Адрес: Россия, Ростовская обл., г. Таганрог, ул. Петровская, 90
Таганрогский ордена Почета драматический театр имени А.П. Чехова был основан в 1827 году. Современное здание было построено в 1866 году по проекту итальянского архитектора К. Лондерона и Н.В. Трусова. В 1944 году таганрогскому театру было присвоено имя А.П. Чехова. 15 июля 1954 года на здании городского театра в память 50-летия со дня смерти Чехова была установлена мемориальная доска из мрамора. Позднее ее заменили на бронзовую с тем же текстом. В 1950-е годы на стене театральной галерки была закреплена мраморная табличка, позже ее сняли и на ограждении балкона установили памятный знак в виде медной чеканки. Его торжественно открыли 27 января 1987 года. В 1977-м, в год своего 150-летия, театр был награжден орденом «Знак Почета». С 2006 года директором и художественным руководителем театра является заслуженный артист России Сергей Герт.
История театра
Драматический театр имени А.П. Чехова в Таганроге является одним из самых старых на юге России. В 1827 году группа драматических артистов под управлением неслужащего дворянина Петровского организовала первый творческий коллектив театра. В то время крепостной театр располагался в амбарной пристройке в доме купца Караяни по адресу: ул. Петровская, 27. Первым директором театра стал назначенный градоначальником Александр Гор. В первоначальном виде труппа актеров просуществовала почти без изменений в течение 20 лет, не раз выезжая с гастролями в Ростов-на-Дону, Новочеркасск. Наряду с комедиями и водевилями в репертуаре театра значились постановки по классическим пьесам Шекспира, Гоголя.
Начиная с 1845 года городские власти обращаются к царскому правительству с просьбой о выделении средств на строительство нового театрального здания, но безуспешно. В 1863 году по инициативе таганрогских купцов и помещиков в город была приглашена итальянская оперная труппа. После ее успешного выступления решили построить для театра отдельное здание. Для «возведения здания для сценических представлений, в которых ощущается потребность всеми сословиями» в мае 1865 года в городе организовали акционерное общество с капиталом в 45 тысяч рублей, в него вошли многие известные купцы Таганрога.
Двухэтажное здание в стиле неоклассицизма строилось по проекту итальянского архитектора К. Лондерона, приглашенного из Одессы, и русского архитектора Н. Трусова. Строительство обошлось в 55 000 рублей. Театр был построен в предельно короткие сроки, за восемь месяцев. Уютный камерный зал с прекрасной акустикой, тонкая лепка, изящная роспись — все является уменьшенной копией известнейшего миланского театра «Ла Скала». Здание сохранилось до наших дней. 25 ноября 1866 года состоялось первое представление — артисты исполняли сцены из итальянских опер.
С 1866 по 1886 год в театре существовали две труппы — итальянская оперная под управлением итальянского антрепренера Луиджи Росси де Руджеро и русская драматическая под управлением Н. Новикова. Оперная была популярнее, имея в своем составе около 100 исполнителей против 20 в драматической. В репертуаре театра были оперы Россини, Верди, Глинки, Чайковского. На сцене театра выступали известные итальянские исполнители Белатти, Зангери. В 1870-х годах драматическая труппа также становится популярной и ее состав увеличивается в два раза. В те годы в Таганроге гастролировали знаменитые трагики Айра Олдридж, Эрнесто Росси, Томазо Сальвини. В 1874 году город выкупил акции, приобретя здание театра в свою собственность.
В 1895 году за постановку запрещенной пьесы Льва Толстого «Власть тьмы» был привлечен к уголовной ответственности антрепренер Н. Синельников. В 1896 году в театре была поставлена и с огромных успехом принята публикой «Чайка» А.П. Чехова. В 1901 году в здании театра состоялся первый киносеанс в Таганроге. Шесть последних предреволюционных лет в таганрогском театре работала труппа антрепренера госпожи Н.К. Шатлен.
После Октябрьской социалистической революции в театральной деятельности наблюдался застой, поднимался даже вопрос о закрытии театра. Пьесы из театральной библиотеки Шатлен в 20-е годы были переданы в городскую библиотеку. В 1920 году театр был национализирован и назван народно-художественным. На его сцене, наряду с произведениями классической драматургии, ставились новые пьесы — «Выстрел» А. Безыменского, «Королевский брадобрей» А. Лунарчарского, «Васса Железнова» М. Горького. Организаторами нового театра были С.Д. Орский и В.Г. Ордынский, впоследствии главный режиссер и художественный руководитель. На сцене театра по-прежнему гастролировали известные артисты из центральных театров, например, мхатовцы О. Книппер-Чехова, А.Л. Вишневский, И.М. Москвин, А.К. Тарасова. В последующие годы театром руководили А.Б. Надеждов, затем К.Т. Бережной, работали актеры М.А. Куликовский, Г.Е. Леондор, Е.А. Алмазов, Ф.В. Григорьев и др.
В 1941 году Таганрог был оккупирован немцами. Многие актеры были отправлены на фронт, имевшие еврейское происхождение — расстреляны фашистами. Во время войны театр не прекращал своей работы, но спектакли и игра актеров-непрофессионалов были низкого качества. В основном, театр работал как музыкальный. Именно в это время немцы построили оркестровую яму.
В 1943 году город был освобожден от немецко-фашистских захватчиков. В 1944 году театру было присвоено имя Антона Павловича Чехова. Своей труппы после освобождения города театр не имел, сцена предоставлялась гастролировавшим популярным артистам эстрады и кино и другим театральным коллективам. В состав труппы вошли выпускники курса ГИТИСа Михаила Тарханова — Л. Антонюк, Е. Солодова, Н. Богатырев, Н. Подовалова. Режиссерами-педагогами этого курса были В. Белокуров и В. Мартьянова. 10 января 1945 года на сцене чеховского театра была сыграна дипломная работа курса — пьеса Чехова «Три сестры».
Последующие 20 лет были наиболее плодотворными в истории таганрогского театра. Коллектив творческих единомышленников сложился в начале 1960-х годов, когда в состав чеховского театра вошел молодой актер Петр Шелохонов и его удачно поддержали опытные сценические партнеры — Клара Тузова, В. Шагов, К. Киреева, В. Карпащиков, С. Коваль, О. Воробьева и основной состав труппы. Большой успех, отраженный в союзном журнале «Театр» (№ 8 за 1965 год) заслужил спектакль «Иванов» по одноименной пьесе А.П. Чехова. Роль Иванова в этом спектакле исполнил Шелохонов, который вскоре был приглашен в Ленинград. В конце 1960-х коллектив талантливых единомышленников распался. К сожалению, самые талантливые артисты таганрогского театра уехали в Москву и Ленинград.
С 1966 года по 1979 год главным режиссером театра был заслуженный деятель искусств РСФСР Владимир Станиславович Цесляк. В 1967 году состоялся выпуск Ростовского училища искусств, который полностью вошел в состав чеховского театра — Тамара Беленко, Нелли Ергакова, Нина Пантелеева, Валерий Солохин, Семен Краснюк. Продолжали работать и ветераны театра О. Воробьева, К. Тузова, В. Гармашев, А. Ионов, В. Шагов, К. Киреева. Наряду с русской классикой ставились и современные пьесы: «Разлом» Б. Лавренева, «Забыть Герострата» Г. Горина, «В списках не значился» Б. Васильева, «Четыре капли» В. Розова, «Сказки старого Арбата» А. Арбузова.
В 1977 году, в год 150-летнего юбилея, театр был приглашен в Москву со спектаклем «Дядя Ваня», поставленным на таганрогской сцене главным режиссером театра имени Моссовета П. Хомским. Роль Астрова в этом спектакле исполнил Аристарх Ливанов, после гастролей оставшийся в Москве в театре имени Моссовета. А в роли Елены Андреевны дебютировала молодая актриса Елена Федоровская. Позднее она стала признанной чеховской актрисой таганрогского театра, воссоздала почти все женские образы из пьес Антона Павловича. Помимо «Дяди Вани» московскому зрителю в этой поездке были показаны спектакли «Беспокойная старость» Рахманова, «Ривьера» Мольнара, «Последняя инстанция» Матуковского и сказка Устинова «Бочка меда».
С октября 1977 года по 1980 год главным режиссером театра был Юлий Авдеевич Тамерьян, с 1980 по 1985 — Георгий Всеволодович Цветков, который начал осваивать малую сцену: спектакли ставились в «Лавке Чеховых», в чеховской гимназии. За время руководства Цветковым на сцене театра прошли премьеры спектаклей «Тихий Дон» по М. Шолохову, «Спешите делать добро» М. Рощина, «Черный монах» по Чехову. С 1985 по 1987 главным режиссером театра был выпускник Московского театрального училища им. Щукина Александр Васильевич Иваненко.
С 1987 по 1990 год главным режиссером театра работал Михаил Викторович Изюмский. Он открыл новую страницу в жизни театра, предложил новый, оригинальный метод репетиций, новый репертуар. Спектакли по пьесам Юрия Олеши «Зависть», «Майя» Разумовской, «Мастер и Маргарита» Булгакова в постановке Александра Урбановича имели бурный успех и привлекли в театр нового зрителя.
В январе 1990 года руководство театром возглавил литератор, журналист и театральный критик Владимир Федоровский. Осенью 1990 года театр покинули режиссеры Михаил Изюмский, а затем и Александр Урбанович и Владимир Рогульченко. После их ухода Федоровский возрождает в театре институт главных режиссеров и приглашает на эту должность Бориса Горбачевского, который возглавлял театр до конца 1994 года. Федоровский работал в театре до осени 1994 года. За это время он организовал и провел в Таганроге пять театральных фестивалей, осуществил, совместно с Московским товариществом режиссеров, проект постановки «Вишневого сада» (режиссер Ю.А. Калантаров) с участием английской актрисы театра и кино леди Кэролайн Блэкистон. Презентация «Вишневого сада» состоялась 18 марта 1991 года в Москве, в театре «Эрмитаж». На ней присутствовали послы Великобритании и Израиля. Театр ежегодно выезжал на все чеховские фестивали в Ялту, Москву, Владимир со спектаклями «Чайка», «Три сестры», «Дядя Ваня», «Вишневый сад» и «Медведь».
При поддержке О.Н. Ефремова в 1991 году театр получил статус Мемориального чеховского театра. По замыслу и при содействии Министерства культуры РФ, СТД и МХАТ городской театр должен был перейти в федеральное подчинение и стать общероссийской и международной творческой лабораторией и центром по сбору и изучению мирового опыта постановок чеховской драматургии, лучшие образцы которых воссоздавались бы на таганрогской сцене. В формирование этого замысла многое внесли О.Н. Ефремов, В.Я. Лакшин, Стив Ле Флеминг, Кэролайн Блэкистон. Они провели большую организационную работу, чтобы Таганрог стал городом регулярного (раз в два года) проведения «Международных театральных фестивалей на родине А.П. Чехова». Первый из таких фестивалей В.Г. Федоровский, совместно с известным театроведом и театральным критиком Ланой Гарон, организовал и провел в мае 1993 года. В нем приняли участие лучшие театры России, Грузии, Японии и Италии.
В 1991 году по инициативе Федоровского была создана театральная студия, которую возглавили режиссер Светлана Ливада и актер театра Александр Топольсков. При студии начала работать группа артистов кукольного театра. Затем на основе студии в городском музыкальном училище был создан актерский курс, который возглавил Борис Горбачевский. Сегодня выпускники этого курса успешно работают в ведущих московских театрах.
В июле 1994 года, не найдя поддержки своим реформам у труппы, В.Г. Федоровский выступает в «Таганрогской правде» со статьей, объясняющей сложившуюся ситуацию, и уходит из театра. На посту директора его сменяет заслуженный работник культуры России Тамара Прокофьевна Бувалко. За годы ее руководства (1994—2006 гг.) театр основательно перепрофилируется, изменив свой статус с мемориального на муниципальный. Из-за творческих разногласий уходит Борис Горбачевский. Театр переходит на постоянную работу с разовыми приглашенными режиссерами. В эти годы ставятся чеховские «Скрипка Ротшильда», «Леший» и «Иванов». Из других значительных спектаклей следует отметить «Бег» по Булгакову, и «Царевич Алексей» Д. Мережковского.
Весной 1998 года французская ассоциация «Мир без границ» наградила таганрогский театр призом «Золотая пальма». Чеховский театр получил и приглашение участвовать в российском фестивале «Золотая маска». В настоящее время в репертуаре театра значатся спектакли: «Три сестры», «Душечка», «Человек в футляре» А.П. Чехова, «Голодранцы или аристократы» Э. Скарпетта, «Пер Гюнт» по мотивам одноименной пьесы Г. Ибсена, «странные люди» Л. Андреева, «Небесный тихоход» М. Самойлова, «Семейка Краузе» А. Коровкина, «Зойкина квартира» М. Булгакова, «Ох, уж эта Анна» М. Камолетти и другие.
Городской театр в Таганроге, XIX в.
Городской театр в Таганроге, XIX в.
Городской театр в Таганроге, XIX в.
Городской театр им. Чехова в Таганроге
Городской театр им. Чехова в Таганроге
Мемориальная доска Чехову на театре в Таганроге
Памятный знак на балконе театра в Таганроге