Адрес: Россия, г. Москва, ул. Никольская, 17
«Славянский базар» — гостинично-развлекательный комплекс, располагавшийся с 1872 по 1917 год в Москве на Никольской улице. Гостиница с примыкающим полукруглым торговым корпусом была построена по проекту Роберта Гедике. В 1873-м помещение магазина перестроено архитектором Августом Вебером, на его месте открылся первый в городе ресторан русской кухни. Подрядчиком работ выступал предприниматель Александр Пороховщиков.
Комплекс «Славянский базар» был центром общественной жизни города. В его стенах читали лекции историки Михаил Погодин, Нил Попов, физик Николай Любимов, выступала с гастролями труппа Сиамского придворного театра, давал концерты Объединенный московский хор цыган. Гостиница считалась премиальной, и в основном номера снимали золотопромышленники, министры и землевладельцы. Но там останавливались и представители творческой интеллигенции: Антон Чехов, Петр Чайковский, Глеб Успенский, Владимир Стасов и Николай Римский-Корсаков, впервые посетивший Москву.
В 1887 году после премьеры оперы «Черевички» в ресторане прошел вечер чествования Петра Чайковского, а в 1890-м банкет в честь чешского композитора Антонина Дворжака. 21 июня 1897 года в одном из уединенных кабинетов «Славянского базара» произошла знаменательная встреча Владимира Немирович-Данченко и Константина Станиславского, положившая начало Московскому художественному театру. В дальнейшем заведение стало излюбленным местом всей труппы и творческой интеллигенции Москвы. Тут отдыхали Константин Бальмонт, Сергей Поляков, Иван Бунин. В этом месте за завтраком впервые встретились для обсуждения совместной работы представитель Императорских театров и Федор Шаляпин, служивший тогда в Мамонтовской опере.
Антон Чехов, неоднократно бывавший в «Славянском базаре», назначил тайную встречу героев рассказа «Дама с собачкой» Дмитрия Дмитриевича Гурова и Анны Сергеевны фон Дидериц в вестибюле гостиницы. Также он упоминает «Славянский базар» в рассказе «Мужики», повести «Три года» и пьесе «Чайка»: беллетрист Тригорин («Чайка») посещал Нину Заречную в гостинице в «Славянском базаре», Дмитрий Дмитриевич Гуров и Анна Сергеевна фон Дидериц («Дама с собачкой») договариваются, что встретятся в Москве в «Славянском базаре».
«Славянский базар» был указан в путеводителе 1915 года «По Москве» как одно из престижнейших мест города. «Фешенебельный "Славянский базар" с дорогими номерами, где останавливались петербургские министры, и сибирские золотопромышленники, и степные помещики, владельцы сотен тысяч десятин земли, и... аферисты, и петербургские шулера, устраивавшие картежные игры в двадцатирублевых номерах», — писал Владимир Гиляровский.
История «Славянского базара»
Первые упоминания о территории «Славянского базара» относятся к концу XVI века. Тогда участок был разделен на три части, одна из которых принадлежала нидерландскому купцу Ивану Деваху по прозвищу Белобород. Позднее она перешла во владения предпринимателя Андреаса Феса, а согласно переписи 1626 года — в ведомство торгового дома де Фогеларов. Рядом с купеческими палатами находились хоромы для дипломатических посланников. На третьем участке располагались владения Михаила Романова.
Во времена правления Михаила Федоровича вся территория принадлежала князю Ивану Воротынскому. Род Воротынских оборвался в 1679 году и владения на Никольской улице перешли в ведомство Разрядного приказа. Тогда на этом месте располагалась каменная трехэтажная усадьба, украшенная крыльцом с массивным шатром. В 1700-м дом выкупил на аукционе за 5 тысяч рублей граф Борис Шереметев. Предположительно, новый владелец не перестраивал главное здание, однако осовременил свое жилище: пристроил со стороны улицы два симметричных флигеля, огородил территорию гнутой чугунной оградой и установил площадку для запуска фейерверков.
В январе 1761 года землю с обветшалым домом приобрела Синодальная типография. Изначально в усадьбе разместились мастерские и библиотека, но строение оказалось настолько ветхим, что в 1773-м для реконструкции строения пригласили архитектора Василия Яковлева. Его проект не понравился комиссии Каменного приказа, и в 1781 году работы перепоручили Елизвою Назарову. Новый печатный дом был выстроен вдоль линии улицы и имел посередине ворота, ведущие во внутренний двор, позднее их дополнили каменным куполом.
Чтобы увеличить доходы, руководство Синодальной типографии сдавало помещения в аренду фирме «А. Пороховщиков и Н. Азанчевский». Александр Александрович Пороховщиков (1833—1918), был дворянином, записавшимся в купеческое сословие. Он вел строительный бизнес, владел каменоломнями, цементным заводом, одним из первых занялся асфальтированием московских мостовых. Кроме того, Александр Александрович выступил издателем журнала «Русская жизнь», да и сам брался за перо — выпустил публицистический труд «Самодержавие на Святой Руси накануне XX в. Его расхищение, обезличение и восстановление».
Пороховщиков задумал реорганизовать здание в гостинично-развлекательный комплекс с элитными номерами для приезжих, торговой площадкой и концертно-лекционным залом. В 1869-м на заседании Синода было принято решение перестроить дом по проекту Роберта Гедике за счет собственных средств. Архитектор дополнил здание третьим этажом и мансардой, а также возвел во внутреннем дворе полукруглое помещение, которое изначально использовалось под магазины. Всего в здании находилось 68 номеров и 12 кабинетов для деловых встреч и заказных обедов.
Торжественное открытие «Славянского базара» произошло 10 мая 1872 года, художник Илья Репин так описал это событие:
К назначенному часу открытия вечером зашипели щегольские шины красивых карет; великолепные гайдуки, ливрейные джентльмены в высоких цилиндрах, разодетые дамы и панство, панство без конца; все уже дворянство стало, о степенствах и помину уже не было; мундиры, мундиры, мундиры! А вот и сам его Преосвященство. Сколько дам, девиц света в бальных туалетах!
Среди помещений гостиницы особенно выделялся лекционный зал «Русская беседа», отделанный по эскизам Андрея Гуна при участии архитектора Павла Ивановича Кудрявцева. Помещение было украшено деревянной резьбой и поливными изразцами. Комната могла вместить 450 человек и освещалась выписанными из Лондона электрическими лампами. Зал украсило полотно «Славянские композиторы» молодого тогда еще Репина. Картина, воплощающая идею братства русских, польских и чешских сочинителей, для недавнего выпускника Академии художеств стала неплохим заказом. Живописец запросил за работу 1500 рублей, значительно понизив цену, предлагаемую другими претендентами на этот заказ.
Пианист и дирижер Николай Григорьевич Рубинштейн составил список музыкантов, изображенных художником на холсте: М. Глинка, М. Балакирев, В. Одоевский, Н. Римский-Корсаков, И. Ласковский, А. Львов, С. Монюшко, Ф. Шопен, А. Серов, М. Огинский, Б. Сметана, Э. Направник и др. Ныне творение Репина хранится в Большом зале Консерватории.
В 1873 году полукруглый магазин при гостинице был перестроен под ресторан. Для проведения работ Пороховщиков выписал австрийского архитектора Августа Вебера. Он превратил трехэтажную торговую площадку в просторное помещение с высокой стеклянной крышей, добавившей естественное освещение. Драматург Петр Боборыкин так описывал заведение:
Чугунные выкрашенные столбы и помост, выступающий посредине, с купидонами и завитушками, наполняли пустоту огромной махины, останавливали на себе глаз, щекотали по-своему смутное художественное чувство даже у заскорузлых обывателей откуда-нибудь из Чухломы или Варнавина. Идущий овалом ряд широких окон второго этажа с бюстами русских писателей в простенках показывал изнутри драпировки, обои под изразцы, фигурные двери, просветы площадок, окон, лестниц. Бассейн с фонтанчиком прибавлял к смягченному топоту ног по асфальту тонкое журчание струек воды. От них шла свежесть, которая говорила как будто о присутствии зелени или грота из мшистых камней. По стенам пологие диваны темно-малинового трипа успокаивали зрение и манили к себе за столы, покрытые свежим, глянцевито-выглаженным бельем.
Шеф-поваром «Славянского базара» был Владимир Иванов. Визитной карточкой заведения стал эксклюзивный коньяк, который продавался в закупоренном графине, расписанном позолоченными журавлями. В конце трапезы тара доставалась гостю, оплатившему счет. Благодаря этому появилась поговорка «Завтракали до журавлей». К концу XIX века «Славянский базар» был единственным рестораном русской кухни в Москве с официантами, обслуживающими посетителей во фраках, все остальные места именовались трактирами, где половые носили белые брюки и рубахи. В меню ресторана значились блюда русской кухни: пироги с визигой, окуньки в сметане, расстегаи, окрошка, рябчики на вертеле.
Во время октябрьского вооруженного восстания 1917 года «Славянский базар» служил штабом Красной армии. После революции гостинично-развлекательный комплекс пришел в запустение и был закрыт, на его месте расположился Дворец строителей имени Михаила Ивановича Калинина и Народный комиссариат юстиции. В 1921—1922 годах помещение ресторана принадлежало труппе Московского театра оперетты. Главный корпус в разное время занимали Театр юного зрителя, Кукольный театр, Музыкальный детский театр и Театр комедии, где в это время работал Леонид Утесов. Ресторан снова открылся только в 1966 году. Здесь опять подавали старомосковскую сборную солянку, похлебку «по-суворовски» из осетрины, фруктовый суп с бисквитами, квас.
В июле 1992 года комплекс был признан объектом культурного наследия. Но в ночь с 20 на 21 декабря 1993 года здание «Славянского базара» пострадало от крупного пожара, который едва не уничтожил помещение ресторана. От него остались только каменный остов и фрагменты декора. Позднее в Замоскворечье появилось одноименное заведение, никак не связанное с исторической постройкой.
С начала 1990 годов главный корпус занимает Музыкальный театр имени Бориса Покровского, который в 2017-м получил статус камерной сцены Большого театра. В апреле 2014 года был разработан план реконструкции помещения ресторана и объявлен тендер на проведение работ. Через два месяца Департамент культурного наследия Москвы установил порядок и охранные обязательства по отношению к памятнику культуры. В мае 2016 года был подготовлен проект реставрации фасадов сгоревшего корпуса, прошедший госэкспертизу. В мае 2017 года Мосгорнаследие выдал разрешение на проведение научно-исследовательских работ на территории комплекса. В июне 2018 года вынесен на общественное обсуждение акт государственной историко-культурной экспертизы проектной документации по приспособлению для современного использования памятника. К сожалению, здание до сих пор так и не восстановлено.
Ресторан «Славянский базар» в Москве
Ресторан «Славянский базар» в Москве
Ресторан «Славянский базар» в Москве
Ресторан «Славянский базар» в Москве
Ресторан «Славянский базар» в Москве
Ресторан «Славянский базар» в Москве
Ресторан «Славянский базар» в Москве
Ресторан «Славянский базар» в Москве
Ресторан «Славянский базар» в Москве
Ресторан «Славянский базар» в Москве
Ресторан «Славянский базар» в Москве
Ресторан «Славянский базар» в Москве
Ресторан «Славянский базар» в Москве
Камерная сцена Большого театра в Москве
Камерная сцена Большого театра в Москве
Камерная сцена Большого театра в Москве