Вернуться к По следам Чехова

Александринский театр в Санкт-Петербурге

Адрес: Россия, г. Санкт-Петербург, пл. Островского, 6

Александринский театр (полное официальное название — «Национальный драматический театр России (Александринский)», в просторечии — Александринка, Пушкинский театр) — петербургский театр, один из старейших драматических театров России, сохранившихся до нашего времени. Он был открыт в 1756 году. С 1832 года театр стал называться Александринским. Название было дано в честь супруги императора Николая Первого Александры Федоровны. 31 августа (12 сентября) 1832 года, через 76 лет после организации труппы, театр получил здание, созданное зодчим Карлом Росси, обращенное главным фасадом к Невскому проспекту. Здание является одним из выдающихся архитектурных памятников Петербурга, выполнено в стиле ампир. В настоящее время признано объектом культурного наследия народов РФ федерального значения.

Александринский театр — знаковое место в жизни Антона Павловича Чехова. Здесь состоялся его петербургский дебют в качестве драматурга: в 1889 году на сцене театра сыграли пьесу «Иванов». Антон Павлович приходил сюда и на репетиции, и, само собой, на премьеру, на которой ему устроили восторженную овацию. В Александринском театре ставили «Предложение», «Медведя». 17 октября 1896 года в Александринском театре состоялась премьера пьесы Чехова «Чайка» (режиссёр Евтихий Карпов), окончившаяся грандиозным провалом. Этот провал даже вошел в историю мирового театра. Чеховская «Чайка» — важнейший для Александринского театра драматургический текст. После провала премьеры к пьесе неоднократно возвращались, от постановки Михаила Дарского (1902 год) до последнего по времени спектакля Елены Павловой (2023 год).

История Александринского театра

В 1801 году архитектор Бренна перестроил стоявший на месте теперешнего сквера большой деревянный павильон в театр, в котором итальянский антрепренер Антонио Казасси организовал итальянскую оперную труппу. Это помещение со временем перестало удовлетворять растущие потребности города, и в 1811 году было решено соорудить новый, каменный театр. Однако осуществление идеи отодвинулось из-за нестабильной ситуации — военные конфликты с Турцией, война с Наполеоном 1812 года.

В 1818 году вопрос о постройке театра был поднят вновь. Проект поручили А. Модюи, но он не справился. П. Жако представил свой проект по собственной инициативе в 1822 году, но и у него проект не предусматривал создание ансамбля площади. В том же году границы сада были сужены, а площадь, образовавшаяся между Публичной библиотекой и садом Аничкова дворца, была передана театральной дирекции.

В начале 1828 года было реконструировано здание экзерциргауза на Дворцовой площади. Существовало несколько проектов по созданию театра на его месте, но в итоге был построен Штаб гвардейского корпуса, а новый каменный театр было решено построить у Невского проспекта. Окончательный вариант проекта, созданного Карлом Росси, был утвержден 5 апреля 1828 года, в том же году началось строительство здания театра. Как и другие здания театрального комплекса, театр построен из кирпича и оштукатурен, изначально все здания были светло-серого тона, а скульптуры были окрашены под бронзу.

31 августа 1832 года в центре Петербурга, на Александринской площади (ныне площади Островского), на месте деревянного «Малого» театра, состоялось торжественное открытие нового величественного ампирного здания театра. Основной фасад театра — со стороны Невского проспекта оформлен глубокой шестиколонной лоджией коринфского ордера. Боковые фасады здания выполнены в виде восьмиколонных идентичных значительно выступающих портиков. С другой стороны к театру ведет спроектированная Росси и составляющая общий ансамбль с театром улица, перспективу которой замыкает на всю ширину задний фасад театра, на котором пилястры на глухой стене «как бы останавливающей бег колонн к ней» между выступающими угловыми ризалитами перекликаются с колоннами лоджий главного фасада. В основном объеме здания размещены зрительный зал и сцена, его опоясывает чуть более низкий объем с вспомогательными помещениями.

Здание окаймляет скульптурный фриз с античными театральными масками и гирляндами лавровых ветвей. В нишах на торцевых фасадах — статуи муз (Талии и Мельпомены), на аттике главного фасада — квадрига Аполлона. Работы вели В.И. Демут-Малиновский, С.С. Пименов, П. Трискорни. В 1840 году были сняты статуи с аттиков здания, в 1847 году убрали муз из ниш фасадов. На 1841 год в театре было 107 лож (10 в бенуаре, 26 лож первого яруса, 28 — второго, 27 — третьего и 16 — четвертого), балкон на 36 человек, галерея четвертого яруса на 151 место, 390 мест в пятом ярусе, 231 кресло в партере (9 рядов) и 183 места за ними. В общей сложности театр мог вместить в себя до 1700 человек.

В интерьерах создан контраст высокого парадного зрительного зала и невысоких вспомогательных помещений, что подчеркивает масштабы зала. Центральный вестибюль для зрителей ложи, партера, бенуара и первого яруса расположен у галереи под лоджией. Он квадратный в плане, бра и люстра вестибюля бронзовые. Свод плоский, изначально с росписью в технике гризайль, стены серые. От вестибюля в фойе вели две парадные трехмаршевые лестницы, из фойе с бронзовой люстрой, резными золочеными дверями, беломраморными каминами с зеркалами можно было выйти на лоджию с позолоченной чугунной решеткой балкона. На своде фойе была роспись, желтые обои стен были «под штоф», мебель в фойе была в стиле ампир. Для зрителей 2—5 ярусов небольшие вестибюли были сделаны в боковых портиках. В театре были водопровод и канализация, впервые для театрального здания была сделана система парового отопления и приточно-вытяжная вентиляция.

На протяжении всего XIX века театр был флагманом театральной жизни столицы, в стенах этого театра рождалась история русской театральной культуры. В первой половине века, после победы в Отечественной войне 1812 года, повышенной популярностью пользовались легкие жанры — комедия и водевиль. В театре шли пьесы таких авторов, как М.Н. Загоскин, Н.И. Хмельницкий и А.А. Шаховской, А.С. Грибоедов. Комедийный репертуар театра исполнялся такими актерами, как М.И. Вальберхова и И.И. Сосницкий.

Театр был предметом особого внимания императоров и дирекции императорских театров, особенно при Николае I. Этот период обозначен расцветом водевиля. Выдающиеся актеры в 1830—1850-е — Н.О. Дюр, В.Н. Асенкова, А.В. Каратыгин, И.И. Сосницкий. В театре были впервые поставлены «Горе от ума» Грибоедова (1831), «Ревизор» Гоголя (1836), «Гроза» Островского (1859). Во второй половине XIX века в театре сложилась труппа, связанная с именами В.Н. Давыдова, К.А. Варламова, М.Г. Савиной, П.М. Свободина, В.В. Стрельской, В.П. Далматова, М.В. Дальского, П.А. Стрепетовой, затем В.Ф. Комиссаржевской.

C 1920 года стал именоваться «Государственный театр драмы» (или «Ак-драма» — от «академический»), затем ему было присвоено имя А.С. Пушкина. В театре, прозванном в 1920-е «режиссерской меккой», в разное время работали режиссеры Всеволод Мейерхольд, Игорь Терентьев, Сергей Радлов, Николай Акимов, Николай Петров, Леонид Вивьен, Григорий Козинцев, Георгий Товстоногов и многие другие мастера сцены.

Во время Великой Отечественной войны театр был эвакуирован. 3 сентября 1941 года артисты прибыли в Новосибирск; театр работал в помещении театра «Красный факел».

В 1990-е годы название «Александринский» вновь стало официальным. В мае 2010 года началось строительство второй сцены театра, планировавшейся еще с 1980-х. 15 мая 2013 года новая сцена была открыта спектаклем-лабораторией «Преступление» по мотивам романа Федора Достоевского «Преступление и наказание». Комплексная реставрация к 250-летию театра прошла в 2005—2006 годах, в частности, были отреставрированы люстры. В 2022—2023 годах прошла реставрация фасадов.

Национальный драматический театр России, Александринский театрТеатр в Санкт‑ПетербургеДостопримечательность в Санкт‑Петербурге

Александринский театр в Санкт-Петербурге

Александринский театр в Санкт-Петербурге

Александринский театр в Санкт-Петербурге

Александринский театр в Санкт-Петербурге

Александринский театр в Санкт-Петербурге

Александринский театр в Санкт-Петербурге

Александринский театр в Санкт-Петербурге

Александринский театр в Санкт-Петербурге

Александринский театр в Санкт-Петербурге