Диссертационная работа посвящена исследованию реализации категории диалогичности в художественной прозе А.П. Чехова.
Исследование феномена диалогичности приобрело актуальность во второй половине XX столетия в связи с формированием новой, антропоцентрической научной парадигмы, ориентированной на глобальный диалог и взаимодействие. Представления о диалоге как об основе бытия, заложенные в свое время в трудах М.М. Бахтина, М. Бубера, О. Розенштока-Хюсси и др. [Бахтин 1972, 1979; Розеншток-Хюсси 1994; Бубер 1995], и в частности высказанная М. Бубером идея диалогической ответственности, предполагающая возможность самораскрытия и самоопределения индивидуума только через «другого», то есть переход от монолога к диалогу, способствовали возрастающему интересу представителей различных гуманитарных наук к процессам коммуникации.
В лингвистике положение о диалогической природе мыслительной и речевой деятельности [Библер 1975; Бахтин 1979; Кучинский 1988 и др.] обусловило закономерное развитие функционально-коммуникативного подхода, согласно которому любой текст, в том числе монологический, является порождением акта коммуникации, направленного на его восприятие адресатом, и поэтому должен исследоваться с точки зрения прагматики не только адресанта, но и адресата — реального или гипотетического [Москальская 1981; Кожина 1983, 1986, 1987; Колшанский 1984 и др.].
В связи с пониманием письменного текста как отражения ситуации диалогического общения особую актуальность приобрело обращение языковедов к проблеме диалогичности текста. Развитие теории диалогичности в лингвистике обусловлено бахтинской идеей глобального диалога и связанным с ней представлением о полифоничности словесного произведения, проявляющейся в монологическом контексте [Бахтин 1979]. На основании постулата о диалогической природе монологического контекста диалогичность в современной лингвистике признается важнейшей текстовой категорией, рассматриваемой применительно к монологическим структурам текста, в рамках которых актуальны диалогические отношения.
Исследование категории диалогичности текста получило разнообразное и многоаспектное теоретическое обоснование. Большинство ученых отмечают, что диалогичность выступает в качестве основного свойства речи и одной из важнейших текстовых категорий [Кожина 1986; Красавцева 1987; Прохватилова 1999; Дускаева 2004; Арутюнова 2007; Болотнова 2009 и др.], а также одного из типологических признаков текста в целом [Федотова 2013].
В научной литературе обсуждается статус категории диалогичности. Так, М.Н. Кожиной обосновано положение о диалогичности как о функциональной семантико-стилистической категории [Кожина 1986, 1987 и др.]. Другой подход представлен в работах О.А. Прохватиловой, которая рассматривает диалогичность как речемыслительную функционально-семантическую категорию [Прохватилова 1999 и др.].
На материале текстов различной стилистической принадлежности — научных, публицистических, религиозных и рекламных — исследователями выявлены разноуровневые средства диалогичности [Кожина 1986, 1987; Красавцева 1987; Прохватилова 1999; Валгина 2003; Колокольцева 2006; Акиншина 2007; Чубай 2007; Дубских 2008; Смирнова 2008; Болотнова 2009; Матвеева 2010; Савлюкова 2010; Скорик 2010; Дорцуева 2011; Вотрина 2012 и др.]; выделены типы и описаны функции диалогичности [Прохватилова 1999; Чубай 2007; Вотрина 2012]. Вместе с тем художественные тексты в аспекте данной проблематики остаются малоизученными, при этом анализу подвергается преимущественно англоязычная проза [Амвросова 1987; Плеханова 2002; Скорик 2010 и др.].
Между тем категория диалогичности релевантна для художественных текстов, на что указывают литературоведческие исследования (см., прежде всего, работы М.М. Бахтина). Наиболее полно диалогичность повествовательных структур текста в литературоведческом аспекте рассмотрена на материале прозы А.П. Чехова. В частности, специалистами по творчеству писателя отмечалось, что чеховское повествование диалогично по своей природе, а потому диалогичность прозы А.П. Чехова неоднократно становилась объектом пристального изучения [Чудаков 1971; Катаев 1979; Линков 1982; Еремина 1983; Кройчик 1986, 2007; Сухих 1987; Громов 1989; Тюпа 1989, 2013; Кубасов 1990; О Вон Ке 2000; Капустин 2003; Петракова 2010; Кожевникова 2011; Лелис 2013 и др.].
Однако предлагаемый литературоведами подход не дает возможности выделить типы категории диалогичности и установить состав средств их создания в прозе А.П. Чехова, описать важнейшие функции данной категории в чеховском повествовании, выявить специфику функционирования категории диалогичности в различные периоды творчества писателя.
В связи с этим рассмотрение диалогичности прозы А.П. Чехова с лингвистических позиций позволит дополнить имеющиеся представления о категории диалогичности за счет привлечения в научный оборот нового материала, а также расширить существующие трактовки системы поэтических приемов писателя и наметить новые аспекты в осмыслении специфики речевых средств художественного стиля, что обусловливает актуальность настоящей диссертации.
Объектом изучения в данной работе выступает диалогичность авторского повествования в рассказах А.П. Чехова; предметом — типы диалогичности, языковые средства их выражения и функции.
В основу исследования положена следующая научная гипотеза: диалогичность является важным свойством повествовательной структуры художественной прозы А.П. Чехова и реализуется в двух типах — внутренней и внешней. Каждый из этих типов характеризуется определенной системой средств экспликации и набором функций. Соотношение и закономерности функционирования внутренней и внешней диалогичности обусловлены эволюцией творческого метода писателя, выразившейся в переходе от субъективной манеры ранней прозы к объективному типу повествования в произведениях последующих периодов.
Цель диссертационного исследования заключается в комплексном рассмотрении категории диалогичности в художественном тексте.
Достижение цели обусловливает решение следующих задач:
1) описать подходы к изучению категории диалогичности, обобщить имеющиеся достижения для формирования теоретической и методологической базы исследования;
2) выявить типы диалогичности в текстах рассказов А.П. Чехова;
3) установить состав языковых средств создания внутренней и внешней диалогичности и продемонстрировать специфику их употребления;
4) определить функции внутренней и внешней диалогичности в пространстве художественного текста;
5) охарактеризовать основные закономерности функционирования категории диалогичности в текстах рассказов А.П. Чехова и установить их связь с поэтикой и эволюцией творческого метода писателя.
Материалом для исследования послужили тексты извлеченных методом сплошной выборки рассказов А.П. Чехова, охватывающие весь период его творческой деятельности (1887—1904 гг.), с учетом предложенной А.П. Чудаковым и ставшей традиционной периодизации творчества писателя (1880—1887; 1888—1894; 1895—1904 гг.), в основе которой лежит принцип словесной, пространственной и идейной организации художественного текста [Чудаков 1971]. При этом были отобраны произведения (60 рассказов и повестей общим объемом более 40 печатных листов), в которых в качестве повествовательной формы используется третьеличный нарратив, предполагающий несовпадение фактического производителя речи с ее субъектом. Выбор такой структуры повествования прозаического художественного текста для анализа обусловлен тем, что она, в отличие от повествования от 1-го лица, традиционно считается более сложной, а ее стилистические ресурсы — практически не ограниченными [Солганик 1997].
В качестве единицы наблюдения избраны текстовые фрагменты произведений А.П. Чехова, содержащие диалогические языковые формы. Всего проанализировано более 3200 текстовых фрагментов.
Методологическую основу исследования составляют идеи о диалогичности как важнейшем свойстве сознания, мышления и речи, сформулированные в работах М.М. Бахтина [1972, 1979 и др.].
Теоретической базой при определении особенностей реализации категории диалогичности в художественной прозе А.П. Чехова, выявлении типов диалогичности и специфики их манифестации послужила разработанная О.А. Прохватиловой концепция диалогичности как функционально-семантической речемыслительной категории [см.: Прохватилова 1998, 1999, 2000 и др.].
Кроме того, нами были учтены основные положения касательно текстовой категории диалогичности и ее функций, сформулированные в трудах представителей Пермской научной школы функциональной стилистики, прежде всего М.Н. Кожиной [1983, 1986, 1987 и др.], Н.А. Красавцевой [1987] и Л.Р. Дускаевой [1995, 2004].
Изучение категории диалогичности в прозе А.П. Чехова осуществлялось под влиянием традиций, сложившихся в работах отечественных литературоведов, которые осмысливали диалогичность чеховского повествования как основу объективности художественного изображения действительности, что, как известно, является одним из принципов поэтики писателя [см.: Чудаков 1971; Катаев 1979; Еремина 1983; Кройчик 1986; Сухих 1987; Громов 1989; Тюпа 1989; Кубасов 1990; Кожевникова 2011 и др.].
Рассмотрение диалогичности в текстах рассказов А.П. Чехова проводилось с привлечением методов лингвистического наблюдения, описания и сопоставительного анализа, позволивших выявить особенности функционирования средств создания диалогичности; метода количественного подсчета языковых фактов, используемого при вычислении частотности и определении соотношения средств внутренней и внешней диалогичности в исследуемом материале; функционально-семантического и стилистического анализа, с помощью которых были описаны способы и приемы реализации средств внешней и внутренней диалогичности чеховского повествования.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые выделены типы категории диалогичности, функционирующие в художественной прозе А.П. Чехова; установлен состав и проанализировано соотношение средств создания внутренней и внешней диалогичности чеховского повествования; описаны функции и выявлена специфика реализации данной категории в различные периоды творческой деятельности писателя в соответствии с принципами его поэтики и эволюцией индивидуального стиля.
Теоретическая значимость диссертации состоит в дальнейшей научной разработке проблем функциональной стилистики и связана с уточнением представлений о специфике категории диалогичности в художественном тексте; выявлением важнейших закономерностей реализации категории диалогичности в художественной прозе А.П. Чехова.
Практическая ценность работы определяется тем, что основные положения диссертационного исследования могут быть учтены при составлении вузовских курсов стилистики русского языка и стилистики художественной речи; спецкурсов, посвященных проблемам анализа текста художественного произведения. Полученные результаты могут найти применение не только в лингвистике, но и в литературоведении — в рамках спецкурсов, связанных с изучением творчества А.П. Чехова.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Диалогичность является важным свойством авторского повествования художественной прозы А.П. Чехова и представлена двумя типами — внутренней и внешней, каждый из которых имеет свою систему средств экспликации и набор функций.
2. Внутренняя диалогичность чеховского повествования связана со сменой «точек зрения» в третьеличном авторском повествовании и реализуется посредством воспроизведения речи персонажа в форме прямой (внутренний монолог) и несобственно-прямой речи, сигналами которой выступают лексические (графически оформленное и графически не оформленное «цитирование») и грамматические (конструкции с различными глагольными формами, средства смены модального и темпорального плана, средства экспрессивного синтаксиса, неопределенные местоимения и наречия, указательные и усилительные частицы) средства при явном преобладании последних.
3. Внешняя диалогичность чеховского повествования эксплицируется с помощью введения. В монологический контекст диалогических языковых форм — индикативных глагольных и местоименных форм 2-го лица множественного числа, форм повелительного наклонения, вопросно-ответных единств, вопросительных предложений, обращений и «мы»-форм.
4. Внутренняя и внешняя диалогичность в прозе А.П. Чехова выполняют ряд функций. Внутренняя диалогичность, маркирующая отношения «автор — герой» и «герой — герой» (в рамках диалога героя с самим собой), реализует функцию диалогизации повествования, которая приводит к усилению драматургичности текста, и характерологическую функцию, связанную с созданием образа персонажа. Внешняя диалогичность чеховской прозы, отражающая отношения «автор — читатель», выполняет функции активизации внимания адресата речи, в частности вовлечения его в процесс описываемого действия либо привлечения внимания читателя к авторской оценке, обозначения иерархичных или симметричных отношений между субъектом и адресатом речи, а также обозначения статуса адресата.
5. В прозе А.П. Чехова внутренняя диалогичность преобладает над внешней. Доминирование внутренней диалогичности в рассказах всех трех периодов творчества писателя обусловлено реализацией одного из ведущих принципов чеховской поэтики — установкой на объективный тип повествования. Расширение внутренней диалогичности и практически полное свертывание внешней диалогичности начиная со второго периода связано со сменой повествовательных типов, выразившейся в переходе от субъективной манеры ранних рассказов к объективному повествованию.
Апробация работы. Основные теоретические положения и практические результаты исследования были обсуждены на региональных и международных научных конференциях: «От текста к печатному изданию: проблемы филологического анализа и редакторской подготовки» (Волгоград, 2014), XIX региональная конференция молодых исследователей Волгоградской области (Волгоград, 2014), IX международная научно-практическая конференция «Современные концепции гуманитарных наук: языкознание и литературоведение» (Екатеринбург, 2015), XX региональная конференция молодых исследователей Волгоградской области (Волгоград, 2015), IV международная научная конференция «Стилистика сегодня и завтра» (Москва, 2016). Результаты работы обсуждались на ежегодных конференциях молодых ученых в рамках Научной сессии Волгоградского государственного университета (2014—2016 гг.).
По теме диссертационного исследования опубликовано 10 работ общим объемом 3,4 п. л., в том числе три статьи в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цель и задачи исследования, объект, предмет, материал и методы его анализа, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, формулируются положения, выносимые на защиту.
Первая глава посвящена рассмотрению категории диалогичности как объекта филологического исследования. Описываются теоретические аспекты изучения данной категории в литературоведении и лингвистике. Раскрываются основные направления в изучении диалогичности прозы А.П. Чехова.
Во второй главе анализируются средства создания внутренней диалогичности чеховского повествования и специфика их использования, выявляются функции внутренней диалогичности и основные закономерности ее реализации в различные периоды творчества писателя.
В третьей главе устанавливается состав средств создания внешней диалогичности прозы А.П. Чехова, выделяются основные функции данной категории и рассматривается специфика ее функционирования по трем периода творчества писателя.
В заключении излагаются основные результаты исследования.
К оглавлению | Следующая страница |