Том I
Введение
Часть первая. До «Вишневого сада» А.П. Чехова (середина XIX века — 1898)
Глава 1. Отцы и дети Алексеевы, Бостанжогло и другие
Купцы первой гильдии, потомственные почетные граждане Москвы В.С. Алексеев и М.И. Бостанжогло, основатели фабрик: текстильной «Владимир Алексеев» и табачной «М.И. Бостанжогло и сыновья». — «Прежде у нас на балах танцевали генералы...» — Балы, их каноны и их участники в загородной усадьбе деда Станиславского В.С. Алексеева в Покровском-Стрешневе.
Второе колено текстильных купцов-фабрикантов: Алексеевы — Владимировичи; Сапожниковы; Третьяковы — Михайловичи; В.Д. Коншин. — Второе колено табачных фабрикантов: Бостанжогло — Михайловичи. — Семейные, деловые, гражданские, культурные и духовно-нравственные традиции богатого московского купечества. — Н.Г. Рубинштейн в доме А.В. и Е.М. Алексеевых на Пречистенке. — Создание на купеческие деньги Московского отделения Русского музыкального общества. — Купеческие жены Алексеевы, двойной портрет: Елизавета Васильевна, урожденная Яковлева, и Елизавета Михайловна, урожденная Бостанжогло.
Третье колено Алексеевых: кузен Станиславского Н.А. Алексеев, купец «настоящий», и братья Владимир и Константин Сергеевичи — купцы, «смягченные цивилизацией».
П.И. Чайковский в доме Н.А. и А.В. Алексеевых в Леонтьевском. — Общественная карьера Н.А. Алексеева. — Н.А. Алексеев в МО РМО и на церемонии коронации Александра III в Москве. — Н.А. Алексеев, гласный Московской думы, и московский городской голова либерал Б.Н. Чичерин. — Н.А. Алексеев — московский городской голова. Его значение для истории Москвы.
Двойной портрет канительных фабрикантов Алексеевых — Сергеевичей, купцов «ненастоящих»: Константин Сергеевич — несостоявшаяся надежда Н.А. Алексеева, его путь наверх, прерванный театром — по следам кузена и под его руководством (участие в церемониях похорон Н.Г. Рубинштейна и коронации Александра III в Москве; МО РМО) и Владимир Сергеевич — его призвание музыканта и его жертва семейному долгу.
Глава 2. Другая жизнь: безотцовщина. А.П. Чехов, В.И. Немирович-Данченко и их московские литературные отцы
Отцы и дети Чеховы и Немировичи-Данченко. — Домосковские культурно-театральные параллели в жизни гимназистов Чехова и Немировича-Данченко. — «Отцы и дети» Тургенева и базаровские гены в природе дарования Чехова. — Пьеса Чехова «Безотцовщина» и фактор первого «шока» от невостребованности драмы в его литературной биографии.
Разгильдяи братья А.П. и Н.П. Чеховы и их связь с «теткой-провиицией». — Чехов в увеселительных садах и в увеселительных заведениях Москвы начала 1880-х. — Московские дебюты Немировича-Данченко в театральной журналистике. — Его Островский. — Чехов и Немирович-Данченко на спектаклях Сары Бернар, в императорском Малом театре и в частном театре А.А. Бренко близ памятника Пушкину.
Юмор Чехова начала 1880-х как вид посттургеневского нигилизма. — Его герои — не-герои: люди из хора, хористы и хористки. — Новое мышление в россыпи газетно-журнальных юморесок А. Чехонте.
Московская редакция юмористического журнала «Будильник» как литературное гнездо писателей-восьмидесятников. — Учителя и ученики. — Н.П. Кичеев (Никс) и А.Д. Курепин (Московский фланер) — дети «эпохи освобождения». — Канительный фабрикант Н.А. Алексеев на курепинских страницах московского «Будильника» и в фельетоне Чехова «Осколки московской жизни» в петербургском юмористическом журнале Н.А. Лейкина. — Смерть Тургенева в освещении либеральных «Русских ведомостей» и «осколочный» «тургеневский» рассказ А. Чехонте «В ландо». — Курепин — первооткрыватель таланта Чехова. — Соавторы Никс и Кикс (Кичеев и Вл.И.Немирович-Данченко). Кичеев — первооткрыватель таланта Немировича-Данченко. — От Антоши Чехонте к Чехову и от Кикса к Немировичу-Данченко.
Литературный кружок Кичеева и Курепина. — Общность Чехова, Немировича-Данченко и Амфитеатрова как людей одной литературной генерации. — «Нетвердость взглядов» и «идейная пустота» как художественная идеология писателей-восьмидесятников, детей эпохи Александра III.
«Маленькие писатели» Чехов и Немирович-Данченко в литературном пространстве Тургенева. — Вырождение базаровско-рудинского нигилизма в герое тургеневской повести Немировича-Данченко «Карасюк». — «Хоральная» тенденция в чеховской юмористике, беллетристике и в драме «нового фасона» — без героя в центре.
Суворин и поездка Чехова на Сахалин как преодоление кружковского либерального сознания.
Первое заграничное путешествие Станиславского. — Алексеев-Станиславский, купец «благонамеренной российской закваски», как человек реально-практического действия. — Его идеологическая неангажированность.
Глава 3. Купцы и беллетристы
Чехов и Немирович-Данченко: заочное соперничество. — От «вы» к «ты».
Станиславский — актер-любитель. — Его проект сближения литераторов и артистов в театре Общества искусства и литературы. — Станиславский — режиссер московского бала в честь открытия театра Общества искусства и литературы и костюмированных праздников в Благородном собрании. — Чехов на балах у Станиславского. Их первые встречи.
Станиславский в костюме и в роли Дон Жуана. Его идеалы мужественности в жизни и на сцене. — Автопортрет Станиславского начала 1890-х в ролях молодых купцов Островского. — Открытие приемов самовыражения в актерском искусстве. — Паратов, Дульчин, Ростанев — Костенев, Уриэль Акоста, Отелло: герои — не-герои.
Режиссерские дебюты Станиславского в театре Общества искусства и литературы: «Горящие письма» П.П. Гнедича и «Плоды просвещения» Л.Н. Толстого. — Перерастание принципов оперной режиссуры Ф.П. Комиссаржевского. — Чехов и Немирович-Данченко о «Плодах просвещения» Толстого. Общность и расхождения со Станиславским. — Элементы и приемы повествования в режиссуре Станиславского. — Основные принципы режиссуры Станиславского в его спектаклях 1890-х в театре Общества искусства и литературы. — Потепление Чехова к любителям.
Накануне открытия Художественно-общедоступного театра. — Купчиха В.А. Морозова (Хлудова), ее гражданский муж редактор «Русских ведомостей» В.М. Соболевский и покойный купец И.А. Алексеев в рассказе А.П. Чехова «На подводе» для «Русских ведомостей». — Счеты В.А. Морозовой со Станиславским и Немировичем-Данченко. — Недоверие Чехова к богатому купцу КС.Алексееву и к идее «общедоступности» в театре.
Станиславский и Немирович-Данченко в Художественно-общедоступном театре. Разделение властей. — Принципы «слияния» и отчетливость каждого голоса в постановке чеховской «Чайки». — Режиссерская партитура спектакля. Стихийное слияние Станиславского с Чеховым. — «Живые лица» и чудо «Чайки» в Художественном.
«Неслияние» Станиславского с Чеховым и Немировичем-Данченко в трактовке ролей Нины Заречной и беллетриста Тригорина. — Тригорин Чехова: не «хуже Тургенева» и не «хуже Толстого», а дальше Тургенева и дальше Толстого. — Немирович-Данченко о роли Тригорина. — Купец-беллетрист джентльмен М.А. Морозов (М. Юрьев) и Тригорин — Станиславского.
Купец первой гильдии В.С. Алексеев и Чехов. — Купцы — персонажи романа П.Д. Боборыкина «Однокурсники». — Купеческие дочки сестры Смирновы. — Четвертое колено Бостанжогло в зрительном зале Художественного театра.
Том II
Часть вторая. «Вишневый сад» А.П. Чехова и художественного театра. Начала и концы (1902—1904)
Глава 1. Любимовский контекст «Вишневого сада» Чехова
А.П. Чехов и О.Л. Книппер-Чехова. Житейские проблемы лета 1902 года. — Долюбимовский замысел пьесы. — Выбор Любимовки. — Станиславский о «типах» Любимовки. — Любимовское окружение Чехова. Алексеевы и их прислуга: няня Фекла Максимовна; горничная Дуняша; Дуняшин Володя; лакей Егор. — Станиславский о них как о прототипах Дуняши, Пети Трофимова, Епиходова и Яши. — Образ Елизаветы Васильевны Алексеевой, матери Станиславского, «либеральной старухи», как подходящая модель для образа Раневской в первоначальном замысле «Вишневого сада». — Брат и сестра Станиславского Владимир Сергеевич и Анна Сергеевна Алексеевы как возможные модели для чеховских образов брата и сестры Гаева и Раневской. — Веселый-невеселый бал у Штекеров как прообраз вишневосадского бала. — Проговоры Чехова как первые штрихи будущей пьесы. — Гувернантка детей Бостанжогло-Смирновых англичанка Лили Глассби. — Станиславский о прототипе Шарлотты Ивановны.
Любимовская подпитка первоначального замысла.
Любимовская молодежь четвертого колена Алексеевых и Бостанжогло в поле зрения Чеховых. — Дуняшин Володя, Мика Алексеев, «смирновские девицы». — Модели персонажей в поисках автора. Их письма Чехову. — Дуняшин Володя; вечный студент-художник Владимир Сергеев-2, знакомый Чехова; Наташа Смирнова и молодые персонажи «Вишневого сада» и «Невесты» Чехова. — «Факультеты» Дуняшиного Володи — Владимира Сергеевича Сергеева — и Наташи Смирновой после «Вишневого сада» и «Невесты» как вариант реальности в перспективе чеховских Пети Трофимова, Ани Раневской, Саши и Нади Шуминой.
Глава 2. Автор и театр
Чехов: веселость и меланхолия. — Последняя пьеса: трагедия или фарс? — Режиссерский план Станиславского и комедийные типы слуг. — Распределение ролей. — Лопахин и Станиславский. — Раневская и Книппер-Чехова. — Шарлотта и Муратова. — Фирс и Артем. — Внутритеатральная ситуация. — Репетиционные поиски ролей Ани и Пети. Силуэты Горького, Сулержицкого и Дуняшиного Володи в Пете Трофимове Чехова и Станиславского. — Декорации спектакля, — Чехов на репетициях «Вишневого сада». — Премьера «Вишневого сада» в Художественном театре и чествование Чехова 17 января 1904 года. — Маня и Наташа Смирновы на премьере «Вишневого сада» в Художественном.
Глава 3. Конец чеховской поры
Конец сезона 1903/04 гг. — Премьера «Юлия Цезаря» в Петербурге. — «Летучие заметки» Лейкина о «Юлии Цезаре» как последняя заочная встреча Чехова и Лейкина. — Другая петербургская критика «Юлия Цезаря», спектакля Немировича-Данченко.
Роман Горького и Андреевой глазами художественников в ялтинской чеховской почте. — Срочные московские актерские вводы в «Вишневый сад»: Адурская — Дуняша, Косминская — Аня, Литовцева — Варя. — Отзвуки русско-японской войны в мироощущении Чехова, художественников и Бостанжогло-Смирновых.
Четвертое испытание Чехова и художественников «Дальним Севером». — Смена критического тона петербургской прессы 1904 года в отношении к Чехову и Художественному театру. — «Нововременская клика»: Юрий Беляев и Виктор Буренин.
Комедийность петербургской редакции спектакля. — «Мажор» Качалова в роли Пети Трофимова — «извращение перспективы». — Кугель, Гуревич, Философов и Амфитеатров о «проблемах идеализма» в «Вишневом саде» Чехова и Художественного театра. — Издатель и редактор «Нового времени» на «Вишневом саде» Чехова. Последняя «беседа» Суворина и Чехова. — Петербургская гастроль «Вишневого сада» москвичей и отклики на нее в столичной прессе как веха в размежевании российской интеллигенции накануне первой русской революции.
Май 1904-го. Чехов: последняя московская весна. — Между Любимовкой и Москвой. — Первая жизнь, свершившая «печальный круг». — Смерть и похороны Чехова сердцем и в письмах Мани Смирновой. — Сороковины. — Метерлинковский триптих Станиславского в Художественном — реквием по Чехову.
Маня Смирнова. Ее письма о первой траурной чеховской годовщине и о Художественном театре. — «Старая жизнь» четвертого колена Алексеевых и Бостанжогло между двух русских революций: свадьба Мики Алексеева и Александры Павловны Рябушинской; замужество Мани Смирновой.
Часть третья. «Прощай, старая жизнь!», «Здравствуй, новая!» (1905—1950-е)
Глава 1. «Вишневый сад», его создатели и критика «под топором времени» (1905—1917—1924)
Посмертная судьба Чехова и его «Вишневого сада» в Художественном. — 1905 год и его влияние на критику петербургских гастролей «Вишневого сада» в 1908-м и киевских в 1910-х. — Чехов — новатор-символист.
Внутренние изменения в спектакле. — Преображение драмы в «стиль». — О.Л. Книппер-Чехова. Обретение легкости Раневской. — Упрощение и уплощение Гаева, Лопахина, Пети, Ани, Вари и Епиходова в исполнении Станиславского, Массалитинова, Подгорного, Кореневой, Ждановой, Лилиной и Михаила Чехова.
Расхлябанность постановки. — Попытки Станиславского спасти утраченную поэзию спектакля.
Февраль и октябрь 1917-го в судьбе Амфитеатровых, Чеховых и Алексеевых. — Падение «Дома Амфитеатровых», драма по сценарию А.П. Чехова «Падение дома Гаевых». — Первый акт: приезд Амфитеатровых из-за границы. — Второй акт: исповедальные разговоры Амфитеатрова с Горьким, Луначарским и Лениным. — Третий акт: квартирный вопрос в Москве и Петрограде. — Четвертый акт: арест А.В., И.В. и Д.А. Амфитеатровых и бегство их из России.
Станиславский в 1917-м. Попытки самоопределения. — «Вишневый сад» для товарЫщей. — 300-й «Вишневый сад» в Москве 1918 года. — Большевистские «понедельники» в МХТ. — Художественный театр без Книппер-Чеховой, без Качалова и без «Вишневого сада».
«Обломок» Художественного под «чужим небом» (1919—1920). — О.Л. Книппер-Чехова на юге России и в Европе. — Встреча с эмигрантской публикой: свидание «нас самих 15 лет назад — с нами». — «Вишневый сад» качаловской группы как драма прощания со «старой жизнью».
Художественный театр под советским небом. — Проблемы репертуара. — «Каин». Попытка контрчеховского спектакля. — Первоначальный замысел Станиславского: Авель и Каин как Христос и Антихрист. — Осуществленная версия: «Сбит с позиции, ударили по морде». — Новое в актерской технике Станиславского: хатка-йога в попытке освобождения «души» персонажа от физического «тела» актера. — Политические претензии ТЕО Наркомпроса к спектаклю Станиславского.
Большая кровь начала 1920-х и письма Станиславского Горькому и в инстанции о спасении «своих». — Расстрел кузена Станиславского В.Н. Бостанжогло. — Расстрел харьковского брата Станиславского Г.С. Алексеева. — Мытарства С.А. Стахович. — Арест руководительницы московского отряда «Армии спасения» Н.И. Константиновой. — Письмо пра-Шарлотты Ивановны — Лили Глассби, «солдата» «Армии спасения», — наркому Луначарскому.
Решение Станиславского об отъезде. — «Вишневый сад» Художественного как государственного театра под «чужим небом». — «Вишневый сад» как историческая трагедия и разночтения зрителей эмигрантских залов. — Демократические тенденции спектакля. — Петя Трофимов — Добронравова, Аня — Тарасовой, Варя — Пыжовой.
1924 год. — Возвращение домой. — Клятва Качалова — текстом монолога Гаева — служить «идеалам добра и справедливости», провозглашенным «новой», советской жизнью.
Глава 2. Чехов — «пророк русской революции» (1924—1950-е)
Двадцать лет без Чехова. — Б.В. Алперс. «Воскресающие мертвецы». — Чехов в школе современной пьесы. — 1928 год. Вторая редакция «Вишневого сада» в Художественном. — «Социальный фон». Новая трактовка ролей слуг. — Тридцатилетний юбилей театра и закрепление «Вишневого сада» в его репертуаре. — Череда юбилеев: 1934-й. Тридцать лет без Чехова. — 1935-й. Чехову семьдесят пять. — 600-й, 700-й, 800-й «Вишневый сад», 35 лет со дня премьеры «Вишневого сада» в Художественном.
О.Л. Книппер-Чехова — Раневская. История самообмана.
Глава 3. Пятый акт «Вишневого сада» — «одиссея нового мира»
Прогнозы автора и будущее чеховских персонажей в статьях современников Чехова: Мунштейна, Амфитеатрова, Гуревич, Суворина. — Перспектива чеховских Раневской, Гаева, Лопахина и Пети в сценических трактовках ролей на протяжении десятилетий жизни «Вишневого сада» в Художественном театре и в статьях советских критиков.
Реальная судьба «бывших» — пра-Раневских и пра-Гаевых.
Падение «Дома Алексеевых». Документальная хроника.
Брат и сестра В.С. Алексеев и А.С. Штекер в «новой жизни». — Два брата, двойной портрет: В.С. и К.С. Алексеевы. — Четвертое колено Алексеевых: супруги М.В. Алексеев (Мика) и А.П. Алексеева, урожденная Рябушинская. — Процесс Промпартии — «контрреволюционной вредительской и шпионской организации в текстильной промышленности». Архивно-следственное дело «шпионов»: М.В. и А.П. Алексеевых и Н.П. Рябушинской. — Выступление В.И. Качалова на митинге работников искусств против тех, кто мешает осуществлять коммунистические «идеалы добра и справедливости». — Тщетность усилий Станиславского спасти родных. — Трагическая развязка. Приговор ОГПУ. — Смерть М.В. Алексеева в Бутырской тюрьме. — Расстрел сестер А.П. Алексеевой и Н.П. Рябушинской. — Пятое колено бывших текстильных фабрикантов Алексеевых, последние: Д.И. Четвериков и С.М. Алексеев. Их архивно-следственные дела.
Конец бывших табачных фабрикантов Бостанжогло, Документальная хроника.
«Враги народа» В.Н., М.И. и В.В. Бостанжогло. — Арест Б.А. Гальнбека, сына А.Н. Бостанжогло-Гальнбек, и Н.С. Смирнова, сына Е.Н. Бостанжогло-Смирновой. — Семья Ивановых — Мани Смирновой, старшей дочери Е.Н. Бостанжогло-Смирновой. — А.С. Иванов и дело о вредительстве на Пермской железной дороге. — Последнее письмо о Художественном театре двоюродной племянницы Станиславского Мани Смирновой-Ивановой. — Праправнучка Мари Варле Таня Иванова.
Художница Н.С. Смирнова и профессор В.С. Сергеев: двойной портрет. Советская судьба пра-Ани Раневской и пра-Пети Трофимова.
Приложения. К.С. Станиславский. Третья редакция «Вишневого сада»
Приложение I
Литературный труд Станиславского. — Театральная школа А.Н. Торцова. — Метод психофизических действий в работе актера над ролью. — Оперно-драматическая студия им. К.С. Станиславского — реальная театральная школа в Леонтьевском.
Рукопись Станиславского по механизму вхождения актера в чеховские роли «Вишневого сада» в форме «Дневника ученика» и литературный труд Лилиной — ее дневник репетиций «Вишневого сада» в Оперно-драматической студии (1935—1941), «Дневник учителя». — Два акта «Вишневого сада» А.Н. Торцова. — «Костины директивы» в работе Лилиной над «Вишневым садом» в Оперно-драматической студии. — Воспоминания Станиславского об усадьбе Алексеевых «Любимовка» как о прообразе усадьбы Гаевых «Вишневый сад» и о себе как прототипе Лопахина. — Реальная педагогика Лилиной.
Приложение II
Первый акт. Ожидание. — Возвращение Раневской — Возвращение блудного сына. — Второй выход Раневской. — Проект Лопахина. — Анин мир. — Варин мир. — Выход Яши, Фирса, Шарлотты. — Весна.
Второй акт. Сцена Епиходова, Шарлотты и Дуняши — «Клуб самодеятельности». — Возвращение из ресторана. — Атака. — Первое сватовство Вари и Лопахина. — Перерождение Ани.
Третий акт. Задание ассистентам. — Сцена Вари и Раневской. — Сцена Пети Трофимова и Раневской: «Аскет и грешница». — Грянул гром. — «Я купил!» — Финал третьего акта.
Четвертый акт. Сцена Лопахина и Трофимова. — Сцена Яши и Дуняши. — Чужие... Неприкаянные... Лишние... — Сватовство Вари. — Обряд прощания. — Пять минут до отъезда.
Одна на весь дом. Лилина как Фирс «Вишневого сада» Чехова и Станиславского. — Последний «печальный круг». — Прощальные строфы Лилиной.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |