Данная работа является логическим продолжением предшествующей нашей книги «Секреты чеховского художественного текста» (Астрахань, 1999). Это избавляет автора от необходимости вновь писать более или менее пространное предисловие.
В основе предлагаемой монографии лежат те же принципы, те же исходные посылки, используется та же методика анализа. В ней так же рассматриваются закономерности творческого метода А.П. Чехова, преломившиеся в тропах, прежде всего — в сравнениях, этих первичных составляющих чеховской художественности.
Как и в предшествующей книге, тропы в художественной системе писателя исследуются в их эволюции, от самых ранних прозаических текстов — до последних.
Возникает естественный вопрос: что же нового тогда может найти читатель в данной книге?
Как заметил Н.М. Фортунатов, «мы уверенно говорим по поводу1 литературного произведения, но, к сожалению, крайне беспомощны порой при изучении его художественной ткани, причин его эстетического воздействия на читателя. В особенности очевидна эта мысль, когда речь идет о Чехове. Исследователи до сих пор еще то и дело попадают в ловушку, подстроенную самой природой его творчества, его художественного мышления, полагая, что о прозе, в отличие от поэзии, можно говорить, отвлекаясь от формы воплощения авторского замысла, от самого художественного материала, несущего в себе, в особенностях своей организации поэтическую мысль, которая не может существовать вне тех отношений и связей, в которых она живет в произведении искусства»2. Слова эти сказаны более двадцати лет назад, но своей актуальности они не утратили и сегодня.
В предлагаемой монографии исследуется именно художественная ткань чеховского текста, один из ее аспектов, в значительной мере определяющий эстетическую действенность произведений писателя.
Объектом внимания здесь стали сравнительные обороты особого типа, создающие весьма специфические художественные эффекты. Углубленный анализ этих эффектов способен, по мнению автора, существенно скорректировать современное представление о картине мира в творчестве Чехова, о его художественном методе.
Примечания
1. Курсив, разрядка, полужирный шрифт в цитатах принадлежат цитируемым авторам.
2. Фортунатов Н.М. Архитектоника чеховской новеллы. Горький, 1975. С. 3.
К оглавлению | Следующая страница |