Адрес: Россия, Республика Крым, г. Ялта, ул. Кирова, 112
Воздвигнут дом в 2¼ этажа, белый дом, который извозчики и татары называют «Белой дачей».
А.П. Чехов. Из письма Г.И. Россолимо, 11 октября 1899 г.
Антон Павлович Чехов последние пять лет жизни прожил в Ялте. Здесь он построил дом, названный местными жителями «Белой дачей» из-за белых стен. Решение о покупке участка земли в Ялте он принял осенью 1898 года. В сентябре этого года Чехов приехал в Ялту с намерением провести зиму на юге. Из-за прогрессирующего туберкулезного процесса в легких ему было противопоказан московский климат, и врачи рекомендовали жить на юге. В Ялте Антон Павлович остановился сначала на даче «Стратеиз» Н.Н. Бушева, затем в доме доктора И.И. Иванова. В октябре он переехал на дачу «Омюр», принадлежавшую его знакомой Капитолине Иловайской, где и прожил почти полгода, до апреля 1899 года. В этом году осень в Крыму была очень теплой, до поздней осени цвели розы, и очарованный по-летнему теплой погодой писатель решил остаться здесь жить каждую зиму.
Уже к концу сентября Чехов решил приобрести небольшое имение Кучук-Кой в 27 верстах от Ялты. Тогда же он решил построить небольшой дом в самой Ялте, о чем написал в начале октября сестре «...местные доктора настойчиво советуют завести маленький домик и в Ялте. Такой домик, чтобы, уезжая, можно было запирать его и брать с собой ключ. Здешний банк дает деньги на дом, и я уже подглядел землю <...> с превосходным видом на море и горы <...> Если бы мне через 10—15 лет иметь дом в Ялте и маленький хутор в окрестностях, то я бы ничего больше не хотел для своей старости». Участок площадью 37 соток с остатками старого виноградника, о котором говорил Чехов, находился в окрестностях Ялты, в деревне Верхняя Аутка (в настоящее время это территория города), рядом с татарским кладбищем.
Сначала Чехов планировал построить небольшой дом для себя, но 12 октября 1898 года умирает отец. «Выскочила главная шестерня из мелиховского механизма, и мне кажется, что для матери и сестры жизнь в Мелихове утеряла теперь всякую прелесть и что мне придется устраивать для них теперь новое гнездо», — писал Чехов. Уже 20 октября Чехов пишет брату Ивану: «Я, кажется, уже купил участок. После совершения купчей напишу подробности. Участок очень хороший, все хвалят». Брату Михаилу Павловичу в эти же дни писал: «Я покупаю в Ялте участок и буду строиться, чтобы иметь место, где зимовать. <...> Со мной зимовала бы и мать. Здесь зимы нет; конец октября, а розы и прочие цветы цветут взапуски, деревья зелены и тепло. <...>». В этом же письме он говорит о строительстве дома: «Строить сам я не буду, все сделает архитектор. К апрелю дом будет готов. Участок, с городской точки зрения, большой; поместится и сад, и цветник, и огород». Участок земли стоимостью 4 тысячи рублей Чехов купил в долг.
Для создания проекта и постройки дома Антон Павлович пригласил молодого московского архитектора Льва Николаевича Шаповалова. Они познакомились начале ноября 1899 года в книжно-табачном магазине «Русская избушка» караима Синани. О своем знакомстве с Чеховым и строительстве «Белой дачи» Шаповалов написал воспоминания. Для архитектора это был первый серьезный проект в Крыму. Позднее он построил в Крыму более 50 зданий, в том числе виллу «Елена» и здание театра в Ялте.
Над проектом дома архитектор работал вместе с Антоном Павловичем и его сестрой Марией Павловной на даче «Омюр». При его создании не придерживались какого-либо архитектурного стиля. По замыслу Чехова дом должен быть очень скромным, простым, уютным и удобным. Двоюродному брату Георгию Митрофановичу сообщал о своих планах: «Тут в Ялте я уже купил себе клочок земли и начинаю строить логовище, приличное нашему чину и званию. Рассчитываю, что зимовать в Ялте будет со мной и мать. Дом будет теплый, хозяйственный, и жизнь здешняя похожа на таганрогскую <...> надо полагать матери понравится, <...> Участок я купил по случаю дешево»
К началу декабря проект дома был готов. Антон Павлович и Мария Павловна его одобрили, вскоре начали завозить строительные материалы. В декабре неожиданно ударили морозы, поэтому к строительству приступили в январе 1899 года. Строился дом из местного бутового камня. Дом был построен за десять месяцев. В доме общей площадью 284 ㎡ было девять комнат. Четыре комнаты на первом этаже, четыре — на втором и одна — в мезонине для сестры Чехова Марии Павловны. Отопление в доме было печное, в нем было шесть печей и камин в кабинете писателя. В нем было пять входов и он очень удачно вписался в рельеф местности. Как отмечал Антон Павлович, в новом доме «удобства американские»: был подведен водопровод, имелись две туалетные и одна ванная комнаты (позже, в 1912 году, дом был электрифицирован).
Подрядчиком стройки был «опытный и бойкий человек» — Бабакай Осипович Кальфа, который закупал строительные материалы, нанимал рабочих, вел денежные расчеты и составлял отчеты для Чехова. В начале января 1899 года Антон Павлович понимает, что суммы, в которую он планировал вложиться, не хватит и в конце месяца он подписывает договор на 25 лет на право издания своих произведений с Санкт-Петербургским издателем А.Ф. Марксом. За все напечатанное раньше Чехов получал 75 тысяч и дополнительно за новые произведения согласно договора.
Чехов активно следил за строительством, во время отъезда он получал подробные письма — отчеты от подрядчика. К лету 1899 году был готов флигель, в котором находилась кухня и комнаты для прислуги. 20 июля Чехов увидел полностью построенный дом, в котором велись отделочные работы. На следующий день он написал сестре: «Ялтинский дом очень хорош. Лучше не надо. Комнаты малы, но это не бросается резко в глаза. Виды со всех сторон замечательные, а из твоей комнаты такие виды, что остается пожалеть, что этого дома у нас не было раньше. Флигель готов совершенно. Уютно и мило». 22 июля Чехов писал брату Ивану: «Я в Ялте. <...> Перебираюсь к себе во флигель. Дом вышел великолепный».
Когда дом был достроен, Антон Павлович написал сестре в Москву: «Ялтинский дом очень хорош. Лучше и не надо. Комнаты малы, но это не бросается резко в глаза. Виды со всех сторон замечательные, а из твоей комнаты такие виды, что остается пожалеть, что этого дома не было у нас раньше». 9 сентября 1899 года в Ялту приехала мать Чехова Евгения Яковлевна с кухаркой Марьюшкой и сестра Мария Павловна. В этот день Антон Павлович писал Ольге Книппер: «Наши приехали. Помаленьку размещаемся в большом доме. Становится сносно. Телефон. От скуки звоню каждый час». В доме еще не все было готово, не все вставлены двери, замки и другие мелкие недоработки, которые со временем были завершены.
Александр Иванович Куприн о доме Чехова писал так: «Вся белая, чистая, легкая, красиво несимметричная, построенная вне какого-нибудь определенного архитектурного стиля, с вышкой в виде башни, с неожиданными выступами, со стеклянной верандой внизу и с открытой террасой вверху, с разбросанными то широкими, то узкими окнами, — она походила бы на здание в стиле модерн, если бы в ее плане не чувствовалась чья-то внимательная и оригинальная мысль, чей-то своеобразный вкус».
Чехов обустраивал участок по своему вкусу, он выписывал ботанические журналы, переписывался с известными садоводами, заказывал саженцы и семена со всего мира. Работы в саду начались почти одновременно с постройкой дома: на террасах Антон Павлович собственноручно высаживал деревья, кустарники, цветы. Создание его продолжалось в течение пяти лет жизни А.П. Чехова в Ялте. «Сад будет необыкновенный. Сажаю я сам, собственноручно. Одних роз посадил сто — и все самые благородные, самые культурные сорта, 50 пирамидальных акаций, много камелий, лилий, тубероз и проч., и проч.» — отмечал Чехов. Чехов завел тетрадь, в которую записывал все, что было им посажено на участке. Антон Павлович любил прогуливаться по дорожкам сада, отдыхать на скамейке. В саду жили любимцы Чехова: ручной журавль Журка и две дворняги Тузик и Каштан. В настоящее время в саду сохранились деревья, посаженные Антоном Павловичем. Среди них три кедра, две шелковицы, кипарисы и груша, возле которой любила отдыхать Мария Павловна.
В ялтинском доме Чехов написал рассказы «Архиерей», «Невеста», «На святках», «Дама с собачкой», повесть «В овраге», пьесы «Три сестры» и «Вишневый сад», подготовил к изданию первое Полное собрание сочинений. Здесь в гостях у Чехова бывали поэты и писатели Л. Андреев, И. Бунин, К. Бальмонт, М. Горький, В. Короленко, А. Куприн, Д. Мамин-Сибиряк, художники В. Васнецов, И. Левитан, К. Коровин, композитор С. Рахманинов, певцы Ф. Шаляпин, В. Панина. В апреле 1900 года труппа Московского художественного театра во главе с К. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко гастролировала в Ялте с чеховскими спектаклями «Чайка» и «Дядя Ваня». Актеры и режиссеры часто приходили в дом Чехова.
Постройка дома обошлась в 20 тысяч рублей. В мае и июне 1904 года Мария Павловна провела большие работы по ремонту канализации и водопровода. Отремонтировала кабинет Чехова, были заделаны все трещины и кабинет был оклеен новыми обоями, которые Антон Павлович вместе с сестрой выбрал зимой в Москве. Мария Павловна спешила закончить этот ремонт, так как Чехов писал, что приедет в Ялту в августе или даже раньше. Но в Ялту Чехов уже не вернулся.
После смерти Антона Павловича Чехова «Белая дача» осталась его сестре Марии Павловне Чеховой, которая прожила в ней до конца жизни. До 1917 года зимой она жила в Москве, работая над материалами архива брата, а лето, чтобы сберечь обстановку и проследить за ремонтом, проводила в ялтинском доме. Дом приходилось постоянно ремонтировать, архитектор Л.Н. Шаповалов оказался не очень опытным, молодым. Он построил дом на оползне, поэтому в стенах постоянно появлялись трещины, дом оказался очень холодным, приходилось перекладывать печи, бороться с сыростью, которая появлялась на северных стенах комнат первого этажа и в кладовке. Мария Павловна содержала дом на средства, поступавшие от авторских отчислений за постановки пьес брата, и от изданного ею эпистолярного наследия писателя. Весной 1917 года сестра и мать писателя переехали из Москвы в Ялту на постоянное место жительства. Евгения Яковлевна Чехова скончалась 3 января 1919 года и похоронена в Ялте.
Музей в ялтинском доме Чехова был официально учрежден в 1921 году, а Мария Павловна Чехова была назначена его заведующей. Она руководила музеем 36 лет, сохранила в неприкосновенности всю обстановку мемориальных комнат, многочисленные письма, рукописи, документы, личные вещи писателя, благодаря которым чувствуется живое присутствие мастера слова. В 1927 году дом Чехова сильно пострадал от землетрясения, в течение двух лет его восстанавливали. С 1926 по 1936 год на даче жил младший брат Антона Павловича Михаил Павлович. Он внес большой вклад в историю ялтинского Дома-музея, помогал Марии Павловне в работе над путеводителем по музею. Михаил Павлович умер в 1936 году и похоронен в Ялте. В 1957 году скончалась и бессменный директор музея Мария Павловна Чехова. Она также похоронена на старом кладбище Ялты рядом с матерью и братом Михаилом Павловичем.
В настоящее время дом-музей Чехова в Ялте является основным структурным подразделением «Крымского литературно-художественного мемориального музея-заповедника». Это единственный чеховский музей, в котором сохранилась подлинная обстановка: дом, мебель, вещи и даже предметы стоят на тех же местах, как было при жизни великого писателя и драматурга. В музее хранятся более 33 тысяч предметов основного фонда и единиц научно-вспомогательных материалов, из которых больше 4 тысяч — это личные вещи Антона Павловича Чехова.
Из писем, написанных в Ялте Чеховым сестре Марии Павловне во время строительства «Белой дачи»
8 ноября 1898 г. Копию с фасадов пришлю, Шаповалов уже кончает чертить.
15 ноября 1898 г. <...> вчера 14-го было у меня заседание насчет постройки (архитектор, подрядчик, Синани и я) <...> Архитектор наш немножко вял и меланхоличен; поэтому приглашаю в надзиратели за постройкой одного человечка, очень опытного и бойкого. <...> Я думаю, что в Ялте никому не будет так удобно, как мамаше. Кухня будет великолепная, удобства американские, вода, подвал, сушильня, звонки, телефон. В Аутской церкви звонят к обедне в 10-м часу. Возле нашей дачи живет извозчик, который будет возить по утрам очень дешево.
20 ноября 1898 г. Постройку начали. Груша не уцелеет. Подрядчика моего (главного) зовут так: Бабакай Осипыч Кальфа. Внизу в доме будет три комнаты, плюс кладовая, ватер и подвал.
22 ноября 1898 г. <...> Вчера я был на постройке. Кучи черного песку, яма для известки, ломают плетень, турки ничего не понимают, дым; грязь липнет к ногам, сосед Мандраджи, турок <...> пристает с разговорами; я махнул рукой и пошел домой. Архитектор не попадается мне на глаза, у него не все еще готово. Недоразумение с водопроводом. Одним словом, строиться везде скучно. Но зато вид с нашего участка! Это не вид, а рахат-лукум. <...> Посетители мне мешают работать. <...> Как хорошо, что я купил землю не в Ялте, а в Аутке.
29 ноября 1898 г. <...> Постройка подвигается. Никаких недоразумений. Все тихо, мирно; Синани каждый день ходит на участок и собирается сажать деревья. Чистят колодезь. <...> Как только возведут фундамент, сниму фотографию и пришлю.
4 декабря 1898 г. Насчет постройки не беспокоюсь, никаких беспокойств нет и не может быть, потому что на постройке я бываю очень редко, и то в качестве не хозяина, а почетного гостя. Забор делаем каменный; вообще все делаем так, чтобы потом сто лет не понадобилось ремонта.
17 декабря 1898 г. Когда я затеял покупку участка на Аутке, то выписал аванс в 5 тыс. в счет книг. Одну тысячу отдал в уплату за землю (которая стоит 4 тыс.), тысячу в счет работы, две тысячи за Кучукой, 500 пошли на купчие, на аванс архитектору <...> В Аутке уже готов каменный забор. Стало уютно. Работа еще на точке замерзания, ибо водопровод еще не готов, без воды же нельзя работать. Колодезь весь вычерпали.
9 января 1899 г. Развлечение у меня только одно — постройка, да и на той я бываю очень редко, так как на участке грязно, вязнут калоши. В снег и в дождь строиться нельзя, и потому постройка подвигается еле-еле, чуть-чуть. Архитектор рисует внутренность кабинета, камин, окна. Выходит ничего себе.
16 января 1899 г. Постройка подвигается. Обещают кончить дом к весне, но вот беда: сажать теперь деревья нельзя, потому что сломают каменщики, весной же будет уже поздно — итак, все лето и зиму придется, пожалуй, просуществовать на пустом дворе (если не считать 20 существующих деревьев).
4 февраля 1899 г. В доме, в верхнем этаже, будет паркетный пол. Дом немножко увеличен, так что комната мамаши и столовая будут шире и длиннее на 1 аршин или несколько даже более. В нижнем этаже — целая квартира. Делать ли у тебя в башне паркетный пол?
9 февраля 1899 г. Аутская дача будет и красива, и удобна. Тебе и мамаше очень понравится, к твоему приезду, т. е. к июню, будет уже все готово. <...> Я нанял турку, его зовут Мустафа. Очень старается. Спит в сараишке. Физиономия добрая, силища громадная, нищета, трезвость и благородные принципы. Купил ему лопату, кирку и топор. Будем копать и потом сажать деревья. Когда построили забор, участок стал казаться громадным.
19 февраля 1899 г. В Ялте погода ужасная. То снег, то дождь — при сильном ветре. Постройку занесло, давно уже не работают.
2 марта 1899 г. Ялтинская дача обойдется не дороже 10 тыс., но увы, увы! вчера архитектор объявил, что готова она будет только в августе. К лету будет готова только кухня с тремя комнатками, в которых можно будет жить. В Ялте на сих днях обвалился один дом, и теперь архитекторы боятся строить в сырую погоду. <...> Архитектор просит тебя выбрать образцы обоев (для кабинета темные), получше и подороже, и прислать, чтобы он заблаговременно мог выбрать и одобрить.
14 марта 1899 г. Третьего дня подул горячий ветер, вдруг наступило лето, и теперь не могу сказать, как чудесно кругом. Вчера и сегодня я сажал на участке деревья и, буквально, блаженствовал, так хорошо, так тепло и поэтично. Просто один восторг. Я посадил 12 черешен, 4 пирамидальных шелковицы, два миндаля и еще кое-что. Деревья хорошие, скоро дадут плоды. И старые деревья начинают распускаться, груша цветет, миндаль тоже цветет розовыми цветами. Птицы, по дороге на север, ночуют здесь в садах и поутру кричат, например, дрозды... Дом уже начинает вылезать из земли. Фундамент закончен. Положены балки.
29 марта 1899 г. Дом поднимается. Закипела работа.
20 июля 1899 г. Ялтинский дом очень хорош. Лучше не надо. Комнаты малы, но это не бросается резко в глаза. Виды со всех сторон замечательные, а из твоей комнаты такие виды, что остается пожалеть, что этого дома у нас не было раньше. Флигель готов совершенно. Уютно и мило.
29 июля 1899 г. Кухня уже готова, комната для Марьюшки тоже. В твоей комнате настилают паркет; хотели оклеить обоями, но я остановил, сказав, чтобы подождали твоего приезда. Комнаты моя и мамаши будут готовы к первому сентября совершенно, т. е. будет и пол, и обои, и оконные приборы. Внизу приготовляют одну комнату для Куркина. Я живу во флигеле, устроился уютно. Тесно от вещей, и большую услугу оказал мне твой шкаф, куда я прячу белье. В передней тоже не будут трогать стен до твоего приезда. Обои будут только у меня и у мамаши. Ватерпруф спешат кончить. В колодезе вода хорошая. <...> На сих днях поставлю телефон.
31 августа 1899 г. Меня водят за нос. Полы и ватерпруф все еще не готовы, и не знаю, когда будут готовы, и воображаю, какая чепуха будет, когда вы приедете. Кухня и помещение для Марьюшки готовы совершенно.
1 сентября 1899 г. Полы настилают и торопятся с ватерпруфом, но вот беда: кровати еще не пришли. Преемник Бодри выслал 13 авг., значит, придут кровати около 5—10 сент. Спать не на чем. Есть кровать только для Марьюшки, есть диван — и больше ничего. Обои придут из Одессы через неделю. Вы приедете как раз во-время: начинаются лунные вечера.
Л.Н. Шаповалов. Проект дома А.П. Чехова в Ялте
План участка А.П. Чехова в Ялте
Дом А.П. Чехова в Ялте. Открытка начала XX в.
Строящийся дом Чехова, 1899 г.
Дом Чехова в Ялте
Антон Павлович Чехов на «Белой даче»
Антон Павлович Чехов у окна дома в Ялте
А.В. Средин. Кабинет дома А.П. Чехова в Ялте. Работа сделана при жизни писателя по просьбе О.Л. Книппер-Чеховой
Дом Чехова в Ялте
Дом-музей «Белая дача». Северный вход
Дом-музей «Белая дача». Столовая
Дом-музей «Белая дача». Комната для гостей
Дом-музей «Белая дача». Комната О.Л. Книппер
Дом-музей «Белая дача». Комната О.Л. Книппер
Дом-музей «Белая дача». Комната для родных
Дом-музей «Белая дача». Кабинет А.П. Чехова
Дом-музей «Белая дача». Спальня А.П. Чехова
Дом-музей «Белая дача». Комната матери Чехова
Дом-музей «Белая дача». Гостиная
Дом-музей «Белая дача». Веранда и балкон
Дом-музей «Белая дача». Комната Марии Павловны Чеховой
Дом-музей «Белая дача». Сад
Дом-музей «Белая дача». Сад
Дом-музей «Белая дача». Сад