Вернуться к Круг общения

Владимир Иванович Немирович-Данченко

Владимир Иванович Немирович-Данченко (1858—1943) — театральный режиссер, оперный режиссер, театральный педагог, драматург, писатель, театральный критик; народный артист СССР (1936), лауреат двух Сталинских премий I степени (1942, 1943), кавалер ордена Ленина (1937). В 1898 году вместе с Константином Станиславским основал Московский Художественный театр (МХТ), став его руководителем. Большой заслугой Немировича-Данченко является постановка в Художественном театре чеховской «Чайки». Антон Павлович Чехов познакомился с Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко в середине 1880-х годов, когда они оба писали для журнала «Будильник». В своих воспоминаниях Немирович-Данченко так рассказывал о первой встрече с Чеховым:

...моя первая встреча с бледным, тонким, веселым юношей у забытого теперь романиста и поэта Хрущова-Сокольникова. Было это в Москве. И Чехов не был еще Чеховым, а в печати впервые появился Антоша Чехонте. Я вернулся тогда из Италии, весь еще был овеян ее лазурью и животворящим светом. Рассказывал, и вдруг из угла:

— Эх! Грошей нема! А то бы и я... Нет, впрочем, не хочу туда!

— Почему?

— Слушайте же... Лакированная она у вас какая-то — Италия! Точно новый паркет. Только что полотеры ушли, он весь горит. И скользко.

Они были почти ровесниками и сразу сблизились. Выяснилось, что Немирович-Данченко был поклонником чеховской прозы. В течение многих лет они переписывались. В марте 1889 года Немирович писал Чехову: «Вы талантливее нас всех... подписываюсь под этим без малейшего чувства зависти». Он внимательно следил за всеми новыми рассказами и повестями Чехова и в своих письмах давал им высокую оценку: «Не верьте двоедушным и только наполовину одобрительным рецензиям: "Дуэль" — лучшее из всего, что Вы до сих пор написали» (февраль 1892 г.); «"Палата № 6" имеет успех огромный, какого у Вас еще не было. Да Вы видите ли газеты? Только о ней и речь» (декабрь 1892 г.); «"В усадьбе" — классическая пьеса, уверяю Вас. Делает подавляющее и громадное впечатление. Даже среди Ваших рассказов это из лучших» (27 апреля 1895 г.); «Читал с огромным напряжением "Мужиков". Судя по отзывам со всех концов, ты давно не имел такого успеха» (май 1897 г.). Об отношении Немировича к Чехову можно судить и по такому факту — в 1897 году ему присудили Грибоедовскую премию, вручавшуюся за лучшую пьесу года. Так вот он отказался от нее в пользу Чехова, заявив, что чеховская «Чайка» лучше, чем написанная им драма «Цена жизни».

После провала постановки пьесы «Чайка» в октябре 1896 года в Александринском театре Чехов для себя решил, что с театром покончено навсегда. Именно Немирович-Данченко вернул произведения Чехова на сцену, написав ему, что из современных драматургов он как режиссер «решил особенно культивировать только талантливых и недостаточно еще понятых». Немирович-Данченко признавался, что «Чайка» захватила его: «Я готов отвечать чем угодно, что эти скрытые драмы и трагедии в каждой фигуре пьесы при умелой, небанальной, чрезвычайно добросовестной постановке захватят и театральную залу. Может быть, пьеса не будет вызывать взрывов аплодисментов, но что настоящая постановка ее со свежими дарованиями, избавленными от рутины, будет торжеством искусства — за это я отвечаю».

Премьера возрожденной «Чайки» прошла в Московском Художественном театре в декабре 1898 года с таким успехом, что Немирович отправил жившему в Ялте Чехову телеграмму: «Успех колоссальный. Мы сумасшедшие от счастья». Позднее Чехов подарил Немировичу-Данченко медальон с гравировкой: «Ты дал моей "Чайке" жизнь. Спасибо!». Все последующие пьесы Чехова будут поставлены на сцене МХТ. Потом к ним добавятся произведения Максима Горького, Александра Блока, Льва Толстого, Леонида Андреева. «Этот театр — твоя гордость», — писал Чехов Немировичу-Данченко. Весной 1900 года именно Немирович-Данченко организовал гастрольную поездку театра в Крым, чтобы показать Чехову свои спектакли, в том числе «Дядю Ваню» и «Чайку».

Специально для Художественного театра и с расчетом на его актеров Чехов написал пьесу «Три сестры». Ее премьера состоялась в январе 1901 года. Эта постановка стала одним из лучших спектаклей Художественного театра. В этом также огромная заслуга Немировича-Данченко, который «вошел в пьесу хозяином» и которому удалось привести спектакль «в стройное, гармоническое целое».

Владимир Немирович-Данченко пережил Антона Павловича Чехова почти на 40 лет и написал о нем воспоминания.

Биография

Владимир Немирович-Данченко родился 11 (23) декабря 1858 года в Озургети Кутаисской губернии Российской империи (ныне Грузия). Отец — Иван Васильевич Немирович-Данченко, дворянин из Черниговской губернии, подполковник Русской императорской армии, служивший на Кавказе. Мать — Александра Каспаровна, урожденная Ягубян (1829—1914), армянка. В семье было шестеро детей. Отец умер, когда Владимиру было всего пять лет. И мать вместе с детьми перебралась в Тифлис, где мальчиков отдали в местную гимназию. В 1876 году Владимир окончил гимназию с серебряной медалью и поступил на физико-математический факультет Московского университета, затем перешел на юридический факультет. В 1879 году он бросил учебу, чтобы посвятить себя искусству.

Театром Владимир увлекся еще в Тифлисе, где не пропускал ни одного представления в летнем театре, работавшем рядом с их домом. Он сам сочинял пьесы, которые разыгрывал в собственном театрике, устроенном на подоконнике. Играл он и в любительском театральном кружке. В Москве Владимир стал постоянным зрителем Малого театра, восхищаясь игрой самых популярных актрис того времени — Марии Ермоловой и Гликерии Федотовой. В 1877 году он стал театральным критиком. Его критические статьи и обзоры печатали в журналах «Будильник», «Артист», «Стрекоза», газетах «Русский курьер», «Новости дня» и других под псевдонимами Вл., В., Владь, Инкогнито, Гобой, Нике, Кикс. Почти сразу молодой театральный критик начал выступать против засилья штампов, условностей, излишней сентиментальности, процветавших на русской театральной сцене того времени. В 1881 году он написал первую пьесу «Шиповник», поставленную через год Малым театром; в том же году был опубликован первый его рассказ «На почтовой станции».

В 1891 году был опубликован роман НемировичДанченко «На литературных хлебах». Позже вышли повести и романы «Мгла» (1894), «Старый дом» (1895) «Губернаторская ревизия» (1896), «Драма за сценой» (1896), «Сны» (1898), пьесы «Последняя воля», «Новое дело», «Золото», «Цена жизни», «В мечтах». Эти драмы пользовались большой популярностью, ставились в Александринском и Малом театрах, а также в провинциальных театрах. Театровед Инна Соловьева писала, что Немирович-Данченко очень активно продвигал собственные пьесы: «Он делал все, чтобы его пьесы поставили сегодня, полагая, что подмеченное им сегодня, завтра на сцене будет выглядеть избитым, а из жизни начнет исчезать».

С 1891 года Владимир Немирович-Данченко начал преподавать в училище Московского филармонического общества (сегодня — ГИТИС). Среди его студентов были Иван Москвин, Ольга Книппер-Чехова, Всеволод Мейерхольд. Владимир Иванович видел свою цель в том, чтобы научить их «театру живого человека» — театру жизни, а не закостеневшей раз и навсегда игре на сцене. В 1898 году вместе с Константином Станиславским основал Московский Художественный театр (МХТ), став его руководителем, а впоследствии — и руководителем ряда его студий.

После Октябрьской революции 1917 года Владимир Немирович-Данченко не только не бросил театр, но и дал ему новую жизнь. В 1919 году он организовал при МХТ Музыкальную студию (Комическую оперу). Сегодня это Музыкальный театр имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. В 1925 году он ставит на сцене МХАТа драму Тренева «Пугачевщина». Эта постановка стала известна даже в Голливуде, откуда режиссеру пришло приглашение на гастроли и предложение о сотрудничестве. И в 1925 году Немирович-Данченко вместе с артистами Музыкальной студии едет на гастроли в США. Там он задержится на три года. Его постановки будут идти с большим успехом. «Такой группы актеров, — писала одна из американских газет, — мы не видели на нашей сцене с тех пор, как здесь был Московский Художественный театр, родитель студии».

После гастролей полтора года Немирович работал по контракту в Голливуде. Он вел переговоры об экранизации «Пугачевщины», представив на обсуждение предварительный сценарий, скомпонованный из пьесы К. Тренева, шедшей на сцене МХТ в 1925, и сцен из пушкинской «Капитанской дочки». Борис Пильняк, посетивший Голливуд в 1931 году, пересказывал популярную там историю, что сценарий был одобрен с единственным исправлением: «Дирекция находила слишком страшным конец Пугачева и настаивала на том, что Пугачев, вместо плахи, встретился б с Екатериной, они б влюбились в друг друга и — о'кэй — женились». По причинам неприемлемости мрачного конца Пугачева сценарий был в конечном счете отвергнут руководством кинокомпании.

В 1926 году Музыкальная студия была преобразована в Музыкальный театр. В этом же году статус театра получила и Оперная студия Большого театра под руководством Константина Станиславского, созданная в 1918 году. С 1926 года оба театра работали под одной крышей, располагали самостоятельными труппами и дирекциями, но имели единый оркестр.

В 1928 году Немирович-Данченко возвращается в Россию. В этом году из-за болезни сердца Станиславский прекратил актерские выступления и деятельность режиссера-постановщика, сосредоточившись на завершении своих трудов по «системе». Вся полнота ответственности за сохранение Художественного театра легла на плечи Немировича-Данченко. До конца жизни он возглавлял МХАТ, будучи его директором и художественным руководителем. Его выбор театральных постановок тех лет впечатляет: это и «Любовь Яровая» Тренева, и «Анна Каренина» Толстого, и «Враги» Горького, и «Три сестры» Чехова, и даже «Антоний и Клеопатра» Шекспира.

В 1939 году в состав театра Немировича-Данченко вошел коллектив Московского художественного балета под руководством Викторины Кригер. С началом Великой Отечественной войны оба театра, находившиеся на гастролях, вернулись в Москву, и 1 сентября были объединены в Московский музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. С 1940 года Немирович-Данченко был председателем в Комитете по Сталинским премиям в области литературы и искусства и сам получил две Сталинские премии — в 1942 и 1943 годах.

Скончался Владимиир Иванович Немирович-Данченко 25 апреля 1943 года на 85-м году жизни в Москве от сердечного приступа. Похоронен на Новодевичьем кладбище. На следующий день после его смерти вышло специальное постановление Совнаркома об увековечивании памяти театрального деятеля, в котором среди прочего был пункт о создании Школы-студии имени В.И. Немировича-Данченко при МХАТе. Идею создания такой театральной школы он высказал буквально за месяц до своего ухода.

Владимир Иванович Немирович-Данченко

В.И. Немирович-Данченко и А.П. Чехов

В.И. Немирович-Данченко и К.С. Станиславский

А.П. Чехов, В.И. Немирович-Данченко, О.Л. Книппер

Владимир Иванович Немирович-Данченко