В письмах 80-х годов Чехов признавался, что очень любит «править» чужие сочинения — даже просил Суворина присылать ему для «шлифовки» рассказы из «Нового времени», а позже стал редактировать для него ряд «субботников» и выступал в качестве редактора рассказов неизвестных авторов для журнала «Русская мысль».
Это занятие Чехов считал «гимнастикой для ума». Таких «правок», где можно было бы сопоставить первоначальный вариант с чеховским, осталось, к сожалению, не очень много, но и сохранившиеся дают представление о том, как могла происходить эта редакторская работа.
Среди них, например, — рукописи Е. Шавровой и А. Писаревой или правка, сделанная Антоном Павловичем в рассказе Короленко «Лес шумит» из книги «Очерки и рассказы». (И выполненная, по всей видимости, исключительно для себя — сам Короленко ее никогда не видел). Кстати, Толстой пошутил как-то, что если бы Чехов редактировал произведения Короленко, то из рассказа последнего получилось одно предложение.
В рассказе «Лес шумит» из первоначального текста и впрямь исчезло многое: Чехов вычеркнул начало, отдельные фразы, излишние подробности и описания, повторы и «лирические воспоминания» в речи главных героев. В общем, все, что, по его мнению, «перегружало» произведение — и стилистически, и семантически. Эта правка — прекрасный образец того, какой Чехов видел прозу — с его страстью к емкости, сдержанности, описательной краткости, умению выразить многое при помощи нескольких фраз.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |