое издательство «Знание», ввел в кружок прогрессивных писателей «Московская литературная среда». В настоящее время Найденов известен как автор одной пьесы «Дети Ванюшина». Эта первая пьеса сделала его знаменитым сразу после премьеры в декабре 1901 года. Она привлекла внимание не только публики, но и театральной и литературной критики. О героях Найденова говорили не меньше, чем о чеховских персонажах — Треплеве, Пете Трофимове.

Услышав об успехе Найденова, Чехов настойчиво просил Книппер зимой 1902 года привезти «Детей Ванюшина» или выслать бандеролью. Найденов сам искал встречи с Чеховым. В своих воспоминаниях он рассказал о совете Корша после шумной премьеры поехать в Ялту: «Отдохните, там живет Чехов — душа человек». Рассказал о своей надежде на встречу: «Вот человек чуткий, талантливый, которому можно рассказать всё, что переживается мною. И он поймет, скажет, как работать дальше. Он. Он один...»Чехов называл его лучшим драматургом своего времени. По воспоминаниям Бунина, Чехов говорил о Найденове: «Какие мы драматурги! Единственный настоящий драматург — Найденов; прирожденный драматург, с самой что ни на есть драматической пружиной внутри. Он должен теперь еще десять пьес написать и девять раз провалиться, на десятый опять такой успех, что только ахнешь». Но ни одна последующая пьеса не принесла Найденову такого триумфа, как «Дети Ванюшина», хотя писал он много, пьесы его ставились на сценах лучших столичных театров: Художественного, Малого, Александрийского, Корша. Они пользовались огромной популярностью в провинции. Найденов много печатался в сборниках «Знание».

Личное знакомство Найденова с Антоном Павловичем Чеховым состоялось в феврале 1902 года в Ялте. Найденов пришел к Чехову с рекомендательным письмом от Ф.А. Корша, владельца театра в Москве. С этой встречи началась дружба двух писателей. Это была дружба учителя и ученика. Найденов ждал от Чехова совета, помощи, критики или одобрения своих пьес. Чехов поддерживал начинающего литератора и побуждал его к работе. 18 сентября 1902 года в письме к Ольге Леонардовне Книппер Чехов говорит о пьесе Найденова «Жильцы»: «Скажи Найденову, если речь зайдет насчет его пьесы, что у него большой талант — что бы там ни было. Я не пишу ему, потому что скоро буду говорить с ним — так скажи».

Биография

Сергей Александрович Алексеев родился 14 (26) сентября 1868 года в Казани в купеческой семье. Театром будущий драматург увлекся уже в юные годы. В 1883 году был исключен из Казанского реального училища за то, что давал «дерзкие» объяснения задержавшему его в театре инспектору. Отказавшись продолжать дело отца, в 1886 году Сергей отправился в Москву и поступил на драматическое отделение филармонического училища, которое окончил в 1889 г. по классу А.И. Сумбатова-Южина и О.А. Правдина.

В 1891—1893 годах Сергей Александрович под псевдонимом Рогожин выступал на вторых ролях в провинциальных труппах: в Вологде, Воронеже, Твери, Саратове. В 1893 году молодой актер увлекся религиозно-этическим учением Льва Толстого, покинул сцену и поселился в земледельческой трудовой колонии в Уфимской губернии. Впрочем, это увлечение довольно быстро прошло, и уже в 1897—1898 годах он стал пайщиком артели торговых и страховых агентов. Наблюдения Найденова-толстовца, а позже страхового агента подскажут ему темы для первых пьес — «Культурный скит» и «Дыхание весны».

Осенью 1900 года Сергей Александрович переехал в Москву и по просьбе П.Н. Орленева занялся инсценированием «Братьев Карамазовых» Достоевского. Тогда же он решил посвятить себя литературной деятельности. Дебютными публикациями стали несколько стихотворений в журналах и роман в одной из петербургских газет. К разочарованию автора, все его первые литературные опыты остались не замеченными критиками. Убедившись в том, что на ниве поэзии и прозы успех к нему не приходит, молодой литератор решил посвятить себя драматургии. «Это было время, — позже вспоминал он, — когда я сам мечтал, нет, не мечтал, а решил твердо сделаться драматургом. Я купил себе письменный стол, кресло, лампу и дорожную чернильницу сундучком. Я разделил оставшиеся у меня наследственные деньги 900 рублей на год по 75 рублей на месяц и приводил в исполнение свой роковой план. Год работать, а там, если ничего не выйдет — уйти... Это была последняя ставка».

В 1901 году в Москве 33-летний Сергей Найденов написал свою первую и самую лучшую пьесу — «Дети Ванюшина». Пьеса была построена на автобиографическом материале, — земляк Сергея Найденова журналист Н. Шебуев утверждал: «Я знаю все до мельчайших подробностей о семье Ванюшиных. Ведь ни для кого не тайна, что автор списал с натуры — точнее, со своей семьи». Осенью 1901 года Найденов отослал только что законченную пьесу в Санкт-Петербург на конкурс театра Литературно-художественного общества (его пьеса оказалась в числе премированных и, согласно условиям конкурса, была принята к постановке в театре общества) и в Москву в театр Федора Корша.

10 декабря 1901 года в Санкт-Петербурге в частном театре Литературно-художественного общества состоялась премьера пьесы «Дети Ванюшина» в постановке Е. Карпова. Пьеса никому не известного автора собрала примерно половину зрительного зала, однако те, кто пришли, не были разочарованы. Одобрительные хлопки после первого действия сменились после второго бурными аплодисментами и дружными вызовами автора. 14 декабря 1901 года состоялась премьера пьесы и в частном театре Федора Корша в Москве. Эта постановка стала значительным событием в истории дореволюционного театра. В дальнейшем «Дети Ванюшина» ставились во многих городах страны; 11 января 1903 года Общество русских драматических писателей присудило Сергею Найденову за его пьесу премию имени А.С. Грибоедова. В 1907 году Найденов написал новый вариант 4-го акта пьесы, в котором старик Ванюшин не кончал в отчаянии жизнь самоубийством, а отселялся в верхние помещения своим лишенным сантиментов сыном, ставшим полновластным хозяином дома. Пьеса «Дети Ванюшина» была дважды была экранизирована в 1915 году, а затем — в 1973-м.

В 1902 году Найденов вошел в организованный Н.Д. Телешовым кружок прогрессивных писателей «Московская литературная среда», тогда же он сблизился с А.П. Чеховым, И.А. Буниным и особенно М. Горьким. Найденов начал печататься в издательстве «Знание»; именно там в 1904 году вышел сборник его пьес. В 1903 году одна за другой появились три пьесы Найденова: «Номер тринадцатый» и «Богатый человек», в том же году поставленные в Театре Корша, а также «Блудный сын», принятый к постановке Художественным театром. В пьесах «Номер тринадцатый» и «Блудный сын» чувствуется влияние Чехова: автор рисует страдания и беды «маленького человека» в капиталистическом обществе. Драма «Богатый человек», показывающая нравственную ущербность дельца-миллионера, выдержана в стиле А. Островского. Из пьес 1904—1907 годов выделяются «Авдотьина жизнь» (1904), получившая высокую оценку М. Горького, и романтическая драма «Стены» (1907).

В 1909 году у Найденова обнаружили туберкулез легких, и по совету врачей он поселился в Ялтена даче популярной в те годы писательницы А.А. Вербицкой. Здесь он провел последние годы жизни. В Ялте Найденов участвует во всех начинаниях ялтинской интеллигенции, посвященных Чехову. Он вместе с С.Я. Елпатьевским, П.П. Розановым и другими создает литературное общество и фонд имени А.П. Чехова, занимается сбором средств на чеховскую школу, выступает на литературных вечерах и концертах. Бывал он и в доме Чехова, поддерживал дружеские отношения с сестрой писателя Марией Павловной и его братом Михаилом Павловичем. Несмотря на болезнь, Найденов продолжал сочинять пьесы, принимал активное участие в культурной жизни города. В его доме бывали А.М. Горький, И.А. Бунин, Н.Д. Телешов и многие другие писатели и артисты. Вместе с женой — актрисой И.И. Мальской — он организовал в Ялте художественно-артистический кружок, ставил спектакли, выступал в концертах, организовал «Литературное общество», которое не только сплотило прогрессивных литераторов, но и оказывало им материальную помощь. Найденов был одним из учредителей «Российского общества по изучению Крыма». В этот период написаны мещанская комедия «Хорошенькая» (1907), психологическая драма «Роман тети Ани» (1912), «Работница» (1915), «Жертвы нашего времени (Безбытники)» (1917, «Полотняное небо» (1918—1919).

Октябрьскую революцию Найденов приветствовал. В 1921 году он создал хронику «Москва. Сцены из московской жизни 1905 года» — первую советскую пьесу о Революции 1905—1907 годов. В 1922 году, незадолго до смерти Найденов заканчивает историко-революционную драму «Неугасимый свет» (1922), в которой очень восторженно отзывался об Октябрьской революции, придавая ей некий сакральный смысл.

О себе и своем творчестве С.А. Найденов в конце жизни скажет: «Так или иначе, я долго служил делу разрушения, если не социального строя, то разрушению мещанского идеала. <...> Жизнь русского обывателя, его семья, дела, жизнь исключительно плотская, ради своего тела, претила мне. Я протестовал, я писал против этой жизни».

Летом 1922 года Найденов отдыхал и работал в доме отдыха ЦКУБУ в Гаспре. Здесь им написано последнее, неопубликованное произведение — пьеса «Неугасимый свет». Умер Сергей Александрович Найденов 5 декабря 1922 года. Похоронен в Ялте на Иоанно-Златоустовском кладбище на Поликуровом холме. На его могиле установлен памятник, на котором выгравированы слова из его последней пьесы «Неугасимый свет»: «О, Боже мой, какой простор! Какие блещущие дали! Под мною звезд певучих хор, над мною мир, где нет печали. Светлеет ум... За гранью смерти нет невежд. И нет законов дикаря. Живите, полные надежд. ...Неугасимая заря. Неугасимый свет повсюду. Я жив. Я буду жить. Я буду».

После смерти Найденова его супруга устроила в доме небольшой мемориальный музей, существовавший до Великой Отечественной войны. Здесь бывали А.В. Луначарский, Н.А. Семашко, многие советские писатели и артисты. После войны дом стал жилым, уцелевшие экспонаты были переданы в Ялтинский исторический музей. В 1990-е годы обветшавший дом был снесен.

Сергей Александрович Найденов

Сергей Александрович Найденов

Сергей Александрович Найденов

Дом в Ялте, в котором жил Сергей Александрович Найденов (1949)

Памятник на могиле Сергея Александровича Найденова