Владимир Алексеевич Гиляровский (1855—1935) — русский и советский писатель, поэт, фельетонист, беллетрист, драматург, журналист, краевед Москвы. Написал знаменитые очерки «Москва и москвичи», «Трущобные люди». Автор уникальных рассказов о «старой», дореволюционной Москве. Друзьями Гиляровского были Сергей Есенин, Максим Горький, Белый, Иван Бунин, Александр Блок, Максим Горький; артисты: Шаляпин, Ермолова, Качалов; художники: Репин, Саврасов. Был близким другом Антона Павловича Чехова. Когда-то они вместе начинали печататься в мелкой прессе. О своей дружбе с Чеховым Гиляровский вспоминал: «Познакомился я с ним, когда он был сотрудником мелкой прессы, строчившим ради заработка маленькие этюдики и разбрасывавшим их по мелким изданиям. Мы вместе с ним начинали в этих изданиях, — он писал сценки, я — стишки и тоже сценки да еще репортерствовал, что давало мне в те времена больше, чем его рассказики, мало заметные первое время. Сперва у нас были мимолетные встречи, а потом началась дружба. Я полюбил Антошу, и он меня любил до конца жизни, хотя последнее время мы и отдалились друг от друга».
Познакомил их в 1882 году Оттон Иванович Селецкий, председатель Гимнастического общества. В списке из 53 учредителей которого были записаны и Антон Павлович Чехов, и Владимир Гиляровский. Вскоре после первой встречи Гиляровский был приглашен к Чеховым в квартиру в Малом Головином переулке. Младший брат Антона Павловича Михаил так описал эту встречу: «Приход Гиляровского пришелся как раз на воскресенье, и мать испекла пирог с капустой и приготовила водочки. Явился Гиляровский. Это был тогда еще молодой человек, среднего роста, необыкновенно могучий и коренастый, в высоких охотничьих сапогах. Жизнерадостностью от него так и прыскало во все стороны. Он сразу же стал с нами на "ты", предложил нам пощупать его железные мускулы на руках, свернул в трубочку копейку, свертел винтом чайную ложку, дал всем понюхать табаку, показал несколько изумительных фокусов на картах, рассказал много самых рискованных анекдотов и, оставив по себе недурное впечатление, ушел».
Владимир Гиляровский, которого все его друзья и знакомые называли дядей Гиляеем, в то время был московским уголовным репортером и хорошо знал московские злачные места. Вместе с Чеховым и их общим знакомым доктором А.С. Померанцевым он ходил по злачным местам самого страшного и бедного места Москвы — Хитровки. Померанцев вспоминал один из таких походов осенью 1885 года: «В.А. Гиляровский, в то время сотрудник-репортер «Русских ведомостей», попросил меня показать ночлежные дома Хитрова рынка мало известному тогда Чехонте. <...> Подъехали мы с Гиляровским к дому в Головином переулке, близ Сретенки, забрали Антона Павловича, и весь вечер водил я их по грязным отвратительным трущобам...»
Гиляровский был частым гостем Антона Павловича в его имении в Мелихове. В начале века он гостил у Антона Павловича в Ялте. Уезжая, подарил фотографию с надписью: «Милый Антон! Чаще поглядывай и будь здоров, как я сам. Гиляй. 17 июля 1902 г.». Гиляровский проявил трогательную заботу о больном друге, повесив в кабинете писателя табличку «Просят здесь не курить» — как раз над креслом, из которого недостаточно чуткие посетители окуривали хозяина табачным дымом. В последний раз они виделись весной 1904 года, почти перед отъездом Антона Павловича в Германию, где он вскоре умер.
Гиляровский написал несколько статей о Чехове: статьи «О Чехове» («Русское слово», 1904), «Заметки» («Голос Москвы», 1910), «Веселые дни А.П. Чехова» («Заря», 1914), «Мои воспоминания» («Голос Москвы», 1914). Антону Павловичу посвящена глава «Антоша Чехонте» в книге «Друзья и встречи» (1934). Эта же глава с дополнениями, сделанными по рукописи Гиляровского, под названием «Жизнерадостные люди», напечатана в изданиях его книги «Москва и москвичи», начиная с 1955 года.
Биография
Владимир Алексеевич Гиляровский родился 26 ноября (8 декабря) 1855 года в семье помощника управляющего лесным имением графа Олсуфьева в Вологодской губернии Алексея Ивановича Гиляровского и его жены Надежды Петровны, в девичестве Мусатовой. Мать писателя происходила из семьи запорожских казаков. В 1860 году отец Гиляровского получил место станового пристава в Вологде. В августе 1865 года Гиляровский поступил в первый класс Вологодской гимназии. Во время учебы он начал писать стихи и эпиграммы на учителей, переводил стихи с французского. В течение двух лет он изучал цирковое искусство: акробатику, джигитовку и другое. Общался с ссыльными народниками. После неудачного экзамена в июне 1871 года без паспорта и денег Гиляровский сбежал из дома. В Ярославле он стал бурлаком, затем в Рыбинске работал крючником в порту. Осенью того же года поступил на службу вольноопределяющимся в Нежинский полк. В 1873 году был направлен в Московское юнкерское училище, где проучился около месяца, был отчислен в полк за нарушение дисциплины, после чего написал рапорт об отставке.
Бросив военную службу, он сменил несколько профессий: был истопником, рабочим на белильном заводе купца Сорокина в Ярославле, пожарным, трудился на рыбных промыслах, в Царицыне нанялся табунщиком, в Ростове-на-Дону был наездником в цирке. С 1875 года начал работать актером в театре. Выступал на сценах Тамбова, Воронежа, Пензы, Рязани, Саратова, Моршанска, Кирсанова и других городов. С началом русско-турецкой войны снова пошел в армию вольноопределяющимся; служил на Кавказе в 161-м Александропольском полку в 12-й роте, затем перешел в охотничью команду, был награжден Знаком Отличия Военного ордена святого Георгия IV степени, медалями «За русско-турецкую войну 1877—1878» и «В память 300-летия дома Романовых».
Все это время Гиляровский писал стихи и зарисовки. В 1881 году Владимир Алексеевич перебрался в Москву и работал в театре Анны Бренко. 30 августа в журнале «Будильник» были опубликованы его стихи. Осенью этого же года Владимир Алексеевич оставил театр и занялся литературой. Сначала он печатался в «Русской газете», а потом стал репортером в «Московском листке». В 1882 году произошла Кукуевская катастрофа с человеческими жертвами — в результате размыва почвы под железнодорожным полотном потерпел крушение железнодорожный состав. Из числа журналистов Гиляровский первым прибыл на место крушения, участвовал в разборе завала две недели, посылая репортажи в «Московский листок».
После репортажей Гиляровского о пожаре на фабрике Морозовых редактор газеты был вынужден скрывать настоящее имя автора. В конце концов Гиляровский был вынужден покинуть газету и в 1884 году начал работать в «Русских ведомостях». В 1885 году был напечатан очерк Гиляровского «Обреченные», написанный еще в 1874 году. Речь в очерке идет о белильном заводе Сорокина; в тексте изменены имена, переписаны образы некоторых героев, чтобы было невозможно понять, что один из них — автор. В 1887 году в своем репортаже «Ловля собак в Москве» поднял тему бездомных животных в городе.
Владимир Алексеевич также писал для «Русской мысли», «Русского слова», «Голоса Москвы», юмористических изданий «Осколки», «Будильник», «Развлечение». В 1887 году Гиляровский подготовил для печати свою книгу «Трущобные люди». Все рассказы и очерки, вошедшие в нее, уже были напечатаны в разных газетах и журналах. Однако книге не суждено было увидеть свет. Цензурным комитетом книга была запрещена. Весь тираж, еще не сброшюрованный, в листах, был изъят ночью в ходе обыска в типографии и уничтожен. Книга была опубликована лишь спустя 70 лет, в 1957 году в издательстве «Московский рабочий».
В 1894 году Гиляровский издал сборник стихов «Забытая тетрадь». После этого он продолжил работать репортером в «Русских ведомостях», писал репортажи с Дона, из Албании, статьи о Русско-японской войне. В 1896 году во время народного гулянья по случаю коронации императора Николая II едва не погиб в давке, став очевидцем катастрофы на Ходынском поле. Репортаж об этой трагедии был им опубликован через день после происшествия. В 1915 году, в начале Первой мировой войны, написал текст «Марша Сибирских стрелков». В 1916 году Гиляровский написал патриотическую статью под названием «Сербия» для иллюстрированного журнала «Великая война в образах и картинах», в которой утверждал, что «борьба славянства и германизма закончится победой славянства».
После Октябрьской революции Гиляровский пишет для газет «Известия», «Вечерняя Москва», журналов «Прожектор», «Огонек». В 1922 году издает поэму «Стенька Разин». Выходят его книги: «От Английского клуба к музею Революции» (1926), «Москва и москвичи» (1926), «Мои скитания» (1928), «Записки москвича» (1931), «Друзья и встречи» (1934). «Люди театра» напечатаны по инициативе дочери Надежды и ее супруга искусствоведа Лобанова только после смерти Владимира Алексеевича — в 1941 году. В старости Владимир Алексеевич почти полностью ослеп, но продолжал самостоятельно писать.
В 1935 году, после того как вместе с проводником спустился в Москве в подземный водоток реки Неглинной, простудился и тяжело заболел. Скончался 1 октября 1935 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. На памятнике, изготовленном скульптором Сергеем Меркуровым, ошибочно указан год рождения (1853 вместо 1855).
Владимир Алексеевич Гиляровский
Владимир Алексеевич Гиляровский
Владимир Алексеевич Гиляровский
«Король репортеров», портрет Гиляровского работы С. Малютина (1915)
Редакционный день «Будильника». Рисунок художника М.М. Чемоданова. 1885 г. Второй слева стоит А.П. Чехов, в дверях — В.А. Гиляровский
Чехов в Мелихове. Его и брата Михаила везет в тачке писатель Владимир Гиляровский