Вернуться к Круг общения

Владимир Николаевич Давыдов

Владимир Николаевич Давыдов (1849—1925) — российский и советский актер, театральный режиссер, педагог, Заслуженный артист Императорских театров. На сцене Александринского театра в Петербурге и в театре Корша Давыдов создал ряд замечательных сценических образов. Давыдов стал первым исполнителем роли Иванова в одноименной пьесе Антона Павловича Чехова, поставленной на сцене театра Корша в ноябре 1887 года. В Доме-музее Чехова в Москве хранится фотография Давыдова, подаренная им писателю в 1888 году. На оборотной стороне фотопортрета — автограф: «Антону Павловичу Чехову на добрую память о душевно расположенном к нему В. Давыдове, 3 генваря 1888 г.». Знакомство Чехова с Давыдовым состоялось за кулисами театра. Чехов специально посещал театр Корша, чтобы увидеть игру Давыдова, этого «громаднейшего художника» (выражение писателя). Давыдов вспоминал о знакомстве с Антоноом Павловичем: «Однажды, во время одного из антрактов, входит ко мне Чехов и сует в руки рукопись, говоря: "Прочтите когда-нибудь". Придя домой, я сейчас же стал читать. Это был "Иванов". Я не помню, чтобы другое какое-либо произведение меня так захватывало, как это. Для меня стало ясно до очевидности, что предо мною крупный, провидящий новые пути в литературе драматург».

На следующий день Давыдов пришел к Чехову в дом на Садовой-Кудринской, чтобы убедить Антонаа Павловича поставить пьесу на сцене. Приезд знаменитого актера был, конечно, событием для писателя и его семьи. Как вспоминал двоюродный брат писателя Алексей Долженко, у Чеховых тогда часто бывал не только Давыдов, но и другие участники спектакля в театре Корша. Здесь происходила читка пьесы и распределение ролей между артистами.

Для Чехова это была первая постановка его пьесы, он с волнением переживал все перипетии сценического воплощения «Иванова». Волновало Чехова и то, что вместо обещанных десяти репетиций Корш дал только четыре, и то, что бо́льшая часть участников спектакля плохо знала свои роли. Вместе с Чеховым постановку пьесы принимали близко к сердцу все члены семьи и друзья писателя. Волнения в доме на Садовой-Кудринской достигли своей высшей точки в тот вечер, когда решалась судьба пьесы. «Мы записали 19 ноября и будем праздновать его ежегодно... ибо сей день для семьи будет долго памятен», — писал Чехов вскоре после премьеры «Иванова».

Несмотря на очень короткий срок подготовки спектакля, на режиссерские и актерские промахи, пьеса имела большой успех. Автора и ведущих актеров несколько раз вызывали на сцену. Вместе с тем спектакль вызвал ожесточенные споры среди зрителей. «Театралы говорят, что никогда они не видели в театре такого брожения, такого всеобщего аплодисменто-шиканья и никогда в другое время им не приходилось слышать стольких споров, какие видели и слышали они на моей пьесе», — рассказывал Чехов. Особенной удачей спектакля было исполнение роли Иванова В.Н. Давыдовым. Актер сумел дать глубокое истолкование образу Иванова, полностью соответствовавшее авторскому замыслу. «Вы изобразили моего «Иванова» — в этом заключается все мое честолюбие», — писал Чехов артисту.

Биография

Владимир Николаевич Давыдов (настоящие имя и фамилия — Иван Николаевич Горелов) родился 7 (19) января 1849 года в Новомиргороде Херсонской губернии в небогатой дворянской семье. Отец его был поручиком уланского полка. Учился в Тамбовской гимназии, во время учебы принимал участие в школьных спектаклях, исполняя самые разные роли. Окончив в 1866 году гимназию, Владимир Горелов приехал в Москву, где поступил в университет на естественный факультет. Увлекшись сценой, игрой актеров Малого театра, он начал брать уроки драматического искусства у известного актера Малого театра И.В. Самарина. В 1867—1880 годах Владимир Николаевич под сценическим псевдонимом Давыдов выступал на сцене провинциальных театров: в Орле, Саратове, Казани, Воронеже, Астрахани и Тамбове — в основном в составе антрепризы П.М. Медведева. В этот период Давыдову приходилось выступать в различных жанрах — от трагедии до оперетты, благодаря чему у него уже в молодости выработалась замечательная по гибкости и разнообразию актерская техника.

В 1880 Давыдов дебютировал на сцене петербургского Александринского театра и был принят в труппу. Работал в этом театре до 1924 года (в 1886—1888 годах играл в театре Корша в Москве). Среди его ролей — комедийные, трагедийные, водевильные, даже женские. Часто в одной пьесе Давыдов исполнял в разные периоды самые различные роли: в «Ревизоре», например, он играл Бобчинского, Шпекина, Пошлепкину, Хлестакова, Осипа, Городничего, Землянику. Крупнейшие достижения артиста связаны с русской классикой. Давыдов был замечательным исполнителем ролей Фамусова (1879), Городничего; Подколесина и Кочкарева («Женитьба»). Большое место в творчестве Давыдова занимала драматургия Островского, в произведениях которого Давыдов сыграл свыше 80 ролей. Лучшие из них — Хлынов («Горячее сердце»), Бальзаминов («Праздничный сон — до обеда»), Подхалюзин («Свои люди — сочтемся»), Каркунов («Сердце — не камень»). Островский высоко ценил талант Давыдова и сам поручал ему роли в своих пьесах. Глубокое знание народной жизни и быта сказались в исполнении Давыдовым ролей в пьесах Л.Н. Толстого, с которым он был знаком лично, — Аким, Митрич («Власть тьмы»), 3-й мужик («Плоды просвещения»). Давыдов был одним из первых русских актеров, приблизившихся к эстетике Чехова еще до открытия Московского Художественного театра. Лучшие чеховские роли Давыдова: Иванов (1887), Фирс («Вишневый сад», 1905), Чебутыкин («Три сестры», 1910).

С 1883 года Владимир Николаевич Давыдов занимался педагогической деятельностью, был выдающимся театральным педагогом, учителем и творческим наставником многих крупных актеров. Преподавал в Петербургском театральном училище. Среди его учеников — Константин Зубов, Вера Комиссаржевская, Юрий Озаровский, Николай Ходотов, Василий Топорков, Леонид Вивьен, А.А. Усачев, В.Л. Юренева, Е.А. Хованская и другие.

Давыдов был первым из крупных театральных актеров в России, не побоявшимся сняться в кино (примерно до 1914 это считалось зазорным и не поощрялось дирекцией императорских театров): в 1908 он сыграл Расплюева в фильме «Свадьба Кречинского», вышедшем всего лишь на месяц позже первого русского игрового фильма «Стенька Разин». Несколько лет спустя Давыдов снялся еще в трех фильмах кинофирмы «Танагра», сыграл роли: помещик Шалль («Глаза баядерки», 1913), судовладелец Босс («Когда сердце должно замолчать», 1914), Закревский, управляющий имением («Во имя прошлого», 1915). Последний раз сыграл в фильме «Все для войны» (1916).

В 1918 году он уехал на гастроли на север, оказался в занятом белыми войсками и интервентами Архангельске. В 1920 вернулся в Александринский театр. Поссорившись с руководством петроградского театра, переехал в Москву. С 1924 и до конца жизни он был актером Малого театра.

Умер Владимир Николаевич Давыдов 23 июня 1925 года в Москве. Похоронен на Никольском кладбище. В 1934 году перезахоронен в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры в Ленинграде.

Владимир Николаевич Давыдов

Владимир Николаевич Давыдов

Владимир Николаевич Давыдов

Владимир Николаевич Давыдов

Владимир Николаевич Давыдов

Владимир Николаевич Давыдов

Владимир Николаевич Давыдов

Владимир Николаевич Давыдов